ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-340/12 28 февраля 2012 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Муратовой С.В. при секретаре Степановой А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной администрации муниципального образования Лахта-Ольгино об оспаривании решений и действия председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Законодательного Собрания Санкт-Петербурга У С Т А Н О В И Л: Заявитель обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что 23 ноября 2011 года председатель Контрольно-Счетной Палаты Санкт-Петербурга Лопатников В.С. издал приказ № 45 о проведении в МО Лахта-Льгиино внеплановой выборочной проверки формирования и исполнения бюджета муниципального образования за 2009-2010 годы и истекший период 2011 года. Заявитель указывает, что приказ издан с нарушением действующего законодательства, и нарушает права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и возлагает на администрацию МО Лахта-Ольгино ряд обязанностей, неисполнение которых может повлечь для администрации неблагоприятные последствия. В связи с чем, заявитель просил суд: - признать незаконным и недействующим полностью со дня его издания приказ председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Лопатникова В.С. от 23 ноября 2011 года № 45 «О проведении проверки»; - признать незаконными действия должностного лица – председателя Контрольно-счетной палаты Лопатникова В.С. по изданию приказа № 45 от 23 ноября 2011 года, направлению в МО Лахта-Ольгино комиссии, истребованию не установленных законом документов для проверки согласно письма от 23 ноября 2011 года № 109672-4, как выходящими за пределы основных задач, функций и полномочий, установленных статьями 2, 7, 9, 10 и 11 закона Санкт-Петербурга от 26 мая 1995 года № 57-8 «О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» и нарушающими гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей муниципального образования Лахта-Ольгино и органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за исполнением данного бюджета. Представитель заявителя МО Лахта-Ольгино, также представляющий интересы Муниципального Совета МО Лахта-Ольгино заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 2 и 10 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 1995 года № 57-8 «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» к основным задачам и контрольным полномочиям Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга относятся: контроль за расходованием средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга; проведение ревизий бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, - получателей финансовой помощи из бюджета Санкт-Петербурга. Статьей 7 Закона определены контрольные функции Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга в отношении финансовых ресурсов Санкт-Петербурга и предусмотрено, что в процессе разработки, утверждения и исполнения городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга контролирует расходование средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга. Из статьи 9 Закона следует, что контрольные полномочия Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга распространяются в части, касающейся контроля за расходованием средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, - на органы, осуществляющие расходование указанных средств. Согласно ст. 11 Закона исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органы, осуществляющие расходование средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, обязаны предоставлять по запросам Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга всю информацию, необходимую ей для осуществления контрольных полномочий. Таким образом, Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга вправе осуществлять контроль и проводить проверки расходования финансовых средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, установленном разделом 5 Закона. Кроме того, в соответствии со статьёй 13 при реализации задач, изложенных в статье 2 Закона, Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным издание председателем Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга Лопатникова В.С. приказа № 45 от 23 ноября 2011 года о проведении внеплановой выборочной проверки и направлении комиссии в МО Лахта-Ольгино. Суд полагает необоснованным довод заявителя об отсутствии у комиссии оснований для истребования документов для внеплановой проверки согласно письма от 23 ноября 2011 года № 109672-4. В соответствии со ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года № 538-110 «О формах, порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга» контроль за использованием межбюджетных трансфертов (средств, направленных из бюджета Санкт-Петербурга на исполнение отдельных государственных полномочий) осуществляется Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, финансовым органом Санкт-Петербурга, главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме бюджетных полномочий, установленных действующим законодательством. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга, финансовый орган Санкт-Петербурга, иной исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, вправе провести проверку местного бюджета - получателя межбюджетных трансфертов. Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом председателя Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга № 45 от 23 ноября 2011 года проверка внутригородского муниципального образования МО Лахта-Ольгино носила выборочный характер, - в части расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета Санкт-Петербурга (межбюджетных трансфертов) на исполнение отдельных государственных полномочий. В соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий контролирующими органами осуществляется посредством: - рассмотрения, в том числе заслушивания, отчетов должностных лиц и -проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; - систематического анализа и обобщения результатов проводимых Проверка проводится контролирующим органом в целях выявления нарушений требований Федерального закона, федерального законодательства, указанного Закона Санкт-Петербурга, иных законов Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга. При проведении проверки проводится полное обследование финансово-хозяйственной деятельности по осуществлению отдельных государственных полномочий органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия, за определенный период в целях проверки законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Перечень, необходимых для проверки документов, определяется членами комиссии с учетом сложности проверки, ее объемов и иной имеющейся в распоряжении комиссии информации. Проверка проводится в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом работы контролирующего органа, а также на основании решения контролирующего органа, оформленного правовым актом контролирующего органа. При проведении проверки может проводиться финансово-экономическая и техническая экспертиза, в том числе с привлечением в установленном порядке научных организаций, экспертов и специалистов. В соответствии со ст. 6 Закона Санкт-Петербурга «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» в бюджете муниципального образования могут предусматриваться собственные финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, в связи с чем, комиссией обоснованно были истребованы нормативно-правовые акты органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным требование комиссии Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о предоставлении документов для проверки, согласно перечню документов необходимых для проведения внеплановой выборочной проверки средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных в качестве межбюджетных трансфертов на выполнение отдельных государственных полномочий внутригородскому муниципальному образованию Лахта-Ольгино. Также, суд полагает несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемой проверкой были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей МО Лахта-Ольгино и органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за исполнением данного бюджета, поскольку Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга при проведении указанной проверки осуществляла свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством. В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Поскольку, оспариваемый приказ не нарушает права и свободы заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 06 марта 2012 года Судья Муратова С.В.
муниципальных служащих об осуществлении органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий;
проверок, а также полученных предложений по совершенствованию
действующего законодательства с последующим представлением указанных
предложений соответствующим органам государственной власти Санкт-
Петербурга и органам местного самоуправления.