о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения



Дело № 2-3154/2010 25 августа 2010 годаР Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Стаховой Т.М.,

при секретаре Ивановой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромахова А.А. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Представитель ФИО2 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, Образовавшейся за период с 1 февраля 2009 года по день вынесения решения суда и обязании ответчика выплачивать за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере сумма обезличена до фактического обеспечения истца жилым помещением.

В обоснование требований истец ссылался на то обстоятельство, что 31 октября 2007 года Ромахов А.А. уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с сохранением в списках очередников на получение квартиры на семью из 4 человек. С 1 декабря 2004 года Ромахов А.А. состоял на учете в Ольгинском КЭЧ как военнослужащий, нуждающийся в получении жилого помещения, с сентября 2009 года поставлен на учет в Санкт-Петербургском пригородном КЭЧ. В сентябре 2009 года в отношении Ромахова А.А. согласован список распределения жилой площади, однако строительство дома и прием дома в эксплуатацию по настоящее время не завершены, в связи с чем истец продолжает являться нуждающимся в жилой площади и по настоящее время арендует жилое помещение по договору найма, заключенному с собственником квартиры ФИО3 В период с ноября 2007 года по январь 2009 года Ромахову А.А. Военным комиссариатом Московского района Санкт-Петербургу выплачивалась денежная компенсация за найм жилого помещения, однако в 1 февраля 2009 года такие выплаты необоснованно прекращены.

В настоящем судебном заседании представитель истца, ссылаясь на вышеизложенные доводы, просил иск удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени судебного заседания извещен судебной повесткой, доказательств уважительности причин неявки не представил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Руководствуясь ч.4 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части Номер обезличен от 31 октября 2007 года, изданного на основании приказа Командующего ... от 21 сентября 2007 года, Ромахов А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения с 31 октября 2007 года (Л.д.10).

Общая продолжительность военной службы истца в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении на дату 31 октября 2007 года составляет 25 лет 2 месяца, в льготном исчислении – 30 лет 10 месяцев (Л.д.10).

Как следует из справки Ольгинской квартирно-эксплуатационной части от 6 апреля 2010 года Ромахов А.А. с 1 декабря 2004 года состоит в базе данных системы «учет» как нуждающийся в жилой пощади. В соответствии с согласованным 24 сентября 2009 года списком распределения жилой площади, истцу распределена квартира ... (Л.д.11).

Из справки Санкт-Петербургской пригородно-эксплуатационной части от 3 июня 2010 года следует, что строящийся дом по адресу: ..., ..., находится на балансе 112 ОКСа. Только после приемки дома по акту и передачи дома на баланс Санкт-Петербургской пригородной КЭЧ будут выдаваться смотровые ордера, и выписываться договора социального найма жилого помещения. В связи с этим в настоящее время Ромахов А.А. фактически не может получить договор социального найма помещения и проживать в выделенной ему квартире вышеуказанного дома л.д.12).

Согласно копий паспортов, Ромахов А.А. и члены его семьи – жена ФИО5, дети: ФИО2, Дата обезличена года рождения и ФИО4, Дата обезличена года рождения, зарегистрированы в Санкт-Петербурге по адресу: ... (Л.д.13-21).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, согласно части второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 года № ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 года № КАС08-566, признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» разъяснено, что положения п.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее ст. 19 (ч. 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03 сентября 2008 года № 653, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 года № ВКПИ08-53), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городе Санкт-Петербурге 15 000 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 % при условии совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.

Принимая во внимание, что Ромахов А.А. за время прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, с 1 декабря 2004 года состоит на учете как нуждающийся в получении жилой площади, то в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, истец имеет право на разовое обеспечением его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью – на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого.

Как ранее указано в решении, семья Ромахова А.А. состоит из 4 человек: жена ФИО5, дети: ФИО2, Дата обезличена года рождения и ФИО4, Дата обезличена года рождения, которые зарегистрированы и проживают в Санкт-Петербурге совместно с истцом, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, денежная компенсация, подлежащая выплате истцу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 составляет сумма обезличена из расчета 15 000 рублей+50% от этой суммы, поскольку с ним проживает 3 члена семьи.

Факт пользования Ромаховым А.А. и членами его семьи с 1 февраля 2009 года по настоящее время на условиях найма жилым помещением - квартирой ... ..., принадлежащей ФИО3 на праве собственности, подтверждается договором найма жилого помещения, заключенным между истцом с одной стороны и ФИО3 с другой стороны 15 декабря 2008 года на срок по 31 декабря 2009 года и аналогичным по своему содержанию договором, заключенным между сторонами 15 декабря 2009 года на срок по 31 декабря 2009 года л.д.35-40). Факт внесения истцом платы за найм жилого помещения подтвержден грфиком-ведомостью платежей за 2009 и 2010 года, в которых имеется роспись ФИО3 о ежемесячной получении денежных средств в размере сумма обезличена за период 2009 года, в 2010 году – по сумма обезличена ежемесячно (Л.д.37, 40).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает необходимым обязать ответчика выплачивать Ромахову А.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 25 августа 2010 года в размере сумма обезличена, с последующими изменениями суммы компенсации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в период с 1 февраля 2009 года по 24 августа 2010 года истец обладал правом на получение данного вида компенсации, а бездействия ответчика по невыплате истцу ежемесячной денежной компенсации за найм жилого помещения являются необоснованными и неправомерными, суд считает возможным удовлетворить требование Ромахова А.А. о взыскании с ответчика задолженности по компенсации за наем жилого помещения, образовавшейся в указанный период, в сумме сумма обезличена (Х*18 месяцев (с 1 февраля 2009 года по 31 июля 2010 года)). Поскольку решением суда ответчик обязан выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию за найма жилого помещения с 25 августа 2010 года, а ко дню разрешения спора по существу август 2010 года не истек и ответчик не лишен возможности добровольно в срок до 31 августа 2010 года исполнить свою обязанность по выплате денежной компенсации истцу за найма жилого помещения за август 2010 года, суд считает возможным не включать август 2010 года в расчет суммы задолженности, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.

Требования Ромахова А.А. в части обязания ответчика выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения до фактического предоставления жилого помещения суд также полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3, 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, а также вышеназванным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 3-П от 3 февраля 2010 года выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (и после этой даты) в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров до фактического обеспечения жилой площадью или предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

иск Ромахова А.А. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с 25 августа 2010 года выплачивать Ромахову А.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размерах, определенных Правительством Российской Федерации до фактического обеспечения Ромахова А.А. жилым помещением.

Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу Ромахова А.А. задолженность по денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, образовавшуюся за период с 1 февраля 2009 года по 31 июля 2010 года в сумме сумма обезличена, с учетом размеров компенсации, определенных за указанный период Постановлением Правительства Российской Федерации № 909 от 31 декабря 2004 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: