ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Стаховой Т.М., при секретаре Ковиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева С.И. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Киреев С.И. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, образовавшейся в период с 01.03.2009 года по 10.03.2011 года в размере, определенном Правительством Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование иска Киреев С.И. указал на то обстоятельство, что 10 лет и 5 месяцев в календарном исчислении проходил военную службу. Уволен с военной службы 27.01.2009 года по состоянию здоровья. С 22.12.2008 года истец состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади, при увольнении с военной службы жилой площадью он не обеспечен, в связи с этим по 10.03.2011 года арендовал жилую площадь на основании договоров найма жилого помещения, заключенных с собственником квартиры ФИО5 В период военной службы истцу выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения, однако с момента увольнения и до предоставления жилого помещения такие выплаты необоснованно прекращены. В судебном заседании представитель истца просил требования удовлетворить, ссылаясь на вышеприведенные доводы. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Выслушав доводы представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Приказом начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского № 42 от 04.02.2009 года, изданным на основании приказа командующего Космическими войсками от 27.01.2009 года № 09, капитан Киреев С.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), полагать сдавшим дела и должность 05.02.2009 года, исключить из списков личного состава академии, всех видов обеспечения 05.03.2009 года и направить в ВК Центрального района Санкт-Петербурга для постановки на воинский учет. Общая продолжительность военной службы Киреева С.И. в вооруженных силах в календарном исчислении по состоянию на 05.03.2009 года составляет 10 лет. В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского № 281 от 19.11.2009 года, Киреев С.И. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в г.Санкт-Петербурге с 22.12.2008 года (л.д19). Как следует из справки Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского от 26.05.2011 года, по 28.02.2009 года истцу выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения в размере сумма обезличена (л.д.9). 11.03.2011 года с Киреевым С.И. заключен договор социального найма жилого помещения № 303, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью 57,0 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.24-25). С учетом изложенных выше доказательств, суд приходит к выводу о том, что до 11.03.2011 года истец, по причинам независящим от его воли и действий, не был обеспечен в установленном законом порядке жилым помещением, пригодным для бессрочного проживания за счет средств федерального бюджета. 25.12.2008 года между Киреевым С.И. и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения – <адрес>, сроком на 12 месяцев (Л.д.12). 26.12.2009 года между Киреевым С.И. и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения – <адрес>, сроком на 12 месяцев (Л.д.13). 25.12.2010 года между Киреевым С.И. и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения – <адрес>, сроком на 12 месяцев (Л.д.14). Право собственности ФИО5 на <адрес>, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.01.2008 года Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д.20) В обоснование возмездного характера указанных договоров, истцом представлены расписки: о передаче 31.12.2009 года сумма обезличена по договору найма от 25.12.2008 года (л.д.23); о передаче 31.12.2010 года сумма обезличена по договору найма от 26.12.2009 года (л.д.22); о передаче 31.03.2011 года сумма обезличена по договору найма от 25.12.2010 года (Л.д.21). Ответчик, возражая против удовлетворения иска, каких-либо доказательств, опровергающих исковые требования, не представил. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении по состоянию здоровья, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, согласно ч.2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. С учетом вышеприведенных положений Закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащего на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений неразрывно связано с их правом на обеспечение жилым помещением. Поскольку судом установлено и ответчиком не оспорено, что Киреев С.И. имеет право на разовое обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, однако не обеспечен им по настоящее время по причинам независящим от его воли, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета до фактического обеспечения жилым помещением. Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления). Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 года № ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 года № КАС08-566, признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01.01.2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 года № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» разъяснено, что положения п.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01.01.2005 года). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.04.2007 года № 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее ст. 19 (ч. 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 01.01.2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации). Таким образом, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.012005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года. С учетом изложенного, суд полагает, что увольнение Киреева С.И., хотя и не вставшего на учет в Санкт-Петербурге до 01.01.2005 года, но признанного в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенного без предоставления такого жилого помещения, имело место с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы. При таких обстоятельствах, оснований для отказа истцу в получении денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения его жилым помещением по договору социального найма, не имеется. По мнению суда, в случае отказа Кирееву С.