о нарушении избирательных прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-773/12 09 февраля 2012 года

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Муратовой С.В.

с участием прокурора Штыга Т.В.

при секретаре Шаговик И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Николаевой Т.А. об оспаривании действия, бездействия Санкт-Петербургской избирательной комиссии

УСТАНОВИЛ:

Николаева Т.А. обратилась в суд с жалобой на бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в не рассмотрении по существу её заявления от 06 декабря 2011 года о нарушении избирательных прав граждан, в связи с опубликованием ложных итогов голосования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

В процессе рассмотрения дела, заявитель уточнила заявленные требования и просила суд:

- признать незаконным бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в не рассмотрении по существу её заявления при первоначальном поступлении, что привело к отсутствию реагирования до момента установления итогов выборов;

- признать незаконным действия Санкт-Петербургской избирательной комиссии по установлению результатов выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Государственную Думу Российской Федерации (в части территории Санкт-Петербурга) без рассмотрения жалобы заявителя по существу.

Представитель заявителя Николаевой Т.А. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, приходит к следующему.

04 декабря 2011 года проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Как указывает заявитель, 04 декабря 2011 года она осуществляла полномочия члена участковой избирательной комиссии № 654 (Колпинский район Санкт-Петербурга, муниципальное образование «город Колпино». По результатам голосования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 04 декабря 2011 года членами УИК № 654 был составлен протокол об итогах голосования. Согласно протокола об итогах голосования, количество голосов избирателей, отданных за политическую партию «Справедливая Россия» составило 307. В то время, как по информации, размещённой в сети Интернет на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии, по тому же показателю общая сумма голосов составила 157. Таким образом, по мнению заявителя, сумма голосов, отданных за политическую партию «Справедливая Россия» сократилась на 150, в то время «пропавшие» голоса отошли в счёт политической партии «Единая Россия», повысив общее число голосов, отданных за правящую партию до 424 чел., взамен 274 реально проголосовавших.

06 декабря 2011 года заявитель обратилась в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, в котором указала на данные нарушения и просила провести проверку и принять меры по восстановлению реального соотношения голосов, взамен указанному на сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в сети Интернет.

08 декабря 2011 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией в адрес заявителя было направлено сообщение о направлении её обращения в прокуратуру Колпинского района Санкт-Петербурга для рассмотрения в порядке компетенции.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и нарушающие избирательные права.

Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении референдума, выборов определяется нормами специального законодательства:

- Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

- Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

- другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации: осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

При этом, согласно пункту 4 статьи 11.1 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Как следует из материалов дела, заявление Николаевой Т.А. от 06 декабря 2011 года было рассмотрено 08 декабря 2011 года.

Поскольку, в своём заявлении Николаева Т.А. указывает на возможную фальсификацию итогов голосования, за что предусмотрена уголовная ответственность по статье 142_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а Санкт-Петербургская избирательная комиссия не наделена полномочиями по установлению, расследованию, доказыванию таких обстоятельств, событий, действий, которые могут повлечь за собой уголовную ответственность, суд полагает обоснованным направление заявление Николаевой Т.А. для рассмотрения в прокуратуру Колпинского района Санкт-Петербурга.

Право Санкт-Петербургской избирательной комиссии обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти предусмотрено п. 5 ст. 20 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Ответ направлен в установленные сроки, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется. Кроме того, несогласие заявителя с доводами, изложенными в ответе не свидетельствует о его незаконности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для признания незаконными действия и бездействия Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 261 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации Апелляционная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения (определения) судов, вынесенные в день голосования и после дня голосования, могут быть обжалованы на общих основаниях (статьи 338, 372 ГПК РФ) в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Поскольку, решение суда вынесено после дня голосования 04 декабря 2011 года, оно может быть обжаловано в апелляционном порядке (ст. 321 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Николаевой Т.А. в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 февраля 2012 года

Судья С.В. Муратова