об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год



Дело № 2-1116/2012 Именем Российской Федерации Решение

«20» марта 2012 года                                                                            город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Шиловской И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тельновой А.Г. к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Красноборского района обратился в суд с иском в интересах Тельновой А.Г. к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указал, что Тельнова А.Г. является инвалидом группы. В октябре 2011 года Тельнова А.Г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, согласно медицинским показаниям, но до настоящего времени указанная путевка ей не предоставлена. Непредоставление Тельновой А.Г. путевки на санаторно-курортное лечение нарушает ее право на получение дополнительной медицинской помощи, необходимой для реабилитации, предусмотренной ФЗ «О государственной социальной помощи».

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора Красноборского района в интересах Тельновой А.Г. от иска к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.

Истец Тельнова А.Г., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, доказательств наличия уважительных причин неявки не представила.

Представитель ответчика ГУ «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» Прудникова А.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ1 Л Тельновой А.Г. была предложена путевка в санаторий «Спутник» со сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ, от которой она отказалась. Повторно ей была предложена путевка в санаторий «Сольвычегодск» со сроком заезда ДД.ММ.ГГГГ, на получение которой она согласилась. Также представитель ответчика указал, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в санаторно-курортные учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований, утвержденных отделению Фонда на текущий год, на основании конкурса, проводимого учреждением. В 2011 году за счет межбюджетных трансфертов выделено 63750 тыс. рублей, на которые приобретена 3731 путевка. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отделении Фонда зарегистрировано 4663 заявки, не обеспеченных санаторно-курортным лечением, на протяжении 2011 года зарегистрировано еще 3853 заявки. На этом основании просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.

Согласно ч.ч. 1, 5, 7 ст. 11 вышеназванного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В силу положений п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Как установлено материалами дела, в ДД.ММ.ГГГГ году Тельновой А.Г. установлена группа инвалидности бессрочно.

В 2011 году Тельнова А.Г. являлась получателем набора социальных услуг, в том числе, имела право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ Тельнова А.Г. обратилась в ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Данное заявление зарегистрировано учреждением, после чего истец поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно п.п. 3.3, 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 в целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Порядок от 29.12.2004 № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2004 г., регистрационный № 6189).

В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.

В силу п.п. 3.7-3.8 Порядка от 29.12.2004 № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм права, следует, что право на получение социальных услуг, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возникает у граждан ежегодно. Срок предоставления такой путевки ограничен законом и составляет один календарный год. По окончании года указанное право утрачивается.

В силу п.п. 3.7, 3.9 Порядка от 29.12.2004 № 328 заявление о предоставлении путевки может быть подано до 1 декабря текущего года. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.

В соответствии с ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

Из содержания приведенной правовой нормы усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года, при этом о наличии такой путевки территориальный орган Фонда социального страхования обязан сообщить ему не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в лечебное учреждение, сама же длительность лечения составляет не менее 18 дней.

Как усматривается из содержания искового заявления, прокурор Красноборского района просил обязать ответчика предоставить Тельновой А.Г. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что прокурор в процессе судебного разбирательства отказался от иска, а истец первоначально заявленные требования не уточнял, поддерживая ранее заявленные, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения.

При этом суд учитывает невозможность предоставления истцу в 2012 году путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год, т.к. соответствующее право прекратилось ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Л ответчик предложил Тельновой А.Г. путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий «Сольвычегодск» (г. Сольвычегодск) с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ. Профиль данного санатория полностью соответствует основному заболеванию истца, отмеченному в справке для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются гражданам льготной категории в порядке имеющейся очередности в соответствии с профилем заболевания, а не по выбору гражданина.

Таким образом, со своей стороны ответчик предпринял все необходимые меры для обеспечения истца предусмотренной в законе мерой социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения в 2011 году и при появлении такой возможности предложил путевку в 2012 году.

В связи с изложенным, в удовлетворении требований Тельновой А.Г. к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Тельновой А.Г. к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                            Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2012 года.