«21» марта 2012 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голоухова С.Н. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Голоухов С.Н. обратился в суд с иском к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование требований указал, что является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, проживает с семьей в составе 6 человек в жилом помещении, жилой площадью 36 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ семья Г. состоит на учете на улучшение жилищных условий, как многодетная семья. В настоящее время номер очереди - 19. Полагал, что имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем как инвалид, т.к. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. На этом основании обратился в суд с данным иском. В процессе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил предоставить ему безвозмездную субсидию для приобретения жилого помещения на него и дочь Г.Л.С. Истец Голоухов С.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Г.Г.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала. При этом пояснила, что истец просит предоставить ему субсидию как инвалиду, принятому на учет нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ. Также указала на то, что Голоухов С.Н. и она в его интересах неоднократно обращались к ответчику и третьим лицам с заявлением о выдаче безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Согласно полученному от ответчика письму от ДД.ММ.ГГГГ № указывалось, что истец имеет право на получение субсидии и она будет ему предоставлено в порядке очередности в текущем году. Вместе с тем, до настоящего времени субсидия не предоставлена. Ответчик министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика администрация МО «Коношское», извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила и ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Коношскому району» своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрение дела в его отсутствие. Заслушав объяснения третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 28.2. Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Во исполнение вышеуказанных положений Закона было принято постановление администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Порядок). В силу пп. «г» п. 7 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан, проживающие на территории Архангельской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ (далее - граждане) - инвалиды, в том числе инвалиды боевых действий. В качестве одной из форм предоставляемых мер социальной поддержки, согласно пп. 1 п. 2 Порядка, по выбору гражданина, является получение безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия). В соответствии с п. 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, для приобретения ими жилого помещения (далее - получатели субсидии). Размер субсидии определяется, исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв. метрам на человека, а также средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Архангельской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства, и исходя из числа лиц, относящихся к категориям получателей субсидии, указанным в пункте 7 настоящего Порядка. Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, супруга истца Г.Г.В., проживающая по адресу: <адрес>, была поставлена на улучшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ по категории «многодетная семья», с составом семьи из пяти человек, включая супруга Голоухова С.Н. Таким образом, истец Голоухов С.Н., являясь членом семьи Г.Г.В., ДД.ММ.ГГГГ был в установленном порядке принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно акту освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ № Голоухову С.Н. установлена <данные изъяты> инвалидности по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Г.Г.В. состоит на учете на улучшение жилищных условий в составе семьи из семи человек, включая истца Голоухова С.Н., что подтверждается справкой администрации МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, нашел свое подтверждение тот факт, что истец является инвалидом и в установленном в законе порядке до ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем доводы ответчика о том, что Г.Г.В. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с признаком «многодетная семья» правового значения не имеют, поскольку ни ст. 17 Закона, ни нормами Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не установлено подобное ограничение. Кроме того, факт нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий никем не оспаривается. При этом суд учитывает, что истец в составе семьи Г.Г.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с тем, что не был обеспечен пригодным для проживания жилым помещением, отвечающим установленным в законодательстве требованиям. Соответственно основанием для принятия на учет явился не социальный статус «многодетная семья», а факт нуждаемости в жилом помещении. В связи с тем, что на момент рассмотрения данного спора истец продолжает оставаться нуждающимся в жилом помещении, принят на учет до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года является инвалидом, на него в полной мере распространяются предусмотренные действующим законодательством правовые гарантии, установленные для инвалидов. Исходя из положений Конституции РФ, право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого и не может быть произвольно ограничено со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии с п.п. 12, 13, 14, 16, 18 упомянутого Порядка государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело. Отделение социальной защиты населения ведет учет граждан, указанных в в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления с приложением документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка. Отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет. Министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. Из материалов дела усматривается, что истец и его супруга Г.Г.В. неоднократно обращались в государственные и муниципальные органы с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и предоставления социальной выплаты. В соответствии с п. 10 указанного Порядка отделением социальной защиты населения по Коношскому району было сформировано дело Голоухова С.Н. и направлено в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. Как указано в ответе министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Г.Г.В., Голоухов С.Н. имеет основания для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. В порядке очередности в текущем году ему будет предоставлена субсидия Таким образом, право истца на получение субсидии ответчик не оспаривал и сообщил о скорейшем ее предоставлении. Поскольку как следует из ответа ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Коношскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № в ДД.ММ.ГГГГ года безвозмездная субсидия выплачивалась лицам, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным включить истца в список граждан-получателей субсидии из числа инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год и возложить на ответчика обязанность предоставить истцу соответствующую субсидию в 2012 году. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 200 руб. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Голоухова С.Н. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Голоухова С.Н. в список граждан-получателей субсидии в 2012 году из числа инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить обязанность предоставить соответствующую субсидию в 2012 году. Взыскать с министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу Голоухова С.Н. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2012 года.