Дело № 2-777/2012 13 февраля 2012 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи О. А. Павловой, при секретаре А. А. Светлаковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нихамкина С.М. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о взыскании задолженности, образовавшейся в результате недоплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, об обязании выплачивать денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, с участием представитель истца – Калинина М. Е. (по доверенности от 20.01.2012 на срок - три года), представителя ответчика – Волковой В. В. (по доверенности № от 07.07.2011 на срок – один год), УСТАНОВИЛ: Нихамкин С. М. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 15.02.2001 по 31.01.2012, образовавшейся в результате неправильного ее исчисления и выплаты Военным комиссариатом Санкт-Петербурга исходя из твердой денежной суммы в размере сумма обезличена, а не исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в каком было произведено исчисление денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в период с 02.06.1998 по 14.02.2001. Истец просил произвести индексацию данной выплаты с 2002 г. с применением коэффициента 1,208, с 2003 г.- 1,414, с 2004 -1,153, с 2005 г. по уровню инфляции с применением за каждый год коэффициентов 1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1, 1,065, 1,06, установив выплату в размере сумма обезличена с 01.02.2012 года, взыскать образовавшуюся задолженность с учетом индексов роста потребительских цен. Истец в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, представитель истца Калинин М. Е. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие истца. Представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга в судебном заседании исковые требования не признал. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему: Нихамкин С. М., является пенсионером МО РФ с 1985 года (л.д. 11), лицом, перенесшим лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, и имеющим право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (удостоверение серии <данные изъяты> № от 04.09.1997 (л.д. 12). При освидетельствовании 27.08.1997 года истцу установлена бессрочно с 27.08.1997 вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС (л.д.13), согласно выписке к справке сер. <данные изъяты> №, степень утраты трудоспособности 80%. (л.д. 14). Как пояснили в ходу судебного разбирательства стороны, ответчиком истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере сумма обезличена с 15.02.2001 по 31.05.2002; в дальнейшем указанная сумма компенсации выплачивалась с учетом ее индексации, а именно: в июне 2002 года в сумме сумма обезличена, в период с июля 2002 года по декабрь 2002 года – в сумме сумма обезличена, в 2003 году – в сумме сумма обезличена, в 2004 году – в сумме сумма обезличена, в 2005 году – в сумме сумма обезличена, в 2006 году – в сумме сумма обезличена, в 2007 году – в сумме сумма обезличена, в 2008 году – в сумме сумма обезличена, в 2009 году – в сумме сумма обезличена, в 2010 году – в сумме сумма обезличена, в 2011 году – в сумме сумма обезличена, в январе 2012 года – сумма обезличена. В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам РФ гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки; В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 14 (ранее п. 25 ст. 14) Закона РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13 ч. 1 п. 1 и п. 2 Закона РФ от 15.05.1991 г.) имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; соответственно Комлиевский С. М. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 ч.1 вышеуказанного Закона. Федеральным законом от 24.11.1995 года № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения и дополнения, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Пунктом 25 части статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. Данное положение, лишающее военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абз. 4 пп. 1 п. 23 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, было признано противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П. Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, устанавливающие, что если до 15.02.2001 года суммы возмещения вреда инвалидам - чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2). Как следует из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 года № 21-П после внесения в законодательство вышеуказанных изменений, было не только подтверждено право инвалидов - чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2002 года № 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. При таких обстоятельствах истец, не обращавшийся с заявлением о назначении ему компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в законную силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в каком произведено исчисление не полученных сумм за период с 02.06.1998 г. по 14.02.2001 г. Также суд учитывает, что в пенсионном деле истца № отсутствует заявление о назначении ему компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью из твердой денежной суммы в зависимости от группы инвалидности. Судебных решений об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью устанавливающих определенный размер компенсации, либо коэффициенты ее индексации в материалах пенсионного дела не имеется. Как следует из справки ответчика от 30.10.2002 года, при расчете сумм в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 г. по 14.02.2001 года с учетом степени утраты трудоспособности 80%, принималось денежное довольствие сумма обезличена, ежемесячная сумма была определена в размере сумма обезличена (л.д.15), соответственно, дальнейшая индексация сумм в возмещение вреда здоровью производится из данной суммы. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года. При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 11-П был признан противоречащим Конституции Российской Федерации, установленный взаимосвязанными положениями ст. 5 базового Закона (в редакции от 12.02.2001 г.) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации, и до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 года № 364-О не предполагается придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. - как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Учитывая, что Нихамкин С. М. имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью до внесения изменений в порядок индексации, сумма возмещения вреда здоровью из расчета сумма обезличена подлежит индексации с применением коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге с 01.01.2002 – 1,208, с 01.01.2003 г. -1,414, с 01.01.2004 года – 1,153, т.к. применение в данный период коэффициентов индексации по уровню инфляции установленных законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 гг. - 1,12 (сводный 1,38) привело бы к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), индекс роста величины прожиточного минимума определяется за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Коэффициент индексации за 2002 год определяется путем деления среднегодовой величины прожиточного минимума за 2002 год на среднегодовую величину прожиточного минимума за 2001 год. К денежному довольствию военнослужащих, размер составляющих которого и повышения на тот период устанавливались специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, без учета ежегодного уровня инфляции, индексация по уровню роста потребительских цен не применялась. Соответственно истец не может быть лишен права на защиту от обесценивания сумм возмещения вреда в полном размере. Последующая индексация компенсационной выплаты производится с соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона от 15.05.1991 года – ежегодно, исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» предусматривающим уровень инфляции в размере 10-11% и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 «Об индексации в 2005 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями с 01.01.2005 года применяется индексация исходя из уровня инфляции с применением коэффициента 1,11. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 г. «О федеральном бюджете на 2006 год» в редакции от 01.12.2006 г. устанавливающим уровень инфляции 9,0 и Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2006 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам,…» от 25.04.2006 г. № 246 в ред. 03.03.2007 г. применяется индексация из уровня инфляции с применением от коэффициента 1,09. С 01.01.2007 года применяется индексация исходя из уровня инфляции установленного Федеральным Законом РФ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 год» с применением коэффициента 1,08, предусмотренного Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2007 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам,…» от 21.03.2007 г. С 01.01.2008 г. ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежит индексации исходя из уровня инфляции установленного ФЗ РФ от 06.07.2007 г. в ред. от 22.07.2008 г. «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» с применением коэффициента 1,105, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 в редакции от 24.12.2008 г. С 01.01.2009 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежит индексации исходя из уровня инфляции установленного ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в редакции от 17.07.2009 г. с применением коэффициента индексации 1,13 установленного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 в редакции от 07.07.2009 года. С 01.01.2010 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежит индексации исходя из уровня инфляции установленного ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 г. с применением коэффициента индексации 1,1 установленного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 01.01.2011 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежит индексации исходя из уровня инфляции установленного ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. с применением коэффициента индексации 1,065 установленного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». С 01.01.2012 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежит индексации исходя из уровня инфляции установленного ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с применением коэффициента индексации 1,06 установленного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Поскольку выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в меньшем размере, чем положено, причиняет истцу имущественный вред, в соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» задолженность в размере недоплаченной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2011 по 31.12.2011 подлежит индексации с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Представленными суду справками, выданными территориальным органом Федеральной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ) подтверждаются индексы роста потребительских цен в Санкт-Петербурге в спорный период (л.д.19-21). Представленный представителем истца суду расчет исковых требований (л.д.22-24) соответствует вышеизложенным требованиям законодательства, в расчете учтены произведенные ответчиком выплаты компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, расчет не оспорен ответчиком, проверен судом, является правильным. С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 15.02.2001 по 31.01.2012 с учетом ее индексации в соответствии с ростом потребительских цен в общей сумме сумма обезличена. С 01.02.2012 года ответчик подлежит обязанию назначить истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере сумма обезличена (сумма обезличена*1,06) с последующей индексацией в установленном законом порядке. Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Как следует из имеющейся в материалах дела копии доверенности с истца взыскано сумма обезличена за нотариальное удостоверение доверенности на представление интересов в суде. В связи с несением истцом судебных расходов по делу и удовлетворением иска, судебные расходы в сумме сумма обезличена подлежат возмещению истцу ответчиком. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать Нихамкину С.М. с 01.02.2012 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере сумма обезличена с последующей индексацией в установленном законом порядке. Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплатить Нихамкину С.М. за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 15.02.2001 по 31.01.2012 в сумме сумма обезличена). Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу Комлиевского С.М. судебные расходы в сумме сумма обезличена Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца. Судья: