Дело № 2-197/2012 19 января 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Ягубкиной О.В., при секретаре Михуля В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Имагуловой З.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Первоначально Имагулова З.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, с требованием о включении в ее трудовой стаж периодов работы в должности педагога по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5 г. Братска с 01 января 1992 года по 03 февраля 1997 года; в должности преподавателя Детской школы ремесел г. Братска с 14 октября 1997 года по 20 августа 2005 года, в том числе включая периоды работы истицы по совместительству, а именно: с 17 февраля 1999 года по 08 апреля 1999 года в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении № 5; с 03 сентября 20001 года по 31 мая 2002 года в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г. Братска, и назначить ей трудовую пенсию по старости, в обоснование заявленных требований, указывая, что решением от 09 сентября 2010 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе ей было отказано в назначении трудовой пенсии досрочно по причине отсутствия 25 лет специального стажа, поскольку ответчиком не были засчитаны периоды ее работы в должности педагога по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5 г. Братска с 01.01.1992 г. по 03.02.1997 г., в должности преподавателя Детской школы ремесел г. Братска с 14.10.1997 г. по 20.08.2005 г., в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении № 5 с 17.02.1999 г. по 08.04.1999 г., в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г. Братска с 03.09.2001 г. по 31.05.2002 г. Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2012 года производство по делу в части требований Имагуловой З.В. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность периодов работы по совместительству с 17 февраля 1999 года по 08 апреля 1999 года в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении № 5; с 03 сентября 20001 года по 31 мая 2002 года в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г. Братска прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явилась, иск не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж работы истицы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости. Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему. В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Порядок назначения трудовой пенсии по старости регламентируется положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, в соответствии с подпунктом 10 пункта первого статьи 28 которого, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 1), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего и льготного трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в который засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, периоды работы после 01.11.1990 г. – в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления данных периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067, ко всем периодам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления указанных периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. К периодам работы гражданина до 01 ноября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, согласно п. 3 которого, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Из трудовой книжки истицы усматривается, что с 01.01.1992 г. по 03.02.1997 г. истица осуществляла свою трудовую деятельность в должности педагога по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5 г. Братска. С 14.10.1997 года Имагулова З.В. принята на должность преподавателя Детской школы ремесел г.Братска. 18.11.1999 года Детская школа ремесел преобразована в муниципальное учреждение культуры «Детская школа ремесел». 21 февраля 2005 года переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа ремесел города Братска». 20.08. 2005 года Имагуилова З.В. уволена с должности преподавателя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа ремесел города Братска» по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с переменой места жительства (л.д.8-16). В период работы Имагуловой З.В. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах. Пенсионное законодательство Российской Федерации наряду с установлением общих условий назначения пенсий, определяет особенности приобретения права на пенсии некоторым категориям граждан. При этом льготные условия назначения трудовой пенсии находятся в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, исходя из чего законодателем определяются исчерпывающие списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях. Тем самым, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает не сам факт педагогической работы, а определенная ее специфика для отдельных должностей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 разъяснено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) Согласно п. 4 Приказа № 1268 от 31.08.1995 г. Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования …» установлено, что должности специалистов, предусмотренные в разделе II тарифно-квалификационных характеристик (требований), к которому отнесена должность педагога дополнительного образования, относятся к должностям педагогических работников. При этом суд находит, что понятие «педагог» и «преподаватель» являются тождественными, поскольку истица, выполняя свои трудовые функции осуществляла педагогическую деятельность. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что выполняемая истицей работа является должностью педагога в том понимании, в каком законом отнесена к числу должностей, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью. Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. периоды работы, выполнявшейся после 01.11.1999 г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Согласно справки № 64 от 16.06.2008 г. Имагулова З.В. работала в МОУ ДОД «Детская школа ремесел» г. Братска преподавателем с 14.10.1997 г. по 20.08.2005 г., выполняла объем педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Норма учебной педагогической нагрузки - 18 часов в неделю. В отпуске по уходу за ребенком, связанном с обучением и без сохранения заработной платы, не находилась (л.д. 17). Согласно справки № 14 от 08.09.2011 г. Имагулова З.В. работала с 01.02.1990 года по 03.02.1997 года в Детской музыкальной школе № 5 г.Братска преподавателем по классу фортепиано. За указанный период работы в отпуске по уходу за ребенком с рождения до 1, 5 лет и с 1, 5 до3-х лет не находилась. В отпуске, связанном с обучением и без сохранения заработной платы не находилась. Выполняла полный объем учебной нагрузки, установленный за ставку заработной платы. Норма учебной (педагогической) нагрузки у преподавателя – 18 старших часов в неделю или 24 младших час в неделю (л.д.18). Принимая во внимание, что норма рабочего времени на ставку в спорные периоды истицей выполнялась, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, при таком положении, периоды работы истицы с 01.01.1992 г. по 03.02.1997 г. в должности педагога по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5 г. Братска, а также с 17.02.1999 года по 20.08.2005 г. в должности преподавателя Детской школы ремесел города Братска, подлежали включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, что в календарном исчислении в совокупности составляет 11 лет 07 месяцев 7 дней, с учетом периодов работы общей продолжительностью 13 лет 09 месяцев 02 дня, включенных ответчиком в специальный стаж, то есть общий стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составлял 25 лет 04 месяца 09 дней, решение пенсионного органа в части отказа истицы в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нельзя признать законным. Между тем, с учетом того, что период работы истицы с 14 октября 1997 года по 16 февраля 1999 года в должности преподавателя Детской школы ремесел г.Братска самостоятельно учтен ответчиком в стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, оснований для его повторного включения в специальный стаж не имеется. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении № 9-П от 10 июля 2007 года, неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Тем более, не может служить основанием для ограничения в праве на получение пенсии отсутствие в сведениях персонифицированного учета, предоставляемых работодателем, данных о выполняемой работе как о периоде деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователями сведений, определенных данным Законом; в связи с этим органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право требовать от страхователя правильного предоставления сведений; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, предоставленных страхователем, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет; в соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе в судебном порядке производить взыскание финансовых санкций со страхователя за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений. Кроме того, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в силу характера выполнения гражданином определенных трудовых обязанностей, а не вследствие уплаты работодателем страховых взносов, поскольку иное лишало бы лиц, осуществляющих трудовую деятельность гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на пенсионное обеспечение. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (каковым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К моменту обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии, право на нее у истицы возникло в связи с наличием требуемого специального стажа 25 лет. Не включение в специальный стаж ответчиком спорных периодов трудовой деятельности истицы не может являться препятствием к осуществлению ее права на назначение досрочной пенсии с момента обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть с 16 марта 2010 года. Таким образом, в соответствии с положениями Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующего спорные правоотношения, досрочная трудовая пенсия должна быть назначена истице в соответствии с общим порядком, установленным указанным законом, а именно: с момента обращения за ее назначением. В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в суд в размере сумма обезличена. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Адмиралтейском района Санкт-Петербурга включить в специальный стаж работы Имагуловой З.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность период работы с 01 января 1992 года по 03 февраля 1997 года в должности педагога по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5 города Братска; период работы с 17 февраля 1999 года по 20 августа 2005 года в должности преподавателя Детской школы ремесел города Братска. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Адмиралтейском района Санкт-Петербурга назначить Имагуловой З.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16 марта 2010 года. В остальной части иска отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Адмиралтейском района Санкт-Петербурга в пользу Имагуловой З.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма обезличена. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга. Судья