Дело № 2-4348/2010 20 декабря 2010 года РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,
при секретаре Михуля В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамина Р.Ш. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения жилищной комиссии и обязании восстановить в очереди на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Мамин Р.Ш. обратился в суд с иском к ответчику с требованием о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 августа 2010 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обязании ответчика восстановить его в очереди на получение жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, в обоснование заявленных требований, указывая, что с 04 декабря 1992 года и по настоящее время истец проходит службу в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу. С 16 марта 2006 года истец состоял на учете в качестве нуждающихся в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, однако решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 августа 2010 года был снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу по мотивам того, что принятие истца на учет имело место после введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть после 01 марта 2005 года, в связи с чем, с учетом того, что в соответствии со статьей 41 Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года отменена часть 2 статьи 8 Федерального закона № 69 от 21.12.19994 года «О пожарной безопасности», предусматривающая право сотрудников государственной противопожарной службы на обеспечение жилыми помещениями, у последнего утрачено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явилась, иск не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для сохранения за истцом права состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, после 01 марта 2005 года.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец с 23 января 1991 года является сотрудником федеральной противопожарной службы и по настоящее проходит службу в Государственном учреждении «13 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу МЧС России в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя 23 пожарной части, имеет специальное звание - старший прапорщик внутренней службы /л.д. 10/.
Согласно справки о прописке Мамин Р.Ш. совместно с членами семьи, состоящей из 4-х человек, включая истца, его супругу -ФИО5, сына - ФИО6, и дочь - ФИО7, с 26 февраля 1991 года постоянно зарегистрирован и проживает в принадлежащем 13 отряду федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу МЧС России общежитие по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> /л.д. 72/.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади.
19 августа 2010 года жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу принято решение о снятии Мамина Р.Ш. с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, в связи с его постановкой на учет после 01 марта 2005 года /л.д. 7-оборот/.
03 ноября 2010 года в адрес истца направлено уведомление об увольнении из органов внутренних дел, за подписью начальника 13 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу /л.д.12/.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Согласно части 2 в редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ, личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, при реализации жилищных прав сотрудников федеральной противопожарной службы подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, одним из которых по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, каких-либо объектов недвижимости в собственности истца и членов семьи не имеется /л.д. 40-43/.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 10 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, которыми установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
При этом под военнослужащими в настоящих Правилах понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 26 Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Впоследствии, статьей 41 Федерального закона № 122 от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 стать 8 Федерального закона « О пожарной безопасности» признана утратившей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 04.12.200 7№ 965-О-П «По жалобам граждан Абросимовой Людмилы Дмитриевны, Антоновой Валентины Афанасьевны и Смирновой Ольги Борисовны на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Снятие истца с учета по улучшению жилищных условий без предоставления последнему благоустроенного жилого помещения либо решения иным способом его жилищной проблемы, в том числе путем участия истца в федеральной целевой программе «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 года, утвержденной Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и от 25 июля 2006 года № 913, с учетом того, что истец был поставлен на учет в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, как нуждающийся в получении жилой площади в период действия вышеназванной программы, ставит истца в неравное положение с другими сотрудниками федеральной противопожарной службы, которые были поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади до 01 марта 2005 года и по существу ведет к нарушению установленного законом принципа равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, который также означает запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, тогда как при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Иное означает нарушение требований части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. о существу в проворечии ихся ужбу другими сотрудниками тва путем участия истца в федеральной целевой прогнорамме социальнго
При таком положении, учитывая, ответчиком в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наступления обстоятельств, при наличии которых (статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел), истец подлежал снятию с учета, нуждающихся в получении жилого помещения, оспариваемое истцом решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 августа 2010 года, не может быть признано законным.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав истца, суд принимает решение об обязании ответчика восстановить Мамина Р.Ш. в очереди на получение жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу с даты его снятия с указанного учета, которое признано судом незаконным, то есть с 19 августа 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 19 августа 2010 года о снятии Мамина Р.Ш. с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади.
Обязать Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу восстановить Мамина Р.Ш. в очереди на получение жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу с 19 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья