Дело № 2-133/2011 27января2011года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующегосудьи Стаховой Т.М.,
при секретаре Ивановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФрунза Г.Д. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Фрунза Г.Д.обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском о взыскании с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга убытков в сумма обезличена,с учетом ее индексации на индексы роста потребительских цен на момент исполнения решения суда,судебных расходов по оплате услуг представителя в размере сумма обезличена.
В обоснование иска Фрунза Г.Д.указал на то обстоятельство,чтов виду несвоевременной выдачи ответчиком пенсионного удостоверения истец был лишен возможности получать с1января2005года ежемесячную денежную выплату,установленную Законом Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» № 589-79от17ноября2004года.
В настоящее судебное заседание представитель истца и представитель ответчика,каждый в отдельности,извещенные о времени судебного разбирательства,не явились,доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь ч.3и ч.4ст.167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в судебных заседания представитель истца просил требования Фрунза Г.Д.удовлетворить.Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербург возражал против удовлетворения иска,указав на отсутствие вины ответчика в наступлении убытков истца.
Представитель администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга и Министерства Финансов РФ о времени судебного заседания извещены,доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.Руководствуясь ч.3ст.167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав доказательства по делу,суд полагает иск подлежащим удовлетворению в части требований.
20октября2004года Фрунза Г.Д.обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербург с заявлением о назначении и выплате пенсии (Л.д.51).
Начальником отдела назначения пенсий Военного комиссариата города Санкт-Петербург2ноября2004года истцу отказано в назначении и выплате пенсии в виду отсутствия необходимой выслуги лет (Л.д.52).
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от7декабря2005года,вступившим в законную силу8февраля2006года,за Фрунза Г.Д.признано право на получение пенсии за выслугу лет,с учетом льготного летоисчисления.Отдел социального обеспечения Санкт-Петербургского городского военного комиссариата обязан произвести расчет и назначить пенсию истцу за выслугу лет с учетом льготного летоисчисления (Л.д.9-11).
Определением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от20января2009года,вступившим в законную силу31января2009года,разъяснено решение от7декабря2005года.Так,в определении судом указано,что произвести расчет и назначить пенсии Фрунзе Г.Д.за выслугу лет,с учетом льготного летоисчисления обязан Санкт-Петербургский военный комиссариат (иначеВоенный комиссариат города Санкт-Петербурга) (Л.д.55-56).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от26мая2010года Военный комиссариат города Санкт-Петербург обязан назначить Фрунза Г.Д. пенсию за выслугу лет с11января2004года (Л.д.17-20).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от14июля2010года решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от26мая2010года оставлено без изменения,кассационная жалоба представителя Военного комиссариата города Санкт-Петербурга - без удовлетворения (л.д.21-22).
В соответствии с материалами личного дела,пенсионное удостоверение Фрунзе Г.Д.фактически выдано Военным комиссариатом города Санкт-Петербург18декабря2009года (Л.д.25).
Согласно письма отдела социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга21декабря2009года истцом подано заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» от17ноября2004года № 589-79и сэтого же дняему назначена ежемесячная выплата сумма обезличена (Л.д.8).
Согласно ст.50Закона от12февраля1993года№ 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу,службу в органах внутренних дел,Государственной противопожарной службе,органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,и их семей» работа по пенсионному обеспечению лиц,указанных в ст.1настоящего Закона,и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации,Министерством внутренних дел Российской Федерации,Федеральной службой исполнения наказаний,Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий,установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Пунктом39Постановления Минтруда РФ№ 17,ПФ РФ№ 19пб от27февраля2002года«Об утверждении Правил обращения за пенсией,назначения пенсии и перерасчета размера пенсии,перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено,что факт назначения пенсии в определенном размере и срок ее назначения,подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении,которое выдается на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласноп.40Положения о военных комиссариатах,утвержденныхУказом Президента РФ от1сентября2007года№ 113240,на военные комиссариаты возложена обязанность по организации и проведению работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей,назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий,пособий,предоставление компенсаций и других выплат.
Пунктом16названного Положения военные комиссариаты обязаны обеспечивать контроль за законностью и обоснованностью выдачи гражданам документов воинского учета,удостоверений и других документов.
С учетом изложенного,суд приходит к выводу о том,чтообязанность по выдаче Фрунзе Г.Д.пенсионного удостоверения возложена на Военный комиссариат города Санкт-Петербурга,одновременно с обязанностью ее назначения.
Как указано в решении ранее,определением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от20января2009года,вступившим в законную силу31января2009года,разъяснено решение от7декабря2005года и установлено,что произвести расчет и назначить пенсии Фрунзе Г.Д.за выслугу лет,с учетом льготного летоисчисления обязан Санкт-Петербургский военный комиссариат (иначеВоенный комиссариат города Санкт-Петербурга) (Л.д.55-56).
В соответствии сч.1и ч.2ст.6Федерального закона № 1-ФЗ от31декабря1996года «О судебной системе Российской Федерации»,ч.2ст.13ГПК РФ,вступившие в законную силу постановления федеральных судов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда,а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность,предусмотренную федеральным законом.
В материалах личного дела истца,представленном ответчиком,имеется копия пенсионного удостоверения Фрунза Г.Д.выданного Военным комиссариатом города Санкт-Петербург18декабря2009года (Л.д.25).
Таким образом,решение суда от7 декабря2005года (с учетом определения о разъяснении от20января2009года) Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга частично исполнено по истечение срока более11месяцев,при этом доводов о невозможности исполнения своей обязанности и вступившего в законную силу судебного акта в более ранний период,и доказательств в обоснование своих доводов,представителем ответчика не представлено.
Статья45Конституции РФустанавливает государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч.2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст.12ГК РФ).В п.1ст.15ГК РФ предусмотрено,что лицо,право которого нарушено,может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере,а в ст.16ГК РФ-обязанность возмещения Российской Федерацией,соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков,причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Таким образом,гражданским законодательством установлены гарантии для защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти,направленные на реализацию положений ст.52и53Конституции РФ,согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц,в том числе злоупотреблением властью.
В ст.1069ГК РФ предусмотрено,что вред,причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов,подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации,казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со ст.1082ГК РФ,суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо,ответственное за причинение вреда,возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Понятие убытков раскрывается в п.2ст.15ГК РФ-под убытками понимаются расходы,которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права,а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы,которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с требованиями ст.10Закона Санкт-Петербурга от24ноября2004года№ 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» и п.5.4.Распоряжения Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от30декабря2004года№ 35-р«О Порядке организации работы по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты» обязательным условием для назначения ежемесячной денежной выплаты являетсяпредоставлениепенсионного удостоверения или справки установленной формы,выдаваемой районным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Поскольку ответчик длительное время по обстоятельствам,не зависящим от действий и воли самого Фрунза Г.Д.не выдавал последнему пенсионного удостоверение,то такими своими действия Военный комиссариат города Санкт-Петербурга лишил истца возможности обратиться за назначением и выплатой ежемесячной денежной компенсации в период с1февраля2009года по20декабря2009года,чем,по мнению суда,причинил истцу убытки.
Согласно письма Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» размер ежемесячной денежной выплаты с1января2009года составил сумма обезличена.
Таким образом,сответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в сумма обезличена,согласно следующего расчета:за10месяцев с1февраля2009года по30ноября2009года3152,20 (Х*10= сумма обезличена); за20дней сумма обезличена,поскольку за период с21по31декабря2009года истцу сумма обезличена; итого:сумма обезличена
Учитывая,что невозможность получения истцом ежемесячной денежной выплаты за период с1февраля2009года по20декабря2009года,вызвананеправомерными действиями Военного комиссариата города Санкт-Петербурга,и в связи с инфляционными процессами в Российской Федерации утратила свою покупательскую способность,чем причиняется имущественный вред истцу,суд полагает возможным удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен,рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации в Санкт-Петербурге на день исполнения решения суда.
Оснований для взыскания убытков за период с1января2005года по31января2009года суд не усматривает,поскольку определение о разъяснении решения суда от7декабря2005года,обязывающее Военный комиссариат города Санкт-Петербурга произвести расчет и назначить истцу пенсию,вступило в законную силу31января2009года,следователь,вины ответчика в неполучении истцом пенсионного удостоверения и ежемесячной денежной выплаты за указанный период времени,не имеется.
Согласно ч.1ст.100ГПК РФ стороне,в пользу которой состоялось решение суда,по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Несениеистцомрасходов на оплату услуг представителя в размере сумма обезличена подтверждается договором на оказание юридической помощи от31июля2010года,заключенным между Фрунза Г.Д.иГаливец В.Н. (л.д.15),согласно которого размер вознаграждения представителя составляют сумма обезличена,распискойГаливец В.Н..о получении денежных средств от истца в указанном размере (Л.д.26).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,изложенной в Определении от21декабря2004года № 454-О и применимой к гражданскому процессу,обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя,понесенные лицом,в пользу которого принят судебный акт,с другого лица,участвующего в деле,в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов,направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя,и тем самым-на реализацию требования ч.3ст.17Конституции Российской Федерации,согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае,если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела,то данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Приходя к выводу о необходимости взыскания сВоенного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу Фрунза Г.Д.части судебных расходов,понесенных на оплату услуг представителя,суд исходит из категории данного гражданского дела, того обстоятельства,что по делу состоялось6судебных заседаний,представитель истца добросовестно исполнял обязанности по извещению администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга,представлял доказательства о размере ежемесячной денежной выплаты.С учетом изложенного,суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме сумма обезличена,что,по мнению суда,является разумным исправедливым.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск частично.
Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербург за счет средств казны Российской Федерации в пользуФрунза Г.Д. сумма обезличена.
Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга произвести индексацию убытков,причиненных Фрунзе Г.Д. в сумме сумма обезличена исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петербурге,путем индексации на соответствующие помесячные индексы потребительских цен по полному кругу товаров (услуг) в Санкт-Петербурге,определенных территориальным органом государственной статистики Российской Федерации по Санкт-Петербургу(Петростатом) на день исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение10дней Санкт-Петербургский городской суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: