о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и обязании выплатить задолженность



Дело №2-416/2012 12 января 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,

при секретаре Михуля В.А.,

гражданское дело по иску Некрасова С.В. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и обязании выплатить задолженность,

УСТАНОВИЛ:

Некрасов С.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 группы, получившим заболевание в связи с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, однако ответчик отказывает в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. В качестве мер по восстановлению нарушенного права истец просит суд признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 04 июля 2007 года (т.е. с даты установления инвалидности 2 группы и связи инвалидности с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действия подразделений особого риска), обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с 01 декабря 2011 года в размере сумма обезличена; обязать ответчика выплатить в его пользу задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, образовавшуюся с 04 июля 2007 по 30 ноября 2011 года с учетом ее индексации исходя из роста потребительских цен по полному кругу товаров в Санкт-Петербурге, установленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в общей сумме сумма обезличена, судебные расходы по оплате нотариально удостоверенной доверенности по предоставлению полномочий на представление интересов Некрасова С.В. в суде в размере сумма обезличена.

В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленным Некрасовым С.В. требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербурга по доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 28 ноября 2003 года истцу выдано удостоверение серии <данные изъяты> о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п/п «в» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (л.д.8).

Согласно справке <данные изъяты> от 30 марта 2005 года истцу установлена 3 группа инвалидности на срок до 01 апреля 2006 года, с указанием причины инвалидности как наличие заболевания полученного в период военной службы (л.д.23).

Решением экспертного совета от 22 июня 2007 года установлено, что инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (л.д.11).

Согласно справке <данные изъяты> от 04 июля 2007 года истцу установлена 2 группа инвалидности, заболевание получено при исполнении обязанности воинской службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (л.д.12).

Согласно справке <данные изъяты> от 18 марта 2009 года истцу с 04 марта 2009 года установлена 2 группа инвалидности бессрочно, заболевание получено при исполнении обязанности воинской службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (л.д.14).

В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий.

Пунктом 2 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п.1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных ст.14, частями 1-3, 7 ст.24, ст.29, ч.1 ст.31 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, гражданам, перенёсшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью, путём выплаты ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии с п. 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 385-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 186-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и, соответственно, положения самой этой статьи не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (п. 1 резолютивной части).

Из этого со всей очевидностью следует, что вред, причиненный здоровью гражданина, признанного впоследствии ветераном подразделений особого риска и инвалидом, подлежит возмещению, если: а) ущерб здоровью причинен пребыванием данного гражданина в зоне радиационного излучения, возникшего вследствие испытания ядерного оружия либо аварии энергетических ядерных установок; б) пребывание в зоне радиационного излучения обусловлено выполнением служебных или профессиональных обязанностей гражданина, как правило, не информированного о возникновении угрозы его здоровью и, соответственно, не выразившего добровольного волеизъявления на пребывание в этой зоне; в) причинение вреда имело место в начальный период освоения и использования ядерной энергии в СССР (40 - 60 годы XX века).

Иными словами, если гражданин официально признан ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в начальный период освоения и использования ядерной энергии, то налицо все указанные условия для признания его имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действующей на момент признания его инвалидом.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 года № 296-О-П «По жалобе гражданина Бучнева Г.И. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования – не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1.

Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 года № 2123-1 подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.

Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

С учетом вышеизложенного, а также того обстоятельства, что Некрасов С.В. официально признан ветераном подразделений особого риска и ущерб его здоровью причинен пребыванием в зоне радиационного излучения, которое было обусловлено выполнением служебных обязанностей до декабря 1991 года (л.д. 9), суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, а отказ Военного комиссариата в назначении и выплате данного вида компенсации является незаконным и необоснованным.

Также суд полагает возможным согласиться с доводом истца о необходимости выплаты ежемесячной денежной компенсации с момента установления инвалидности и причины ее возникновения как следствие воздействия радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (с 04 июля 2007 года), а не с даты его обращения в Военный комиссариат города Санкт-Петербург с заявлением о назначении такой выплаты.

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 607 от 21 августа 2001 года.

Согласно п.7 названного Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Вместе с тем в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-О указано, что право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года № 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, закрепленный в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме, в том числе выплату лицам, признанным пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за все прошлое время сумм возмещения вреда, своевременно не полученных по вине работодателя.

Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла ст.ст. 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в ст. 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Установление в ч.1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба. Иное привело бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в ст. 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее ст. 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.

Таким образом, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью Некрасова С.В., подлежит назначению и выплате с даты установления инвалидности и связи ее возникновения с действиями в подразделениях особого риска – с 04 июля 2007 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы с 01 января 2007 года определен в сумме сумма обезличена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 (в редакции от 24 декабря 2008 года) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы с 01 января 2008 года определен в сумме сумма обезличена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 (в редакции от 7 июля 2009 года) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы с 01 января 2009 года определен в сумме сумма обезличена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы с 01 января 2010 года определен в сумме сумма обезличена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы с 01 января 2011 года определен в сумме сумма обезличена.

С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербург выплачивать Некрасову С.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 04 июля 2007 года в размере сумма обезличена;с 01 января 2008 года в размере сумма обезличена; с 01 января 2009 года в размере сумма обезличена; с 01 января 2010 года в размере сумма обезличена; с 01 января 2011 года в размере сумма обезличена, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке.

Задолженность по ежемесячной денежной компенсации, образовавшая по вине органа пенсионного обеспечения за период с 04 июля 2007 года по 30 ноября 2011 года также подлежит возмещению в пользу истца с учетом ее индексации исходя из роста потребительских цен по полному кругу товаров в Санкт-Петербурге, установленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в общей сумме сумма обезличена, исходя из представленного истцом расчета, который проверен судом, сомнений в его правильности не вызывает и не оспорен ответчиком /л.д.5, 20/.

На возможность такой индексации указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции от 5 апреля 2005 года № 7).

В соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании вышеуказанной процессуальной нормы с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, затраченные последним на оформление доверенности по предоставлению полномочий представителю на представление интересов истца в суде в размере сумма обезличена /л.д. 6/.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать Некрасову С.В. с 04 июля 2007 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена; с 01 января 2008 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена; с 01 января 2009 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена; с 01 января 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена; с 01 января 2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма обезличена, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке.

Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплатить Некрасову С.В. задолженность по ежемесячной денежной компенсации за период с 04 июля 2007 года по 30 ноября 2011 года с учетом ее индексации исходя из роста потребительских цен по полному кругу товаров в Санкт-Петербурге, установленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в общей сумме сумма обезличена.

Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга за счет средств федерального бюджета в пользу Некрасова С.В. судебные расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя в размере сумма обезличена.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья