«21» марта 2012 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голоухова В.С. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Голоухов В.С. обратился в суд с иском к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование требований указал, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию, проживает с семьей в составе 6 человек в жилом помещении, жилой площадью 36 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ семья Г. состоит на учете на улучшение жилищных условий, как многодетная семья. В настоящее время номер очереди - №. Поскольку является инвалидом и был принят на учет нуждающихся в жилом помещении в составе семьи Голоуховой Г.В. до ДД.ММ.ГГГГ, считал, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения или безвозмездной субсидии на приобретение жилья. На этом основании обратился в суд и просил обязать ответчика предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилья или квартиру за счет средств федерального бюджета как семье инвалида. В процессе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил предоставить ему безвозмездную субсидию для приобретения жилого помещения на него и мать Голоухову Г.В. в размере 1500000 руб. Истец Голоухов В.С., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Его представитель, действующий на основании доверенности Голоухова Г.В., также привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, исковые требования с учетом их уточнения поддержала. При этом пояснила, что истец просит предоставить ему субсидию как инвалиду, принятому на учет нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ. Также указала на то, что Голоухов В.С. является инвалидом детства по психическому заболеванию - дебильность. В его интересах она и его отец Г.С.Н. неоднократно обращались как устно, так и письменно в администрацию МО «Коношское», ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Коношскому району», в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области по вопросу обеспечения жилым помещением. Вместе с тем, порядок получения безвозмездной субсидии или жилого помещения, за счет средств федерального бюджета лицу, являющемуся инвалидом, равно как семье, имеющей ребенка-инвалида, никто не разъяснил. Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, доказательств наличия уважительных причин его неявки не представило. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика администрация МО «Коношское», извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила и ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Коношскому району» своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрение дела в его отсутствие. Заслушав объяснения представителя истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 28.2. Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Во исполнение вышеуказанных положений Закона было принято постановление администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Порядок). В силу пп. «г» п. 7 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан, проживающие на территории Архангельской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ (далее - граждане) - инвалиды, в том числе инвалиды боевых действий. В качестве одной из форм предоставляемых мер социальной поддержки, согласно пп. 1 п. 2 Порядка, по выбору гражданина, является получение безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия). В соответствии с п. 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, для приобретения ими жилого помещения (далее - получатели субсидии). Размер субсидии определяется, исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв. метрам на человека, а также средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Архангельской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства, и исходя из числа лиц, относящихся к категориям получателей субсидии, указанным в п. 7 настоящего Порядка. Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, Голоухов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ был признан ребенком-инвалидом. Также установлено, что мать истца Голоухова Г.В., проживающая по адресу: <адрес>, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ по категории «многодетная семья», в составе семьи из пяти человек, включая мужа Г.С.Н., сына Г.А.С., 1981 г.р., сына Г.А.С., 1982 г.р., дочь Г.Е.С., 1985 г.р. После рождения истец Голоухов В.С. был также зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка жилищных условий по заявлению Голоуховой Г.В., о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного акта в ходе проверки жилищных условий семьи Голоуховой Г.В., проживающей по адресу: <адрес>, установлено, что в составе семьи проживает ребенок-инвалид Голоухов В.С. Как следует из справки администрации МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело Г.Г.С. были внесены дополнительные сведения и в состав семьи включены Голоухов В.С., 1988 г.р., ребенок-инвалид (медицинское заключение № от ДД.ММ.ГГГГ); дочь Г.Л.С., 1991 г.р. На ДД.ММ.ГГГГ семья Голоуховой Г.В. состояла на учете на улучшение жилищных условий в составе 7 человек и в настоящее время продолжает состоять в том же составе. Вместе с тем доводы ответчика о том, что Голоухова Г.В. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с признаком «многодетная семья» как исключающие возможность предоставления безвозмездной субсидии кому-либо из членов ее семьи по признаку «инвалид», правового значения не имеют, поскольку ни положениями ст. 17 Закона, ни нормами Порядка не установлено подобное ограничение. Кроме того, факт нуждаемости семьи Голоуховой Г.В., членом которой является истец, в улучшении жилищных условий никем не оспаривается как на момент принятия на учет, так и в настоящее время. При этом суд учитывает, что органам местного самоуправления было известно о нахождении в составе семьи Голоуховой Г.В. ребенка-инвалида, признанного таковым с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, с указанной даты семья Голоуховой Г.В. имела право на предоставление мер социальной поддержки, как семья, имеющая ребенка-инвалида. По данному основанию ни Голоуховой Г.В., ни иным членам ее семьи, мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлена не была. Таким образом, истец, будучи членом семьи Голоуховой Г.В. и являясь инвалидом, в установленном в законе порядке до ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, после достижения совершеннолетия приобрел право на предоставление соответствующих мер социальной поддержки как инвалиду. Исходя из положений Конституции РФ, право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого и не может быть произвольно ограничено со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии с п.п. 12, 13, 14, 16, 18 вышеупомянутого Порядка государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело. Отделение социальной защиты населения ведет учет граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления с приложением документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка. Отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет. Министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. Из материалов дела усматривается, что истец, его мать Голоухова Г.В. и его отец Г.С.Н. неоднократно обращались в государственные и муниципальные органы с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и предоставления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, семье Голоуховой Г.В., имеющей ребенка-инвалида, а также после достижения Голоуховым В.С., являющимся инвалидом, совершеннолетия такая мера социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением или предоставление безвозмездной субсидии на его приобретение, предоставлена не была. В соответствии с п. 10 указанного Порядка отделением социальной защиты населения по Коношскому району было сформировано личное дело и семья Голоуховой Г.В. была внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ по Коношскому району с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Личное дело направлено в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. Несмотря на это, Голоухова Г.В. не была включена в регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление субсидии в порядке п. 14 Постановления администрации Архангельской области №-па от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, как пояснила Голоухова Г.В., являющаяся представителем Голоухова В.С., несмотря на ее неоднократные устные и письменные обращения в администрацию муниципального образования «Коношское», органы социальной защиты населения, министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, порядок и условия получения меры социальной поддержки как семье, имеющей ребенка-инвалида, или инвалиду ей разъяснены не были. В ответе министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ответе администрации МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Голоуховой Г.В. указано, что Голоухов В.С. не являлся членом семьи Голоуховой Г.В. на момент постановки на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, а поскольку достиг совершеннолетия, и вправе самостоятельно обращаться за предоставлением меры социальной поддержки в виде получения безвозмездной субсидии. Учитывая указанные разъяснения, истец обратился в администрацию МО «Коношское» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди. Решением администрации МО «Коношское» № от ДД.ММ.ГГГГ Голоухову В.С. отказано в постановке на учет вне очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма в МО «Коношское». Учитывая изложенное, поскольку Голоухов В.С. является инвалидом с детства, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении как член семьи Голоуховой Г.В., принят на указанный учет до ДД.ММ.ГГГГ, на него в полной мере распространяются предусмотренные действующим законодательством для инвалидов правовые гарантии и меры социальной поддержки. То обстоятельство, что на него не сформировано учетное дело, он не включен в регистр ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Коношскому району», не включен министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области в областной регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление безвозмездной субсидии, применительно к конкретным обстоятельствам дела, не может повлечь за собой отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки. При этом суд учитывает, что истец является инвалидом по психическому заболеванию, никогда не обучался в школе, не обладает навыками чтения и письма и, как следствие, в полной мере не может самостоятельно реализовать свои предусмотренные законом права. Голоухова Г.В., будучи его матерью и имея доверенность на право действовать от его имени, а также его отец Г.С.Н. неоднократно обращались в государственные органы и органы местного самоуправления с целью защиты прав Голоухова В.С. на получение мер социальной поддержки. Однако порядок реализации указанных прав в полной мере разъяснен им не был, о необходимости оставления заявления утвержденной формы, о сборе недостающих документов, им не сообщалось. Вместе с тем, несоблюдение установленной процедуры обращения, учитывая явно выраженное волеизъявление Голоухова В.С. и лиц, действующих в защиту его интересов, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может послужить основанием для умаления конституционного права истца на ее получение, как лица, находящегося под особой защитой государства. Более того, суд принимает во внимание положения ч.ч. 3 и 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Учитывая неоднократные обращения Голоухова В.С., его представителя Голоуховой Г.В., органы государственной власти, включая ответчика, и органы местного самоуправления, обязаны были направить заявления, в том числе о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в орган, в компетенцию которых входит их рассмотрение, в целях содействия скорейшей реализации ими их прав. Поскольку как следует из ответа ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Коношскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № в ДД.ММ.ГГГГ года безвозмездная субсидия выплачивалась лицам, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как семья Голоуховой Г.В. была принята на учет в 1986 году, суд полагает возможным включить истца в список граждан-получателей субсидии из числа инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2012 год и возложить на ответчика обязанность предоставить истцу соответствующую субсидию в 2012 году. При этом суд отвергает ссылку истца на необходимость предоставления безвозмездной субсидии в размере 1500000 руб., т.к. ее размер подлежит определению в установленном действующим законодательством порядке применительно к установленной федеральным органом исполнительной власти средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Архангельской области на дату выдачи свидетельства на получение субсидии. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 200 руб. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Голоухова В.С. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Голоухова В.С. в список граждан-получателей субсидии в 2012 году из числа инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить обязанность предоставить соответствующую субсидию в 2012 году. Взыскать с министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу Голоухова В.С. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2012 года.