о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в Устав



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДело № 2-4303/2010“22” ноября 2010 года Октябрьский районный суд Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в составе судьи Корсаковой Ю.М.при секретаре Кавлевой М.А.рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Совета депутатов Муниципального образования «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений Устава муниципального образования УСТАНОВИЛ:Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в государственной регистрации изменений Устава муниципального образования от 04 августа 2010 года № 154-08-2010ЛО. Считают данный отказ незаконным по тем основаниям, что муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав № 46 от 16.06.2010 года принят без нарушения установленного порядка принятия муниципальных актов, был нарушен установленный порядок представления изменений в Устав на государственную регистрацию, что не является в силу действующего законодательства основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав.Представитель заявителя явился в судебное заседание, поддержал доводы, указанные в заявлении.Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменные возражения. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.16 июня 2010 года Советом депутатов второго созыва Муниципального образования «Романовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МО «Романовское сельское поселение») было принято решение № 46 о внесении изменений и дополнений в Устав.Устав МО «Романовское сельское поселение» утвержден решением Совета депутатов от 25 ноября 2005 года за номером 13, зарегистрированный 06 декабря 2005 года за номером RU 475043102005001, с зарегистрированными изменениями от 23 декабря 2008 года RU №475043102008001, от 03 июня 2009 года за номером RU№ 475043102009001.03 августа 2010 года МО «Романовское сельское поселение» обратилось в Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для регистрации муниципального правового акта решения № 46 от 16 июня 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования «Романовское сельское поселение».Согласно заключению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 154-08-2010ЛО от 04 августа 2010 года МО «Романовское сельское поселение» в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» была проведена проверка соответствия представленного муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования МО «Романовское сельское поселение» Конституции Российской Федерации, Федеральным законам Российской Федерации, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга, а также проведена проверка соблюдения порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, установленного в соответствии с федеральным законом, по результатам проверки было отказано в государственной регистрации муниципального правового акта о внесений изменений и дополнений в Устав МО «Романовское сельское поселение».Основаниями такого отказа как следует из заключения послужило, то, что комплект документов, представленный МО «Романовское сельское поселение» для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав представлен в нарушение п.1 ч.4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ», а именно правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав представлен на регистрацию по истечении установленного пятнадцатидневного срока, и таким образом, по мнению регистрирующего органа, муниципальный правовой акт о принятии внесений изменений и дополнений в Устав принят с нарушением установленного порядка принятия муниципального правового акта.Как следует из текста заключения, указанное выше основание являлось единственным основанием для отказа в государственной регистрации, из чего суд приходит к выводу, что иных нарушений (несоответствий), проведенная регистрирующим органом проверка не выявила.

Оспариваемый отказ в государственной регистрации муниципального правового акта о внесений изменений и дополнений в Устав МО «Романовское сельское поселение» является необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 4 ст.1 Федерального закона № 97-Фз от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» регистрирующий орган, в частности, проверяет - соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; - соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.В соответствии с ч. 2 ст.4 Федерального закона № 97-Фз от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.В соответствии с ч. 7, 9 ст.4 Федерального закона № 97-Фз от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 ст.4 данного закона, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

В соответствии с ч.6 ст.44 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Указанный в ч. 7 ст.4 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ», в ч.6 ст.44 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.В мотивированном заключении № 154-08-2010ЛО от 04 августа 2010 года не содержатся выводы о противоречии Устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации. Действительно, в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.Данный срок главой муниципального образования был нарушен.Однако, ст.3 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» регулирует лишь порядок и срок представления устава муниципального образования для государственной регистрации, и не регулирует порядок принятия Устава муниципального образования.

Порядок принятия Устава, а также муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования регулируют положения Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно положения статьи 44.

Из заключения № 154-08-2010ЛО от 04 августа 2010 года не следует, что МО «Романовское сельское поселение» был нарушен порядок принятия муниципального правового акта № 46 от 16.06.2010 года, установленный в ст.44 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд исходит из следующего, что главой муниципального образования МО «Романовское сельское поселение» был нарушен установленный пятнадцатидневный срок представления муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования для государственной регистрации, однако, однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации указанного муниципального правового акта, заключение № 154-08-2010ЛО от 04 августа 2010 года не основано на законе.

В своем отзыве на исковое заявление заинтересованное лицо, указывает, что ими был сделан вывод о противоречии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования федеральным законам.

Однако, суд исходит из того, что основания для отказа в государственной регистрации должны содержаться в мотивированном решении регистрирующего органа, данное основание не было указано в заключении от 04 августа 2010 года, и в отзыве заинтересованным лицом также не указано каким федеральным законам противоречит принятый муниципальный правовой акт № 46 от 16 июня 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Романовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

Такого основания для отказа в государственной регистрации как нарушения срока представления Устава либо муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования в регистрирующий в орган действующее законодательство не содержит.

Законодательство устанавливает право регистрирующему органу отказать в государственной регистрации Устава только в случае противоречия самого устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

Такие противоречия Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не указывает.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в государственной регистрации муниципального правового акта № 46 от 16 июня 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Романовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», содержащийся в заключении № 154-08-2010ЛО от 04 августа 2010 года.

Обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести государственную регистрацию муниципального правового акта № 46 от 16 июня 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Романовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Судья Корсакова Ю.М.