Дело № 2-703/2012 06 марта 2012 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Литвиненко Е.В. при секретаре Светлаковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоглазовой Е.Ю. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об обязании выплатить премию за третий и четвертый кварталы 2011 года, УСТАНОВИЛ: Белоглазова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об обязании выплатить премию за 3 квартал и два месяца 4 квартала 2011 года в размере сумма обезличена, по тем основаниям, что до 05.12.2011 года она состояла в рудовых отношениях с ответчиком, при увольнении за второе полугодие 2011 года ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование предусмотренное Приказом МО РФ от 26.07.2010 года № 1010. 22.02.2012 года исковые требования изменены, заявлено о взыскании в пользу истицы невыплаченной премии за третий и четвертый кварталы 2011 года в размере сумма обезличена, судебных расходов (л.д. 68-69). Белоглазова Е.Ю. и ее представитель в судебном заседании требования поддержали. Представители ответчика Мишин А.А. и Волкова В.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований. Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Белоглазова Е.Ю. с 14.11.2005 года работала в должности помощника начальника отделения ОВК Петродворцового района (л.д. 9). Приказом от 22.11.2011 года № 190 уволена с должности помощника начальника отделения (по учету и бронированию) отдела военного комиссариата города Санкт-Петербург по Петродворцовому району 05.12.2011 года по сокращению штата, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 20). При увольнении выплачены должностной оклад, надбавка за выслуг лет, надбавка за работу с секретными документами, ежемесячная премия (25% от оклада) предусмотренная приказом Министра обороны РФ 2008 года №555, выходное пособие в размере среднемесячного заработка, единовременное денежное вознаграждение за 2011 год пропорционально проработанному времени за январь-ноябрь 2011 года, денежная компенсация за неиспользованный отпуск за период с 14.11.2011 года по 05.12.2011 года (л.д. 23). 12.12.2011 года Управлением финансового обеспечения по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия военному комиссару г. Санкт-Петербурга направлено письмо № 04/4039 из которого следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 2010 года и решения от 19.11.2011 года на основании утвержденного 09.12.2011 года командующим войсками Западного военного округа планом распределения бюджетных ассигнований, на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 года выделены лимиты бюджетных обязательств, согласно телеграмме заместителя руководителя Департамента социальных гарантий МО РФ от 06.12.2011 года № 182/2/21911, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования установлена в размере (в месяц): сумма обезличена на одного гражданского служащего в центре (отделе) социального обеспечения; сумма обезличена – на одного гражданского работника в военном комиссариате. В срок до 14.12.2011 года обеспечить издание соответствующих приказов, которые представить в управление финансового обеспечения для перечисления бюджетов лимитных обязательств (л.д. 19). 14.12.2011 года издан приказ № 227, которым в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года в пределах лимитных бюджетных обязательств, в целях материального стимулирования, гражданскому персоналу военного комиссариата города Санкт-Петербург – отдел военного комиссариата установлены размеры премий (л.д. 17-18). Белоглазовой Е.Ю. данным приказом выплаты не назначались. Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата и оплата труда работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы входят комиссионные выплаты и стимулирующие выплаты. В состав понятия стимулирующие выплаты входит: доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Пунктом 7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы); Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с данным Указом был издан Приказ Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», пунктом 2 которого установлено: «Выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы). Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных вышеуказанным приказом, предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 4 Порядка объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются Министром обороны РФ, заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими объединениями, командирами соединений для соответствующих формирований, при установлении расчетной суммы Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Трудовым договором истицы № 25 от 01.04.2009 года с дополнительным соглашением от 02.08.2010 года, была установлена заработная плата, складывающаяся из должностного оклада, ежемесячной премии в размере 25%, процентной надбавки за выслугу лет – 10%, выплата которой производится в сроки и порядке, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами работодателя. Пунктом 4.2. предусмотрено право работодателя на выплату работнику стимулирующих и поощрительных выплат (премий) в установленном работодателем порядке. Также предусмотрено распространение на работника льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя. Коллективным договором на 2009-2011 гг., принятым до издания Приказа от 26.07.2010 г. № 1010, в разделе 6 определен порядок оплаты и стимулирования труда. Пунктом 6.2.5. коллективного договора установлена система обязательных выплат стимулирующего характера: за выслугу лет, выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы, премии по результатам работы за месяц и квартал не менее 25% должностного оклада, согласно Положению о премировании, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, единовременные выплаты юбилярам, материальная помощь в случаях особой нуждаемости (л.д. 35). Согласно Положению о премировании гражданского персонала за своевременное и добросовестное выполнение обязанностей, премирование осуществляется по результатам работы за месяц за фактически отработанное время, определены основные показатели премирования (л.д. 38-39). Показатели квартальных премий и квартальных премий дополнительного материального стимулирования от бюджетных средств Положением о премировании не предусмотрены. По смыслу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, система оплаты труда, включающая стимулирующие надбавки, устанавливается не только коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Отсутствие в Коллективном договоре, принятом ранее, в системе обязательных выплат стимулирующего характера премии, предусмотренной приказом от 26.07.2010 г. № 1010, не означает, что у работодателя отсутствует обязанность по ее выплате, и она не входит в состав заработной платы, установленной статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Как следует из пункта 6.1.2. Коллективного договора ввиду того, что военный комиссариат финансируется в сметно-бюджетном порядке, установленные законодательством Российской Федерации и приказом Министра обороны РФ 2008 года № 555 нормы оплаты труда следует рассматривать в качестве минимальных гарантий, и согласно пункту 1.6 положения договора не могут ограничивать принятие более льготных социальных и экономических условий в ходе реализации договора. Условия оплаты труда, установленные трудовым договором и коллективным договором не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. В данном случае, стимулирующая выплата, установлена приказом от 26.07.2010 г. № 1010, принятым руководителем федерального органа исполнительной власти нормативным правовым актом, подлежащим прямому применению при определении системы оплаты труда, составной частью которой и являются стимулирующие выплаты. Поскольку денежные средства предусмотренные приказом от 26.07.2010 г. № 1010 являются бюджетными средствами, выделяемыми на конкретные цели – дополнительное материальное стимулирование, они не могут быть израсходованы иначе, нежели предусмотрено данным приказом и в ином порядке. Согласно пункту 6.1.7 Коллективного договора выплата должностных окладов, компенсационные и стимулирующие выплаты работникам производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до военного комиссариата на выплату заработной платы. Так как специальный порядок распределения премий – дополнительного материального стимулирования поступающего при реализации положений приказа от 26.07.2010 г. № 1010 ответчиком не предусмотрен, определение размера премий производится в соответствии с пунктами 6-7, 11 данного приказа. По условиям пунктов 6-7 приказа от 26.07.2010 года № 1010 издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. Пунктом 11 Приказа от 26.07.2010 года № 1010 устанавливается, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала - имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями. Соответственно исходя из вышеуказанных положений, при выделении денежных средств у работодателя возникает обязанность по выплате премии работникам, критерием для определения размера премии является исполнение работником обязанностей в тот период, за который производится выделение денежных средств, а увольнение, исходя из перечня носящего исчерпывающий характер, не является основанием для непредставления к дополнительному материальному стимулированию. При таких обстоятельствах невключение истицы в приказ от 14.12.2011 года № 227, без указания оснований для лишения ее данной премии, является незаконным, т.к. лишает ее получения составной части заработной платы. Истица согласно представленной характеристике не имела дисциплинарных взысканий и не является лицом, допустившим нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, однако определить размер ее премии в денежном выражении для суда не представляется возможным. Согласно приказу № 227 от 14.12.2011 года – 10 помощникам начальника отделения (по учету и бронированию), то есть занимавшим должность аналогичную должности истицы (л.д. 70) была назначена премия в размерах от сумма обезличена (шесть сотрудников) до сумма обезличена. По условию пункта 7 Приказа от 26.07.2010 года № 1010 оценка результата исполнения должностных обязанностей истицы в спорный период подлежит определению руководителем, в том числе в сравнении с остальными сотрудниками, исходя из периода их работы и качества выполняемых обязанностей, судом же данная оценка может быть проверена, но только после ее определения. При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании премии в заявленном размере сумма обезличена, удовлетворению не подлежат, военный комиссар города Санкт-Петербург подлежит обязанию издать приказ о выплате Белоглазовой Е.Ю. премию в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 по итогам работы за третий и четвертый квартал 2011 года пропорционально отработанному времени по результатам исполнения должностных обязанностей из расчетной суммы в размере сумма обезличена в месяц. По правилам части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истицы подлежат взысканию расходы на удостоверение доверенности на представителя, принимавшего участие в деле сумма обезличена (л.д. 66). Согласно положениям статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истицы с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя по договору от 15.02.2012 года (л.д. 79-81), размер которых от заявленных сумма обезличена, с учетом сложности дела, участия представителя в двух судебных заседаниях, и требований разумности и справедливости суд полагает подлежащим снижению до сумма обезличена. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать Военного комиссара города Санкт-Петербург издать приказ о выплате Белоглазовой Е.Ю. премию в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 по итогам работы за третий и четвертый квартал 2011 года пропорционально отработанному времени по результатам исполнения должностных обязанностей из расчетной суммы в размере сумма обезличена в месяц. Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербург в пользу Белоглазовой Е.Ю. сумма обезличена на удостоверение доверенности, сумма обезличена на оплату услуг представителя. В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: