Дело №12-277/11 РЕШЕНИЕ г. Архангельск 7 июля 2011 года Судья Октябрьского районного суда города Архангельска Копытко Н.Ю., рассмотрев жалобу главы Муниципального образования «Коношское» Кринина А.В. на постановление главного государственного инспектора отдела энергетического надзора по Архангельской области Б.А.В. №-А от ДД.ММ.ГГГГ, установил: Указанным постановлением глава МО «Коношское» Кринин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9. 11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей. Кринин А.В. признан виновным в том, что им как главой МО «Коношское» не была проведена проверка теплоснабжающих организаций ООО «Коношские тепловые сети», ООО «Гарант» по подготовке к отопительному периоду и его прохождению теплоснабжающими организациями. В жалобе Кринин А.В. просит отменить постановление и производство по делу прекратить, в связи с тем, что он, как глава МО «Коношское» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, так как глава муниципального образования не пользуется и не эксплуатирует топливо, электрическую и тепловую энергию, электроустановки, топливо и энергопотребляющие установки, тепловые сети, объекты хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Данные виды деятельности на территории МО «Коношское» осуществляют ресурсные и обслуживающие организации (управляющая компания, ТСЖ), которым муниципальное образование представляет в аренду для эксплуатации и обслуживания соответствующие виды и объекты муниципального имущества - муниципальной собственности. Следовательно, именно эти ресурсные и обслуживающие организации в лице их руководителей - должностных лиц и несут ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб, судья приходит к следующему. В соответствии с п. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Как следует из представленных административных материалов, в прокуратуру Коношского района направлено заявление исх. № от ДД.ММ.ГГГГ от Администрации МО «Коношское» и жителей <адрес> о фактах некачественного теплоснабжения указанного дома со стороны ООО «Коношские тепловые сети» в ноябре 2010 г. - январе 2011 г., связанных с утечками на тепловых сетях и пониженными параметрами теплоносителя на вводе в жилой <адрес>. Прокуратурой Коношского района совместно с государственным инспектором отдела энергетического надзора по Архангельской области Северного управления Ростехнадзора Д.А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка прохождения отопительного периода в МО «Коношское», в результате которой выявлено, что МО «Коношское» не соблюдаются обязательные требования к эксплуатации тепловых сетей и энергоустановок. В частности, правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Утвержденных приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115, зарегистрированных в Минюсте РФ 2 апреля 2003 года №4358, далее - «ПТЭ ТЭ» определено, что при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт (выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозийное покрытие, удалять скапливающуюся в каналах воду, наблюдать за работой арматуры и своевременно устранять выявленные дефекты (п. 6.2.25 «ПТЭ ТЭ»); В каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети (в каждом участке) составляется инструкция, утвержденная техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии, инструкция должна предусматривать порядок отключения магистралей, распределительных сетей, и ответвлений к потребителям. Планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях согласовываются с местными органами власти (п. 6.2.64 «ПТЭ ТЭ»). Для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий на тепловых сетях необходим запас арматуры и материалов, устанавливаемая на трубопроводах арматура предусматривается однотипной по длине и фланцам (п. 6.2.66 «ПТЭ ТЭ»). Присоединение новых потребителей к тепловым сетям допускается при наличии у источника теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети ("п. 6.2.1 «ПТЭ ТЭ»). В организации составляется и постоянно хранится план тепловой сети (профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления") (п. 6.2.5 «ПТЭ ТЭ»). Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяются: состояние трубопроводов тепловой сети, принадлежащей потребителю тепловой энергии; Состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов); Наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов (п. 11.4 «ПТЭ ТЭ»). Эксплуатация тепловых энергоустановок должна осуществляться подготовленным персоналом (п. 2.3.1 «ПТЭ ТЭ»). Вина главы МО «Коношское» Кринина А.В. в нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно актами замеров температурного режима ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки режима теплоснабжения и температуры жилых помещений квартир жилого <адрес>, сводными ведомостями актов обследования температурного режима по объектам за ноябрь-декабрь 2010 года, актами о снижении платы за отопление и горячее водоснабжение за декабрь 2010 года, уведомлениями о нарушении теплового режима исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанными представителями управляющих и энергоснабжающих организаций МУЛ «Коношская жилкомслужба», ООО «Гарант» и ООО «Коношские тепловые сети» и осуществляющих свою деятельность на территории МО «Коношское», в отопительный период 2010-2011 г.г. Из данных документов следует, что при прохождении отопительного периода 2010-2011 г.г. (октябрь-декабрь) на территории МО «Коношское» систематически нарушался тепловой режим у потребителей, в том числе по жилому дому № <адрес>, (температура воздуха в жилых помещениях потребителей не соответствовала нормативной, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» должна быть 20-24 °С). Так же фиксировались факты ненадлежащей эксплуатации тепловых энергоустановок (вдоль теплотрасс, идущих от котельных и центральных тепловых пунктов к жилым домам фиксировалась не герметичность трубопроводов тепловых сетей и нарушение тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей). Согласно выписки из реестра муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ котельная «Совхозная» <адрес> и тепловые сети общей протяженностью 30756,4 км., расположенные в <адрес> принадлежат на праве собственности МО «Коношское». Муниципальное имущество Коношского поселения служит для удовлетворения потребностей жителей Коношского поселения. От имени Коношского поселения права собственника осуществляет наряду с Советом Коношского поселения и администрацией Коношского поселения глава Коношского поселения (ч.ч. 1 и 2 ст. 29 Устава МО «Коношское» (утв. решением третьей сессии муниципального совета МО «Коношское» № от ДД.ММ.ГГГГ), далее - Устав, п. 19 Положения (утв. решением третьей сессии муниципального совета МО «Коношское» № от ДД.ММ.ГГГГ) далее - Положение. В соответствии с требованиями п. 1.7. «ПТЭ ТЭ» ответственность за выполнение настоящих правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договором аренды имущества № МА/1 от ДД.ММ.ГГГГ со стороны МО «Коношское» эксплуатирующей организацией ООО «Коношские тепловые сети» были переданы в аренду вышеуказанная котельная и тепловые сети от котельной «Совхозная» протяженностью 14.76 км. (приложение к договору № МАЛ от ДД.ММ.ГГГГ), по средствам которых осуществляется теплоснабжение потребителей <адрес> и в частности, жилого дома по <адрес>. Пунктами 2.2.2., 2.2.3 данного договора на ООО «Коношские тепловые сети» возложены обязательства по контролю за нормальным функционированием и техническим состоянием переданного в эксплуатацию имущества, соблюдению отраслевых норм, действующих в отношении видов деятельности ООО «Коношские тепловые сети» и арендуемого имущества. Договором №-УП-01 от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирными домами с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечения потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления, надлежащего управления, содержания и ремонта и т.п. в управление управляющей организации ООО «Гарант» был передан жилой дом по <адрес>. Эксплуатационным соглашением № разграничена балансовая принадлежность тепловых сетей и эксплуатационная ответственность ООО «Коношские тепловые сети» и ООО «Гарант». Границей раздела эксплуатационной ответственности принимается граница балансовой принадлежности тепловых сетей между организациями. По первым задвижкам от ООО «Коношские тепловые сети», расстояния, диаметр трубы, прокладки тепловой сети указаны в реестре точек подключения и поставки - Приложение № (Приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ). Пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения муниципального образования "Коношское", в частности, отнесена организация в границах Коношского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения поселения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии со ст. 21 Устава и п. 19 Положения глава Коношского поселения является главой МО «Коношское» и возглавляет администрацию Коношского поселения. Глава Коношского поселения представляет Коношское поселение в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Архангельской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими лицами, организациями, иными лицами, без доверенности действует от имени Коношского поселения и ее администрации. Кринин А.В. избран ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования «Коношское» и имеет соответствующее удостоверение (дата выдачи от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 21 Положения глава администрации несет ответственность за: принимаемые им управленческие решения; сохранность и эффективное использование муниципальной собственности: ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В силу ч. 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в частности, относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств: выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. Согласно ч. 2. ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Таким образом, глава МО «Коношское» Кринин А.В. имел реальную возможность провести проверку теплоснабжающей организации ООО «Коношские тепловые сети» и управляющей организации ООО «Гарант» по подготовке к отопительному периоду с целью обеспечения соблюдения ч. 5 и ч. 6 Федерального закона № 190-ФЗ. «ПТЭ ТЭ» данными организациями с составлением соответствующих актов, и принять все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, в том числе принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией и управляющей организацией своих обязательств. Как верно установлено должностным лицом в силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут ответственность как должностные лица. В связи с вышеизложенным, должностное лицо отдела энергетического надзора по Архангельской области обоснованно усмотрело в действиях главы МО «Коношское» Кринина А.В. состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей. Доводы Кринина А.В., приведенные в жалобе судья признает несостоятельными, поскольку Кринин А.В. как глава МО «Коношское» обязан организовать и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств. Не смотря на это при прохождении отопительного периода 2010-2011 г.г. (октябрь-декабрь) на территории МО «Коношское» систематически нарушался тепловой режим у потребителей, в том числе по жилому дому № <адрес>. При рассмотрении материалов по делу об административном правонарушении в отношении главы МО «Коношское» Кринина А.В. должностным лицом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Наказание Кринину А.В. назначено в пределах санкции указанной статьи Кодекса, оно является справедливым и изменению не подлежит. При вынесении постановления должностное лицо учло все обстоятельства дела. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Кринина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в данном случае не имеется. Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление главным государственным инспектором отдела энергетического надзора по Архангельской области по данному делу не имеется. В силу того, что отмеченные нарушения посягают на здоровье граждан и безопасность эксплуатации объектов, перечисленных в ст. 9.11 КоАП РФ, административное правонарушение, совершенное Крининым А.В. не может быть признано малозначительным. Каких-либо нарушений процессуальных норм при рассмотрение дела не выявлено. Принятое решение мотивировано, всем доводам дана надлежащая оценка, постановление отвечает всем требованиям ст.ст.24.1, 29.10 КоАП РФ. Руководствуясь п.п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, решил: Постановление главного государственного инспектора отдела энергетического надзора по Архангельской области Б.А.В. №-А от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу главы МО «Коношское» Кринина А.В. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Октябрьский районный суд города Архангельска. Судья Н.Ю. Копытко