ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3328/10 20 октября 2010 годаОктябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Пазюченко И.Ж.
при секретаре Филатовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архипова Н.Н. к Военному Комиссариату города Санкт-Петербурга взыскании ежемесячной денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Военный Комиссариат Санкт-Петербурга признать за ним право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью и обязать Военный комиссариат выплачивать с 10.08.2010 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме сумма обезличена. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В обоснование заявленных требований сослался на то, что является ветераном подразделения особого риска и с 10.08.2010 года ему установлена инвалидность второй группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Явившийся в судебное заседание истец настаивал на своих исковых требованиях, просил иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте которого надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка о вручении судебной повестки, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В силу ст. 113, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
Истец является военным пенсионером, лицом, имеющими право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается соответствующим удостоверением, копия которого имеется в материалах гражданского дела.
Из положений ст.ст. 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Как видно из материалов дела, истец является участником действий подразделений особого риска и имеет право на льготы, установленные для лиц, указанных в подпункте "в" п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1.
В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий.
Пунктом 2 указанного Постановления, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п.1 настоящего постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных ст.14, частями 1-3, 7 ст. 24, ст.2 9, ч.1 ст.31 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Каких-либо актов о признании утратившим силу Постановлений Верховного Совета Российской Федерации № 2123-1 от 27 декабря 1991 года, распространивших действие Закона на лиц из подразделений особого риска, до принятия Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не издавалось.
Таким образом, законные основания для ограничения права этих граждан на возмещение вреда, причинённого их здоровью отсутствуют.
Судом установлено, что Архипов Н.Н. согласно удостоверению серии <данные изъяты> №, выданного 02.12.1997 г. относится к участникам подразделений особого риска, которые указаны в подпункте «в» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1 «О распространении действий Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан подразделений особого риска.
Согласно справке МСЭ-2007 №, выданной 10.08.2010 г., истцу с 10.08.2010 г. установлена инвалидность второй группы бессрочно, при этом установлено, что заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. (л.д. 8, 9)
Истец является военным пенсионером, обязанность по выплате ему денежных компенсаций возлагается на ответчика.
Материалами дела установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему указанных денежных компенсаций, на которое получил отказ. (л.д. 13 )
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 7 октября 2005 года 2005 года № 385-O, предоставив пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года № 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета РФ № 2123-1 было распространено действий положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью. По смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Соответственно, статья 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, внесшая изменение в Постановление Верховного Совета РФ от 29 декабря 1991 года №2123-1, не может рассматриваться как лишающая указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Из этого следует, что какие-либо законные основания для ограничения прав граждан - участников подразделений особого риска на возмещение вреда, причиненного их здоровью, отсутствуют.
Истцом представлен акт освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска от 27 ноября 1997 года и заключением МСЭК установлено, что Архипов Н.Н. является непосредственным участником действий подразделений особого риска с критерием непосредственного участия "в" п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1. (л.д.21-24)
Кроме того, факт непосредственного участия истца в действиях подразделений особого риска подтверждается представленной суду выпиской из приказа по флоту о радиационной аварии на подводной лодке в 1984 году, в ликвидации последствий которой непосредственное участие принимал Архипов Н.Н. (л.д. 25)
При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 14.04. 2007 года.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-O, право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме.
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно - загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Таким образом, право истца на получение денежной выплаты, предусмотренной п. 15 части 1 ст. 14 (ранее п. 25 ч. 1 ст. 14) Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникло у истца с момента установления причинной связи его заболевания с участием в действиях подразделений особого риска, подтвержденной справкой ВТЭ-96 № 048164 об установлении 2 группы инвалидности. Инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024 установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью (пункт15 части 1 ст. 14 Закона): для инвалидов I группы - 12383,84 руб.; для инвалидов II группы- 6191,93 руб.; для инвалидов III группы - 2476,76 руб.
Действия ответчика отказавшего истцу в соответствующем назначении ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью являются необоснованными и противоречат положениям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и указанных выше постановлений Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным назначить и выплачивать истцу денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена. с 10 августа 2010 года с последующей индексацией в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд;
РЕШИЛ:
Обязать ФИО1 Комиссариат города Санкт-Петербурга назначить и выплачивать Архипову Н.Н. ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена с 10 августа 2010 года с последующей индексацией в установленном Законом порядке, с выплатой сумм образовавшейся задолженности.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2010 года.
Судья Пазюченко И.Ж.