ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Муратовой С.В. с участием прокурора Штыга Т.В. при секретаре Шаговик И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дулуба В.М. к Военному Комиссариату города Санкт-Петербурга о перерасчёте выплат ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с исковым заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью с 24 декабря 2010 года, когда истцу была установлена 2 группа инвалидности, и установлено, что заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, назначив истцу ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Обязать ответчика выплатить истцу сумму образовавшейся задолженности с учётом её индексации, исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петеребурге. Представитель истца по доверенности Имансу В.Б.исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте которого надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении судебной повестки. В силу ст. 113, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика. Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему. Истец является пенсионером МО, ветераном подразделений особого риска, имеет право на льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 24 декабря 2010г. ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно, а так же установлена связь заболевания истца с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной денежных компенсации в возмещение вреда здоровью по 2 группе инвалидности, на которое получил отказ. Действия ответчика суд полагает необоснованными, поскольку материалами дела, справкой № 15/3-403 от 25 марта 1994 года подтверждается непосредственное участие истца в ликвидации радиационных аварий на кораблях ТОФ с 1964 по 1975 годах. Правовой статус истца предполагает у него наличие права на получение ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью, которые предусмотрены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем, истец имеет право и на ежегодную индексацию получаемых компенсаций. В первоначальной редакции части 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, вступившего в силу 12 февраля 2001 года, предусматривалось, что размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-0 признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ от 14 декабря 2000 года № 35 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 05 апреля 2005 года № 7) установлено, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 «Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ). Вместе с тем, определением Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года № 364-0 подтвержден конституционный принцип равенства всех перед законом и правовая позиция о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы, а также определен критерий индексации - наиболее благоприятный для получателей указанных выплат (п.3.2. Определения). Выплаты денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью, предусмотрены п. 13 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Их индексация за период с 01 июля 2000 года другими федеральными законами установлена не была. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: - в соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 года, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 года № 6-ФЗ и от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ). Поскольку, денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года, исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года. - В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года.. В соответствии с п. 2 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсации и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 326, и Правилами индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, при индексации ежемесячной денежной компенсации за 2004 год подлежит применению коэффициент - 1.1. Вместе с тем, в п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 № 364-0 «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ» указано: «взаимосвязанные положения статьи 1 пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федеральною закона «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ. - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации». Поскольку, коэффициент роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 год составляет 1,153 (соотношение средней величины прожиточною минимума за 2003 год (1865.8 руб.) к средней величине прожиточного минимума за 2002 год (1617.8 руб.), то суд полагает, что именно данный коэффициент подлежит применению для индексации получаемых истцом компенсаций с 01 января 2004 года. Федеральным законом № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступившим в силу 29 мая 2004 года, часть 3 статьи 2 Федеральною закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой ежемесячная денежная компенсация ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004года № 847, установлено, что ежемесячная денежная компенсация, установленная частью первой статьи 2 Федеральною чакона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС», индексируется с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента, определенною нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на год». При разрешении требования об индексации ежемесячных компенсаций за 2005, 2006 и 2007 года суд руководствуется Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2006 № 163, от 03.03.2007 № 143), Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 № 143). Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которыми предписано осуществлять с 01.01.2005. с 01.01.2006 и с 01.01.2007 индексацию с применением коэффициентов 1,11, 1,09 и 1.08 соответственно. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03 сентября 2008 года № 655) установлено, исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", осуществить с применением коэффициентов 1,105 - с 1 января 2008 г., индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 с последующими изменениями установлено, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", осуществить с 1 января 2009 г. индексацию с применением коэффициента 1,13, с 01 января 2010 года с применением коэффициента 1,1 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 года № 1079 установлено, исходя из уровня инфляции, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществить с 1 января 2011 г. индексацию с применением коэффициента 1,065. В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, то есть, когда суммы возмещения вреда здоровью ранее не назначались и не выплачивались. Следовательно, статья 208 ГК РФ к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались заявителям на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», применению не подлежит. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 года №445-0: «Положения статьи 208 Гражданского Кодекса РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты». Исходя из изложенного, индексации подлежат суммы ежемесячной компенсации за вред здоровью, назначаемые истцу с 01.01.2002 года в 1,208 раза, с 01.01.2003 года - 1,414 раза, с 01 января 2004 года в 1,153 раза, с 29 мая 2004 года в 1, 1 раза, с 01.01.2005 года в 1.11 раза, с 01.01.2006 года в 1,09 раза и с 01.01.2007 в 1,08 раза, с 01.01.2008 -1,105, с 01.01.1009 - 1,13, с 01.01.2010 - 1,1, с 01.01.1011 - 1,065, с выплатой суммы образовавшейся задолженности. В соответствии со ст.318 Гражданского Кодекса Российской Федерации сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Для индексации денежных доходов граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги (индекс потребительских цен). Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РФ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. В Санкт-Петербурге индекс потребительских цен исчисляет Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу рост имел место рост потребительских цен за спорный период. С учётом коэффициента роста потребительских цен в Санкт-Петербурге и должна быть проиндексирована сумма невыплаченной задолженности. Поскольку, обязанность по назначению, пересмотру и выплате пенсий военным пенсионерам возложена на Военные Комиссариаты, в соответствии с «Положением о Военных Комиссариатах», утвержденным Указом Президента РФ № 1372 от 15 октября 1999 года и не была им вовремя осуществлена, то суд полагает, что ответчик обязан произвести индексацию сумм задолженности с учётом индекса роста потребительских цен На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд; РЕШИЛ: Обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга назначить Дулуб В.М. выплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью с 24 декабря 2010 года в размере сумма обезличена. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга выплатить Дулуб В.М. задолженность, образовавшуюся за период с 24 декабря 2010 года по день принятия решения суда, с учётом её индексации исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, путём индексации ежемесячной задолженности по помесячным индексам потребительских цен, по полному кругу товаров (услуг), определённых территориальным органом статистики РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «ПЕТРОСТАТ» на день исполнения решения суда. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2011года. Судья С.В. МуратоваУчитывая, что ежемесячная компенсация возмещение вреда здоровью, выплачиваемая истцу, с 1997 года до 01.07.2000 года не индексировались, принимая во внимание то обстоятельство, что с июля 2000 года по 2001 год имел место рост величины минимального размера оплаты труда (с 01.07.2000 - сумма обезличена., с 01.01.2001 - сумма обезличена.), а также, учитывая положения п. 5 Постановления ВС РФ № 35 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7), суд полагает возможным произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью, начиная с 01 января 2002 года.
По данным Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга среднегодовая величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге для пенсионеров составила в 2000 году - 947, 5 руб., в 2001 году - 1 144,4 руб., в 2002 году - 1 617,8 руб., в 2003 году - 1 865,8 руб.
Таким образом, коэффициент роста величины прожиточного минимума в среднем для пенсионеров в Санкт-Петербурге, который и подлежит применению, составил: в 2002 году - 1,414 (1 617,8/ 1 144,4); в 2003 году - 1,153 (1865,8/1 617,8).