№2-1602/2012



                                                                                     Дело №2-1602/2012                                 Именем Российской Федерации                 Решение

22 марта 2012 года                                                    

город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего - судьи Обориной В. М.,

при секретаре Максимовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Сидорова А.В. к Губернатору Архангельской области, Правительству Архангельской области о понуждении принять решение и взыскании компенсации морального вреда

установил :

Сидоров А.В. обратился с иском в суд к Губернатору Архангельской области, Правительству Архангельской области о понуждении принять решение и взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей с каждого.

    В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ его заявление в числе группы лиц передано в администрацию Архангельской области о присоединении нескольких земельных участков к населенным пунктам в соответствии со ст. 4.1 Закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса».Решение Губернатором не было принято в установленный 2-х месячный срок. Он в августе 2010 года и марте 2011 года обращался к Губернатору Архангельской области с заявлениями о принятии решения, ответ был получен от Агентства Архитектуры и градостроительства Архангельской области.

Обращение оставлено без ответа именно Губернатором, что дает ему право на получение компенсации морального вреда в силу ст. 8,9,15 Закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

В судебном заседании истец и его представитель Телятьев И.Н. заявленные требования поддержали. Просили обязать Губернатора Архангельской области принять мотивированное решение по его заявлению о присоединении земельных участков, принадлежащих ему в долевой собственности с Н.Н.В. в границы населенного пункта Большое Анисимово Муниципального образования «Заостровское» Приморского района Архангельской области с изменением вида их использования для жилищного строительства, взыскать с Губернатора и Правительства в пользу истца денежную компенсацию морального вреда по 100 000 руб. с каждого. Пояснив, что истец является собственником нескольких участков на землях сельскохозяйственного назначения Приморского района Архангельской области. В октябре 2009 года обратился с заявлением в числе группы других собственников к главе муниципального образования «Заостровское» для присоединения их в границы населенных пунктов и изменения вида использования. В свою очередь муниципальное образование ДД.ММ.ГГГГ направило заключение и их заявления в администрацию Архангельской области.

    ДД.ММ.ГГГГ истец направил заявление губернатору Архангельской области, в котором просил направить в адрес заявителей письменный отказ в удовлетворении их заявления с изложением мотивов отказа.

    Ответ получен ДД.ММ.ГГГГ от Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области.

     ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в электронной форме с заявлением к Губернатору Архангельской области, наставая на принятии решения и направлении ему ответа.

     ДД.ММ.ГГГГ ему направлен ответ тем же Агентством. Считает действия Губернатора не отвечающими требованиям Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, Губернатор был обязан дать ответ, не передавая его заявление Агентству.

      Считают, что действующее законодательство не содержит возможности оставления заключения без рассмотрения и его возврата, по поданному заявлению должно быть принято решение об удовлетворении или отказе. Учитывая, что истцом документы были представлены в полном объеме, решение должно быть принято о присоединении его участка к населенному пункту.

      Правительство как коллегиальный орган, возглавляемый Губернатором также нарушил права истца.

      Представитель Губернатора Архангельской области по доверенности Ерегин А.Н. исковые требования считал не основанными на законе. Указав, что законодательством урегулирован порядок изменения границ муниципального образования, заявитель был поставлен в известность, что муниципальное образование отозвало свое ходатайство, поэтому в настоящее время какого либо решения не может быть принято.

     Направленные в адрес Губернатора обращения истца в 2010 и 2011 году были рассмотрены Агентством, ответы даны своевременно.

     Возможность направления заявления Сидорова А.В. для дачи ответа Агентству вытекает из структуры органов исполнительной власти субъекта Архангельской области и полномочий, отнесенных к Агентству. Данные ответы не нарушают каких либо прав истца, оснований для удовлетворения заявления как в виде понуждения к принятию решения, так и взыскании денежной компенсации морального вреда не имеется.

       Как представитель Правительства Архангельской области Ерегин А.Н. изложил теже доводы и основания.

       Третьи лица Агентство архитектуры и градостроительства и Муниципальное образование «Заостровское» извещены о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела не заявили, с согласия участников процесса дело рассматривается в их отсутствие.

        Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив доводы искового заявления, представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Согласно статье 13 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление и изменение границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

В соответствии со статьями 1 (часть 1), 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации; оно является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Архангельской области №65-5-ОЗ от 23 сентября 2009 года «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» он устанавливает административно-территориальное устройство Архангельской области, порядок его изменения, а также порядок принятия решений об изменении границы Архангельской области и порядок участия органов государственной власти Архангельской области в деятельности по присвоению наименований и переименованию административно-территориальных единиц Архангельской области.

В состав Архангельской области входят административно-территориальные единицы Архангельской области, состоящие из городов, районов, других городских и сельских населенных пунктов и административно-территориальных единиц.

Их Перечень содержится в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К населенному пункту согласно ст.17 относится часть территории Архангельской области, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного или преимущественного проживания людей.

Изменение административно-территориального устройства Архангельской области осуществляется в порядке, установленном ст.18 Закона.

Правом инициировать внесение в Архангельское областное Собрание депутатов предложения об изменении административно-территориального устройства Архангельской области обладают Губернатор Архангельской области, местные администрации муниципальных образований Архангельской области и представительные органы муниципальных образований Архангельской области.

На основании ст.20-21 учитывается мнение населения при изменении административно-территориального устройства Архангельской области.

Мнение населения выражается представительным органом муниципального образования Архангельской области и считается учтенным, если представительный орган муниципального образования Архангельской области принял решение о согласии на соответствующее изменение административно-территориального устройства Архангельской области.

Если предложение об изменении административно-территориального устройства Архангельской области инициировано местной администрацией муниципального образования Архангельской области или представительным органом муниципального образования Архангельской области, оно направляется Губернатору Архангельской области для представления заключения до внесения указанного предложения в Архангельское областное Собрание депутатов.

К предложению об изменении административно-территориального устройства Архангельской области, направляемому Губернатору Архангельской области для представления заключения, должны быть приложены документы, предусмотренные подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 3 статьи 22 настоящего закона.

Заключение Губернатора Архангельской области направляется в местную администрацию соответствующего муниципального образования Архангельской области или в представительный орган соответствующего муниципального образования Архангельской области в течение одного месяца со дня получения предложения об изменении административно-территориального устройства Архангельской области.

Заключение Губернатора Архангельской области должно содержать оценку правильности оформления и полноты состава документов, подготовленных к представлению в Архангельское областное Собрание депутатов, соответствие предлагаемого изменения административно-территориального устройства Архангельской области федеральным законам, Уставу Архангельской области, настоящему закону и иным областным законам, а также мотивированное мнение Губернатора Архангельской области по вопросу об изменении административно-территориального устройства Архангельской области.

В соответствии со ст.17 Устава Архангельской области от 23 мая 1995 года гражданам обеспечивается право на индивидуальные и коллективные обращения к Архангельскому областному Собранию депутатов, Губернатору Архангельской области, Правительству Архангельской области, иным исполнительным органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления.

О результатах рассмотрения коллективных обращений граждане информируются через средства массовой информации либо через организаторов коллективного обращения. Должностные лица органов государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления обязаны дать ответ на обращение гражданина в установленные законодательством сроки и форме.

В соответствии со ст.27 Устава Губернатор Архангельской области является высшим должностным лицом Архангельской области.

Губернатор Архангельской области возглавляет Правительство Архангельской области.

Должность Губернатора Архангельской области является государственной должностью Архангельской области.

Губернатор согласно ст.31 принимает в пределах своей компетенции указы и распоряжения, подписывает постановления, распоряжения и иные акты Правительства Архангельской области;

Губернатор Архангельской области распределяет должностные обязанности между заместителями Губернатора Архангельской области.

Согласно Положения об Агентстве архитектуры и градостроительства Архангельской области, утвержденного 18 декабря 2009 года за №220-пп оно является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по оказанию Государственных услуг и контролю в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с п.8 Агентство проводить разработку научно-исследовательских работ в сфере архитектурной и градостроительной деятельности, разработки документов территориального планирования, рассмотрение документов по планировке территорий и принятие решений в порядке, установленном градостроительной деятельности (п.1-4,13-14).

      Согласно п.1.1 ст.4.1 Федерального Закона №191-ФЗ от 29 декабря 2004 года

«О введение в действие Градостроительного Кодекса» в срок до 31 декабря 2012 года могут вноситься изменения в генеральные планы поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

Пунктом 3 данной нормы установлено, что порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов может быть установлен Законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно п.4 физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта направляет в орган местного самоуправления поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица.

Физические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.

В свою очередь в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в соответствующие органы по мере необходимости. Срок согласования с которым не может превышать один месяц с даты поступления документов.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта, об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Основанием для отказа является наличие ограничений изменения целевого назначения использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения, когда документами территориального планирования предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.

Отказ должен быть мотивирован и выносится в письменной форме, он может быть обжалован в судебном порядке.

       Как установлено судом, истец в числе 12 граждан обратился ДД.ММ.ГГГГ к главе муниципального образования «Заостровское» с заявлением о включении земель сельскохозяйственного назначения:

-7 земельных участков, общей площадью 139702 кв.м. в границы населенного пункта Малое Анисимово,

-16 земельных участков, общей площадью 330939 кв.м. в границы населенного пункта деревни Кырсалово,

-3 земельных участков, общей площадью 689349 кв.м. в границы населенного пункта Большое Анисимово.

    Заявление граждане обосновали тем, что они являясь собственниками указанных земельных участков, не смогли заняться сельскохозяйственной деятельностью, но имеют намерение продать их в целях застройки малоэтажными домами с присоединением их в границы населенных пунктов в виду указанных деревень.

    Просили дать заключение о включении в состав населенных пунктов с изменением вида их использования -для жилищного строительства.

Главой Муниципального образования «Заостровское» П.Т.Ю. направлено заключение в адрес администрации Архангельской области, которое было принято к рассмотрению Агентством ДД.ММ.ГГГГ .

Агентством проведено исследование указанных земельных участков на предмет целостности границ сельских поселений и затопляемости присоединяемых участков и ДД.ММ.ГГГГ предложено главе муниципального образования «Заостровское» дополнительно представить документы на земельные участки, образовавшиеся между заявленными участками и существующей чертой населенных пунктов, а также представить сведения о зонах затопления.

ДД.ММ.ГГГГ Агентством дополнительно истребован картографический материл по населенным пунктам и земельным участкам.

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации «Заостровское» П.Т.Ю. отозвала свое заключение о возможности включения земельных участков. При этом она уведомила об этом каждого из владельцев земельного участка, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.В. обратился с заявлением к Губернатору Архангельской области, в котором указал, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ рассматривалось Агентством, от которого никакого ответа не было получено.

    В тексте указывает, что руководитель его устно уведомлял, что в удовлетворении заявления отказано, однако не назвал какой либо законной причины.

     Поскольку нет нормативного акта о положительном разрешении заявления, то следовательно существует отказ, который им не направлен.

    Просил направить в адрес заявителей письменный отказ в удовлетворении заявления с изложением мотивов такого отказа.

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сидорова А.В. направлен ответ зам.руководителя Агентства М.В.В. о том, что ДД.ММ.ГГГГ все документы возвращены главе администрации МО «Заостровское согласно его отзыва от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.В обратился по электронной почте к Губернатору Архангельской области, в котором вновь просил направить ему решение о принятии или отказа о присоединении земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ Агентством повторно разъяснено о том, что документы возвращены МО «Заостровское», в связи с чем какого либо решения об отказе не было принято, истцу дополнительно разъяснен порядок включения земельных участков и возможность повторного обращения.

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Статьями 4,9 Закона определено, что обращение гражданина, направленное в государственный орган или должностному лицу в письменной форме в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст.10 и ч.1 ст.13 вышеприведенного Закона государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Если обращение подлежит рассмотрению иным государственным органом,, то он в соответствии с п.5 ст.10 направляет обращение тому органу и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение на основании ч.1 ст.12 рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

       Согласно ст.16 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено возмещение морального вреда. Взыскание денежной компенсации допускается в случае нарушения прав обратившегося гражданина. Данная норма определяет необходимость возмещения компенсации морального вреда, причиненных действиями, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, направленных на восстановление нарушенных прав.

В силу ч. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

Положениями ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истец просит обязать ответчика в лице Губернатора принять мотивированное решение по заявлению о присоединении земельного участка в границы населенного пункта, а также взыскать моральный вред, считая незаконными действия Губернатора и Правительства Архангельской области.

Способом защиты нарушенного права, являются виды, указанные в ст.12 Гражданского кодекса, а также иные, установленные Законом.

Настаивая на понуждении Губернатора принять решение, истец не учитывает, что заключение, которое было подано муниципальным образованием «Заостровское» им же и отозвано, т.к не было представлено данных об образовавшихся разрывах в границах земельных участков, в отношении которых заявлено ходатайство и границах населенного пункта, о чем истец был неоднократно поставлен в известность, поэтому возлагать обязанность на Губернатора принять решение в отсутствие заключения муниципального образования суд не находит.

По существу требование истца направлено на принятие решения вопреки отсутствию ходатайства муниципального образования, что противоречит вышеприведенным правовым нормам.

На все обращения истца о причинах не принятия решения о присоединении земельных участков ему был дан ответ не только Агентством, но и муниципальным образованием «Заостровское».

Агентство входит в структуру органов исполнительной власти субъекта Архангельской области, в его компетенцию отнесены вопросы рассмотрения документов и принятие решений в градостроительной деятельности. Истец в судебном заседании не оспаривал, что документы, адресованные в администрацию Архангельской области были приняты именно представителем Агентства ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.3 ст.10 Закона об обращениях граждан ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа либо уполномоченным на то лицом.

Тот факт, что ответы были даны именно руководителем Агентства, а не лично Губернатором не подтверждает того обстоятельство, что имело место не рассмотрение обращения.

Действительно ч.3 ст.7 Закона об обращениях граждан предусматривает обязанность информировать лицо, обратившееся в государственный орган, о передаче его заявления на рассмотрение другого органа.

Однако данные положения в настоящем деле не могут применяться, т.к Губернатор Архангельской области, являясь высшим должностным лицом субъекта, вправе поручить дать ответ нижестоящему должностному лицу в пределах структуры одного государственного органа Архангельской области.

В соответствии с положениями ст.6.1 Градостроительного Кодекса высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют переданные ему полномочия; функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг в сфере градостроительства.

В связи с тем, что обращение заявителя рассмотрено, ответ ему направлен неоднократно и в установленный срок органом, в компетенцию которого входит рассмотрение заявлений о присоединении земельных участков и изменении вида разрешенного использования, оснований считать, что ответчиком в лице Губернатора допущено нарушение прав истца не имеется.

Каких либо нарушений прав истца со стороны Правительства Архангельской области не установлено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

Исковое заявление Сидорова А.В. к Губернатору Архангельской области, Правительству Архангельской области о понуждении принять решение и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме -26 марта 2012года

         Председательствующий                                                                          В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2012 года