Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: Председательствующего судьи Розановой Т.О., при секретаре судебных заседаний Коваленко И.М., рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельске в районе <адрес> от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов), прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельске в районе <адрес> от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов). В обоснование требований указал, что в результате проведенной совместной проверки с Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области установлено наличие загрязнения земельного участка, расположенного в г. Архангельске в районе <адрес> территориального округа муниципального образования «Город Архангельск» (МО «Город Архангельск») отходами нефтепродуктов в виде пятен разного размера на земельном участке, что противоречит положению ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с тем, что к вопросам местного назначения городского округа относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в т.ч., право на благоприятную окружающую среду. Прокурор Ломоносовского района города Архангельска просит суд обязать мэрию города Архангельска организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельска в районе <адрес> от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов). В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ломоносовского района города Архангельска Попова И.В. иск поддержал по тем же основаниям, уточнила требования в части просила организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельске в районе <адрес>, ограниченного на севере земельным участком, принадлежащим ОАО «Ремикс», на юге - земельным участком, принадлежащим ООО «Техо-Сервис», на западе - земельным участком, принадлежащим ОАО «УПТК «Архсельстрой», с восточной границей от точки 1 по направлению на юго-восток до точки 2 на протяжении 113,9 м, от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов). Восточная граница спорного земельного участка проходит от пересечения южной и восточной границ земельного участка с кадастровым номером № по направлению на юго-восток до пересечения наименьшей восточной и наименьшей северной границ земельного участка с кадастровым номером № на протяжении 113,9 метров В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Бураков В.М. с иском не согласился. Не оспаривая расположение земельного участка с загрязнением отходами нефтепродуктов на территории МО «Город Архангельск», требования считал необоснованными. Указал, что земельный участок, на котором расположены отходы, не находится в собственности МО «Город Архангельск», в этой связи на ответчика не может быть возложена обязанность по организации очистки (рекультивации) данной территории от нефтепродуктов. Пояснил, что в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником данного участка является государство. Данным земельным участком распоряжается Министерство имущественных отношений. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляет Министерство имущественных отношений Архангельской области. Мэрия города Архангельска не имеет отношения к спорному земельному участку. Загрязнение участка произошло не в результате неисполнения мэрией города Архангельска обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а в результате нарушений иными лицами природоохранного законодательства. Считает, что мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по иску. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области по доверенности Океанова И.В. в судебном заседании требования считала правомерными по основаниям, указанным в представленном письменном отзыве. Пояснила, что указанный земельный участок загрязнен отходами нефтепродуктов, по результатам осмотра составлен акт с участием представителя мэрии города Архангельска, который не выразил возражений. В связи с отсутствием в настоящее время у данного земельного участка собственника либо арендатора, в связи с нахождением земельного участка в границах МО «Город Архангельск», обязанность по организации очитки лежит на мэрии города Архангельска. Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений по доверенности Быков А.П. в судебном заседании требования прокурора Ломоносовского района города Архангельска поддержал, пояснил, что у Министерства отсутствуют полномочия по сбору и вывозу мусора, данный земельный участок является частью муниципального образования «Город Архангельск», осуществлять организацию по очистке должна мэрия города. Представитель третьего лица ОАО «Ремикс» по доверенности Кирилюк В.Н. с иском не согласилась, пояснила, что предприятие отношения к загрязнению данного земельного участка не имеет. Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и по делу не оспаривается, что на указанном в иске земельном участке, расположенном на территории, относящейся к МО «Город Архангельск», в нарушение установленных требований располагаются отходы нефтепродуктов. Согласно акта выявления административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий к нему, составленного специалистами Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области с участием ведущего специалиста отдела экологии и природопользования департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска к.т.б., ведущего специалиста ГКУ Архангельской области «Центр по охране окружающей среды» к.в.в. указанный земельный участок загрязнен нефтепродуктами, оснований не доверять представленным письменным материалам дела у суда не имеется (л.д. 10, 11, 89). Доказательств отсутствия отходов на спорном участке территории ответчиком по делу не представлено. Суд критически оценивает доводы ответной стороны о том, что мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по иску. Указом Губернатора Архангельской области от 04.04.2011 №45-у создано министерство имущественных отношений Архангельской области. Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 №99-пп утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области. В соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области от 18.04.2007 №340-17-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным органом государственной власти Архангельской области - в настоящее время Министерством имущественных отношений Архангельской области. На момент рассмотрения спора уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области, земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области и иными земельными участками, право распоряжения которыми предоставлено Архангельской области, является министерство имущественных отношений Архангельской области (Положение «О министерстве имущественных отношений Архангельской области», утв. постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 №99-пп). Федеральный закон РФ от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. К числу вопросов местного значения пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в пределах муниципального образования. Указанная публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7 часть 1 Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем названных вопросов - а именно: организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к перечню вопросов местного значения, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичная норма содержится в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 11, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, согласно которым, в частности, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Установлено и сторонами не оспаривается, что указанный земельный участок расположен на территории МО «Город Архангельск» и с 2004 года не эксплуатируется каким бы то ни было лицом. Доказательств, свидетельствующих о причинении загрязнения отходами нефтепродуктов каким-бы то ни было лицом, в том числе ОАО «Ремикс» не установлено. В связи с чем обязанность по организации очистки (рекультивации) данного земельного участка от отходов нефтепродуктов является обязанностью МО «Город Архангельск». Как предусмотрено п. 1.3 раздела 1, п. 2.2.1 раздела 2 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска (утв. Решением Архангельского городского Совета от 31 мая 2006 года № 169, ред. решения Архангельской городской Думы от 26.05.2011 N 269) благоустройство города обеспечивается деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции; контроль за санитарной очисткой и уборкой территорий осуществляется мэрией города. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как установлено статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В судебном заседании не оспаривалось, что участок территории с несанкционированно размещенными на нем отходами, располагается на территории МО «Город Архангельск», загрязнение на данном участке на момент рассмотрения дела не устранено. С учетом приведенных положений закона обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов со спорного участка территории относится к числу вопросов местного значения и, таким образом, возлагается на ответчика, независимо от формы собственности на земельный участок, расположенный в границах территории муниципального образования. Доводы ответчика о том, что захламление территории является следствием виновного поведения третьих лиц, в судебном заседании не нашли подтверждения, допустимыми доказательствами по делу не подтверждены. В остальной части доводы сторон не имеют правового значения по делу. Таким образом, мэрия г. Архангельска является надлежащим ответчиком по иску. С учетом изложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан организовать очистку (рекультивацию) данного земельного участка от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов) - в срок по ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая спор, суд считает необходимым отразить в решении, что восточная граница спорного земельного участка проходит от пересечения южной и восточной границ земельного участка с кадастровым номером 29:22:070602:12 по направлению на юго-восток до пересечения наименьшей восточной и наименьшей северной границ земельного участка с кадастровым номером 29:22:070602:7 на протяжении 113,9 метров (л.д. 195-199). С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется. Таким образом, иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск прокурора <адрес> г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельске в районе <адрес> от нефтепродуктов (отходов нефтепродуктов) - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска организовать очистку (рекультивацию) земельного участка, расположенного в городе Архангельске в районе <адрес> ограниченного на севере земельным участком, принадлежащим ОАО «Ремикс», на юге - земельным участком, принадлежащим ООО «Техо-Сервис», на западе - земельным участком, принадлежащим ОАО «УПТК «Архсельстрой», с восточной границей, проходящей от пересечения южной и восточной границ земельного участка с кадастровым номером № по направлению на юго-восток до пересечения наименьшей восточной и наименьшей северной границей земельного участка с кадастровым номером № на протяжении 113,9 метров - в срок по ДД.ММ.ГГГГ. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Т.О. Розанова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>