И. в иске, будет иметь место неравное положение истца, уволенного по состоянию здоровья без фактического обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений по настоящее время, а также неравенство положения истца в сравнении с теми военнослужащими, которые признаны нуждающимися в получении жилого помещения до 01.01.2005 года и уволены без предоставления жилых помещений, что в данном случае недопустимо, т.к. противоречит действующему законодательству и Конституции Российской Федерации. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года № 653, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 года № ВКПИ08-53), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городе Санкт-Петербурге 15000 рублей. Принимая во внимание, что Киреев С.И. обеспечен жилым помещением 11.03.2011 года, с 22.12.2008 года состоит на учете как нуждающийся в получении жилой площади, то в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, истец имеет право на разовое обеспечением его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью – на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого. Таким образом, денежная компенсация, подлежащая выплате истцу с 01.03.2009 года по 10.03.2011 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909 составляет сумма обезличена ежемесячно. Поскольку в указанный период истец обладал правом на получение данной денежной компенсации, а отказ ответчика в выплате ежемесячной денежной компенсации истцу за наем жилого помещения не является обоснованным и правомерным, суд считает возможным удовлетворить требование Киреев С.И. о взыскании с ответчика задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения, образовавшейся в период с 01.03.2009 года по 10.03.2011 года (24 месяца и 10 дней) в размере сумма обезличена, исходя из расчета: сумма обезличена*24 месяца=сумма обезличена. За 10 дней марта 2011 года (с 01.03.11 по 10.03.2011 года) подлежит взысканию сумма обезличена, исходя из расчета: сумма обезличена/30 дней марта 2011 года = сумма обезличена в день; сумма обезличена х 10 дней = сумма обезличена. Всего подлежит взысканию сумма обезличена Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса. В связи с удовлетворением требований иска с Военного комиссариата города Санкт-Петербург в пользу Киреев С.И. подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме сумма обезличена. Взыскание с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины не противоречит правовому смыслу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, по следующим основаниям. Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ при их обращении в уполномоченные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации. При обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной). Как указано в п. 1 ч. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате сбора прекращается с его уплатой плательщиком. То есть после уплаты заявителем государственной пошлины (что является одним из обязательных условий обращения в суд общий юрисдикции) в бюджет отношения между плательщиком и государством, связанные с уплатой государственной пошлины, прекращаются. Далее отношения по поводу понесенных стороной по делу судебных расходов на уплату государственной пошлины регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не положениями Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, которые возмещаются лицам, участвующим в деле и выигравшим спор по правилам, определенным ч.1 ст. 98 ГПК РФ. Иного порядка возмещения выигравшей стороне судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, в настоящее время законодательством не установлено. Освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством так же не предусмотрено. Пунктом 8 ч. 1 статьи 333.20 НК РФ определено, что, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В ч. 1 ст. 103 ГПК РФ указано, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч. 3 ст. 103 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему было отказано. Между тем положения п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ и ч.1 и ч. 3 ст. 103 ГПК РФ не могут быть применены в данном конкретно случае, поскольку по настоящему делу истцом является физическое лицо, которое не освобождено от уплаты государственной пошлины, фактически понес такие расходы, и судебные расходы подлежат возмещению именно физическому лицу, а не в доход бюджета. При подаче иска в суд Киреев С.И. уплачена государственная пошлина в сумме сумма обезличена, иск удовлетворены судом в полном размере, следовательно, понесенные им судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, должны быть возмещены за счет ответчика – Военного комиссариата города Санкт-Петербург. При этом положения ст. 93 ГПК РФ, определяющей основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, в данном конкретно случае не применимы, поскольку такой возврат или зачет государственной пошлины производится на основании и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Возврат государственной пошлины из бюджета в случаях, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, в ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен. Ранее действовавшая норма п. 5 ст. 333.40 НК РФ, позволяющая произвести возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата, утратила силу с 01.01.2007 года принятием Федерального закона от 27.07.2006 года № 137-ФЗ. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы истца (заявителя) по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов. Аналогичная по своему содержанию правовая позиция изложена в п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года № 117. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербург за счет средств федерального бюджета в пользу Киреева С.И. задолженность по ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, образовавшуюся за период с 1 марта 2009 года по 10 марта 2011 года включительно, в размере сумма обезличена. Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербург за счет средств федерального бюджета в пользу Киреева С.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма обезличена Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: