об обязании выплатить недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью



Дело № 2-2929/2011 08 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Литвиненко Е.В., при секретаре Светлаковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дружинина В.Л. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об обязании выплатить недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда причиненного здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Дружинин В.Л. обратился в суд с иском Военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании выплатить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью из денежного довольствия на день выплаты с учетом степени утраты трудоспособности за период с 22.06.2000 года по 14.02.2001 года сумма обезличена, когда компенсация была взыскана решением суда, в соответствии Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-Ф и принятым во исполнение Порядком и условиями возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.

Истец Дружинин В.Л. и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили обязать ответчика выплатить компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью сумма обезличена.

Представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, исковые требования не признала в полном объеме, по тем основаниям, что решением суда истцу назначена компенсация из твердой денежной суммы с учетом имеющейся группы инвалидности.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца , приходит к следующему:

Дружинин В.Л. является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска по п. 1 пп. «в» Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 как непосредственный участник ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах – удостоверение Комитета Ветеранов подразделений особого риска серии ОРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), пенсионером МО РФ с 1983 года (л.д. 12); инвалидом 2 группы, при повторном освидетельствовании 22.06.2000 г. бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (справка сер. ВТЭ-96 от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 14), степень утраты трудоспособности 70% (л.д. 15);

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09.10.2003 года по делу 2-3883/03 признаны неправомерными действия Военного комиссариата Санкт-Петербурга по прекращению выплаты истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, которая выплачивалась с марта по октябрь 2001 года в твердой денежной сумме сумма обезличена для 2 группы инвалидности, ответчик обязан возобновить выплату, предусмотренную п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской ЭАС» сумма обезличена.

На заявление истца от 12.01.2011 года о выплате компенсации за период с 22.06.2000 года по 14.02.2001 года (л.д. 7-9), письмом от 30.03.2011 года (л.д. 10) ответчик сообщил, что выплачивать сумму возмещения вреда, определенную в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного исполнением работником трудовых обязанностей оснований не имеется. Производится выплата денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1) (л.д. 3).

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», на последних распространено действие Закона РСФСР от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пределах, установленных данным Постановлением, лицам, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пп. 1 - 14 ч.1 ст. 14, ст. 24, п. 1 ч. 3 ст. 27.1, ст. 29 (за исключением абзаца 2 п. 2 ч.1), чч. 1-3 ст. 39 Базового Закона.

Данным Постановлением от 27.12.1991 г. в редакции, действовавшей с 02.03.1996 года (дата вступления в силу Федерального закона от 25.11.1995 года № 179-ФЗ в части, касающейся возмещения вреда) по 01.01.2005 года (дата вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) гарантировалось также предоставление компенсации, предусмотренной п. 15 (ранее п. 25) ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года, а именно ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием в зависимости от группы инвалидности, тем самым в части возмещения вреда инвалиды из подразделений особого риска своему правовому положению были приравнены к инвалидам вследствие Чернобыльской АЭС и стали субъектами длящихся правоотношений по получению пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, причиненного лучевой болезнью и другими заболеваниями, связанными с лучевой нагрузкой, т.е. составили вместе одну группу получателей льгот и компенсаций.

Поскольку предоставленное п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. в редакции Федерального закона от 25.11.1995 года № 179-ФЗ право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, не содержало никаких изъятий в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, они в период с 02.03.1996 года по 01.01.2005 года также имели право на получение ежемесячно сумм компенсации вреда их здоровью от радиационного поражения.

Так как в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г № 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, и учитывая, что п. 1. ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. предусматривает сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после введения данного Федерального закона в действие, то на основании ст. 9 данного Федерального закона не предполагается лишение граждан-инвалидов из подразделений особого риска права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций и массовости причинения вреда в начальный период освоения и использования ядерной энергии. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение ст. 55 ч. 2 и ч. 3 Конституции РФ, так как вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя и согласно правовым позициям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П и от 19.06.2002 года № 11-П, Определении от 04.04.2006 года № 89-О государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.

При этом, по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 г. № 296-О-П, на основании ранее выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования, положения пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления, т.к. дата установления инвалидности в связи с радиационным воздействием, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1, гражданам из подразделений особого риска (до или после 1 января 2005 года) не имеет самостоятельного значения для отнесения их к категории ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами.

В данном случае право истца как участника подразделений особого риска, ставшего инвалидом на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, было в том числе установлено решением суда от 09.10.2003 года вступившим в законную силу 12.11.2003 года, право же на получение данной выплаты возникло у него с даты установления связи инвалидности с действием в подразделениях особого риска 22.06.2000 года.

Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения в порядок исчисления ежемесячных сумм в возмещение вреда, согласно которым, гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьей 3 данного Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ устанавливалось, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов, исчисление которых осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 в ред. от 08.08.2003 г. «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», выплата неполученной компенсации за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов, денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты. Выплаты компенсаций согласно пункту 4 данного Постановления производятся на основании заявления и с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям.

Полагая требования подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего. При рассмотрении дела 2-3883/03 и ранее истцом не заявлялись требования о взыскании в его пользу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 22.06.2000 года, когда была установлена связь инвалидности и заболевания истца с действием в подразделениях особого риска и до 14.02.2001 года, когда выплата назначалась в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности. Как следует из материалов пенсионного дела истца № 186297, ответчиком самостоятельно выплата ежемесячной денежной компенсации истцу за период с 22.06.2000 года по 14.02.2001 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 не производилась.

Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ и принятым во исполнение его положений Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 для получения выплат за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. предусмотрена только необходимость обращения с заявлением для их получения, возможность ограничения срока в течение которого лицо, получающее пенсионное обеспечение, может обратиться с заявлением о выплате недополученных денежных компенсаций, и определение периода, за который производится исчисление недоплаты, в зависимость от даты обращения с заявлением не ставится. Истцом выполнена обязанность по обращению к 12.01.2011 года ответчику с заявлением о выплате ему недополученной компенсации, в выплате которой ему отказано.

Таким образом, ответчик подлежит обязанию произвести выплату истцу недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 22.06.2000 года по 14.02.2001 года исходя из денежного довольствия, принимаемого в размере, действующем на день выплаты в зависимости от степени утраты трудоспособности 70%. Так как истцу на 20.07.2011 года установлен оклад по воинскому званию сумма обезличена, оклад по должности сумма обезличена, и с учетом выслуги лет 70% - сумма обезличена, денежное довольствие составляет сумма обезличена (л.д. 11), размер ежемесячной денежной компенсации с учетом 70% утраты трудоспособности составляет – сумма обезличена *70% - сумма обезличена. Размер ежемесячной денежной компенсации подлежащей выплате истцу за период с 22.06.2000 года пор 14.02.2001 года составляет – (сумма обезличена : 30 *9) + (сумма обезличена : 24 * 14) + (сумма обезличена * 7) = сумма обезличена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербург выплатить Дружинину В.Л. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда причиненного здоровью за период с 22.06.2000 года по 14.02.2001 года в размере сумма обезличена

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Литвиненко Е.В.