ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Стаховой Т.М.,
при секретаре Ивановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбаныязова Б.Х. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Курбаныязов Б.Х. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании ответчика выплачивать за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 01 сентября 2010 года до фактического обеспечения жилым помещением. А также истец просил суд обязать ответчика выплатить задолженность по оплате найма жилого помещения в размере сумма обезличена, образовавшуюся в период с 15 апреля 2009 года по 31 августа 2010 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что с 24 декабря 2004 года состоит на учете в ФГУ «Санкт-Петербургская КЭЧ района» как нуждающийся в получении жилого помещения. 14 апреля 2009 года уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с сохранением в списках очередников на получение квартиры. Истец обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения, в удовлетворении которого ответчик отказал.
Истец в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства. О времени судебного разбирательства истец уведомлен телефонограммой лично.
Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени судебного заседания извещен судебной повесткой, доказательств уважительности причин неявки не представил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь ч.4 и ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно выписке из приказа военного комиссариата ... Санкт-Петербурга от 3 апреля 2009 года, изданного на основании приказа Командующего войсками ЛенВо от 25 марта 2009 года Номер обезличен, Курбаныязов Б.Х. уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с сохранением в списках очередников на получение квартиры.
Общая продолжительность военной службы в Вооруженных силах РФ в льготном исчислении на дату 1 апреля 2009 года составляет 20 лет 5 месяцев, в календарном - 18 лет.
Как следует из справки ФГУ «Санкт-Петербургская КЭЧ района» Курбаныязов Б.Х. с 24 декабря 2004 года состоит на компьютерном учете как нуждающийся в получении жилой пощади (как бесквартирный).
Согласно справке о регистрации Курбаныязов Б.Х. с 23 января 2009 года зарегистрирован в принадлежащем военному комиссариату города Санкт-Петербурга ....
3 августа 2010 года истец обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербург с заявлением, в котором просил возобновить выплату денежной компенсации за поднаем жилья с 15 апреля 2009 года.
В своем ответе от 4 августа 2010 года начальник ОСО центра социального обеспечения Военного комиссариата города Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении заявления истца, ссылаясь на то обстоятельство, что истец уволен с военной службы в 2009 году, а компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, согласно части второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 года № ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 года № КАС08-566, признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» разъяснено, что положения п.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее ст. 19 (ч. 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03 сентября 2008 года № 653, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 года № ВКПИ08-53), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городе Санкт-Петербурге 15 000 рублей.
Принимая во внимание, что Курбаныязова Б.Х. за время прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, с 24 декабря 2004 года состоит на учете как нуждающийся в получении жилой площади, то в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, истец имеет право на разовое обеспечением его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Факт пользования Курбаныязовым Б.Х. с 1 января 2009 года по настоящее время на условиях найма жилым помещением - квартирой ..., принадлежащей ФИО11 на праве собственности, подтверждается договором найма жилого помещения, заключенного между истцом с одной стороны и ФИО11 с другой стороны 1 января 2009 года на срок по 1 июля 2009 года, затем 1 июля 2009 года на срок по 1 января 2010 года, 1 января 2010 года на срок по 1 декабря 2010 года, согласно условиям которых ежемесячная плата за пользование жилым помещением составляет сумма обезличена.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным обязать ответчика выплачивать Курбаныязову Б.Х. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 1 сентября 2010 года. Поскольку в период с 15 апреля 2009 года по 31 августа 2010 года истец обладал правом на получение данного вида денежной компенсации, а отказ ответчика в выплате ежемесячной денежной компенсации истцу за найм жилого помещения не является обоснованным и правомерным, суд считает возможным удовлетворить требование Курбаныязова Б.Х. о взыскании с ответчика задолженности по компенсации за наем жилого помещения, образовавшейся в период с 15 апреля 2009 года по 31 августа 2010 года.
Требования Курбаныязова Б.Х. в части обязания ответчика выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения до фактического предоставления жилого помещения, суд также полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3, 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года, а также вышеназванным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 3-П от 3 февраля 2010 года выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (и после этой даты) в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров до фактического обеспечения жилой площадью или предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
иск Курбаныязова Б.Х. удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать Курбаныязову Б.Х. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 1 сентября 2010 года в размерах, определенных Правительством Российской Федерации, до фактического обеспечения Курбаныязова Б.Х. жилым помещением.
Взыскать с Военного комиссариата ... в пользу Курбаныязова Б.Х. задолженность по денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, образовавшуюся в период с 15 апреля 2009 года по 31 августа 2010 года, с учетом размеров компенсации, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации за указанный период.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: