об оспаривании изменения уровня пенсионного обеспечения и перерасчете пенсии



Дело № 2-1444/2012 18 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Е.В.,

при секретаре Светлаковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буркина Ю.М. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об оспаривании изменения уровня пенсионного обеспечения и перерасчета пенсии произведенного с 01 января 2012 года, взыскании недоплаченной части пенсии за январь-апрель 2012 года, с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

Буркин Ю.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о восстановлении права на выплату пенсии с 01.01.2012 года, исходя из 100% денежного довольствия, а не 54% по аналогичным должности и воинскому званию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%, а не ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада денежного содержания, обязании начислять и выплачивать пенсию с 01.01.2012 года, исходя из 100% денежного довольствии, применяемого при исчислении пенсии, в том числе с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%, взыскании недоначисленной пенсии за январь-март 2012 года в размере сумма обезличена. В обоснование требований истцом указано, что с 24.03.2005 года ему назначена пенсия за выслугу лет, как пенсионеру МО РФ. С 01.01.2012 года ответчиком произведен переназначение и пересмотр его назначенной, а не назначаемой пенсии вместо ее пересмотра, необоснованно применив положения части 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, незаконно лишив его процентной надбавки за выслугу лет равной 55: и денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в размере 100%. Статья 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в новой редакции, предусматривает, что для исчисления пенсии учитывается ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет, за ним сохранено право применение прежнего порядка исчисления пенсии, а снижение размера надбавки является некомпенсируемым понижением уровня денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии. Вышеуказанное является нарушением условий контракта о прохождении военной службы в части социальных гарантий, предоставляемых после окончания военной службы. Уровень его пенсии до 01.01.2012 года составлял 82,15% от оклада денежного содержания военнослужащего, а с 01.01.2012 года стад составлять 37,206%, уровень получаемой им пенсии снизился в 2,208 раза. Из буквального толкования статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 следует, что норма расчета пенсии (54%) применяется при назначении пенсии с 01.01.2012 года, и данная норма не содержит указаний на то, что ее действие распространяется на отношения, возникшие до введения ее в действие. Пенсии, назначенные до 01.01.2012 года подлежат пересмотру с 01.01.2012 года подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия, исходя из уровня денежного довольствия подлежащего учету при исчислении пенсии согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 года № 309-ФЗ, указания на то, что при пересмотре указанных пенсий применяются 54% денежного довольствия, нет.

В судебном заседании 18.04.2012 года истцом уточнены исковые требования, заявлено о взыскании задолженности за январь-апрель 2012 года в размере сумма обезличена с учетом индекса потребительских цен; признании, что уровень пенсионного обеспечения к окладу денежного содержания военнослужащего с 01.01.2012 года снизился с 82,15% до 37,21% то есть более чем в 2,2 раза; признании нарушения органом исполнительной власти условий контракта военной службы, предусматривающей уровень пенсионного обеспечения в зависимости от 100% денежного довольствия для исчисления пенсии (оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет в размере 55%) и составляющий 82,15% от оклада денежного содержания военнослужащего; отмене в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» самовольно выполненного ответчиком перерасчета пенсии; отмене всех форм дискриминации в отношении него по социальным признакам; признании права на расчет пенсии с учетом заслуженной процентной (не ежемесячной) надбавки за выслугу лет в размере 55% в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-1 и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 года № 524, действующих на правоотношения, возникшие до 01.01.2012 года.

Буркин Ю.М. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербург Аристархова И.В. возражала против удовлетворения требований, представлен отзыв.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Буркин Ю.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен в звании подполковника 23.03.2005 года, приказом № 061 от 30.12.2004 года по статье 51 ч. 3 п. «Б». Полная выслуга лет в Вооруженных Силах составляет 21 год 7 месяцев, в календарном исчислении 20 лет 4 месяца.

С 24.05.2005 года Буркину Ю.М. назначена пенсия за выслугу 21 лет (удостоверение серии ГФ № 0783909 от 19.12.2005 г. л.д. 10).

На 01.12.2011 года истцу выплачивалась пенсия в размере сумма обезличена, с учетом ежемесячной доплаты сумма обезличена, исходя из 100% денежного довольствия, включающего оклад по воинскому званию сумма обезличена, оклад по воинской должности сумма обезличена, процентную надбавку за выслугу 20 лет 55% - сумма обезличена, всего сумма обезличена, из расчета 53% довольствия, составляющих сумма обезличена (л.д. 16).

С 01.01.2012 года в расчет для исчисления пенсии за выслугу лет учтены оклад по воинскому званию – сумма обезличена, оклад по воинской должности – сумма обезличена, надбавка за 20 лет выслуги 30% - сумма обезличена, от общего размера денежного содержания сумма обезличена учтено сумма обезличена (54%). Пенсия за выслугу 21/20 лет – 53% от сумма обезличена составила сумма обезличена.

При назначении истцу пенсии в 2005 году, статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 не предусматривалось ограничение размера денежного довольствия для исчисления пенсии процентной частью, для исчисления пенсии в составе денежного довольствия учитывались: оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Размер процентной надбавки за выслугу лет определялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» и для истца при выслуге от 20 до 22 лет составлял 55% к окладам денежного содержания (п. 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту).

08.11.2011 года принят Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в сроки установленные данным законом.

Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ пенсии, назначаемые военнослужащим лицам, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Частью 2 данной статьи введенной Федеральным законом от 08.11.2011 года установлено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Истцом указывалось, что пересмотр назначенных пенсий, исходя из содержания пунктов 8 и 9 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ не предусматривает ограничение денежного довольствия до 54%, а положения статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 о назначении пенсий и положения статьи 49 данного закона о перерасчете пенсий не содержат указаний на распространение их действия на него как пенсионера получавшего пенсию до 01.01.2012 года.

Между тем частью 8 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ устанавливалось, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.

Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в редакции Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ не предусмотрен иной порядок исчисления пенсий и ее составляющих, кроме установленного статьей 43 данного закона, включая ограничение размера учитываемого при этом денежного довольствия. Пересмотр назначенных пенсий в силу положений пункта «а» статьи 49 данного закона производится вследствие увеличения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, не от 100% данного денежного довольствия, а от уровня денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, с ограничениями установленными частью 2 статьи 43 этого закона.

Из нормативного единства вышеуказанных положений следует, что при пересмотре пенсий, назначенных до 01.01.2012 года применяются, в том числе принятые данным законом положения, внесшие изменения в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 о составе денежного довольствия и учете денежного довольствия в размере 54%.

Истец не относится к категориям лиц (судьи Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорские работники (в том числе военнослужащие органов военной прокуратуры) и сотрудники Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеры из числа указанных лиц и членов их семей), в отношении которых не применяются положения частей 8 и 9 статьи 12 данного закона, а также положения части второй статьи 43 и пункта «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ при пересмотре указанных в части 8 данной статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ предусматривает обеспечение военнослужащих денежным довольствием, в том числе ежемесячной надбавкой за выслугу лет, а не процентной надбавкой за выслугу лет, в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Так как исчисление размеров пенсий лицам, уволенным с военной службы, производится именно из денежного довольствия военнослужащих, подлежат применению установленные Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятыми в соответствии с ним Постановлениями Правительства Российской Федерации размеры окладов и надбавок.

Размеры процентных надбавок за выслугу лет к окладам денежного содержания, установленные статьей 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524, применяются до 01.01.2013 года в отношении содержания отдельных категорий военнослужащих, согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ, а также к содержанию сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, к числу которых истец не относится. Действие Постановления Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524 в части устанавливающей размер процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания признаны утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 г. № 60, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» применяемому при назначении и пересмотре пенсий, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 30% - при выслуге от 20 до 25 лет, и применяется к окладу денежного содержания для исчисления пенсии истцу с 01.01.2012 года.

Истцом заявлялись требования об отмене самовольно выполненного перерасчета (переназначения) пенсии, с учетом положений статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующих порядок назначения пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой, которые производятся при наличии заявления гражданина. Между тем, статьей 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ установлено, что пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Поскольку Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен также и порядок перерасчета пенсий за выслугу лет, его нормы подлежат прямому применению при регулировании данных правоотношений.

Доводы истца, заявленные им в качестве требований, о незаконном уменьшении объема социальных гарантий ранее признаваемых за ним государством, снижении уровня пенсионного обеспечения к окладу денежного содержания, проявлении в отношении него дискриминации по социальным признакам, являющиеся по сути не предметом иска, а обстоятельствами на которых он основывает свои требования, судом не могут быть приняты.

Контракт о прохождении военной службы заключаемый согласно статьей 32 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, предусматривает право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций. Объем социальных гарантий и компенсаций в том, числе предоставляемых по окончании прохождения службы, устанавливается законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. Соответственно изменения, вносимые в специальное законодательство о пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, не могут расцениваться в качестве нарушений условий контракта.

Прохождение военной службы связано с непосредственным выполнением специфических задач обороны страны и предоставляемые в связи с ее спецификой социальные гарантии не могут являться полностью аналогичными по объему социальным гарантиям, предоставляемым при пенсионном обеспечении лиц уволенных с военной службы. Введение нового порядка определения размера назначаемых и перерасчета назначенных пенсий, включая исходные составляющие и процентные отношения от исходных составляющих, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета.

Применение данного порядка в целом, с увеличением размеров составных частей денежного довольствия учитываемого при исчислении пенсии, привело к увеличению размера пенсии истца, с назначенной на 01.12.2011 года в размере сумма обезличена, до сумма обезличена с 01.01.2012 года, что не может свидетельствовать об уменьшении объема социальных гарантий и соответствующего материального достатка, а также и о дискриминации по социальным признакам.

Исчисление размера пенсий с применением положений Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в части размеров составляющих денежного довольствия военнослужащих без учета изменений самого порядка исчисления размера пенсии о котором по сути заявляется истцом, законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Буркину Ю.М. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о признании и восстановлении права на выплату пенсии с 01 января 2012 года, исходя из 100% денежного довольствия, применяемого при исчислении пенсии, в том числе с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 55% с обязанием производить начисление и выплату пенсии в данном порядке, взыскании недоплаченной части пенсии за январь-апрель 2012 года, с учетом индекса потребительских цен, признании уменьшения уровня пенсионного обеспечения к окладу денежного содержания с 01 января 2012 года, признании нарушенными условий контракта военной службы об уровне пенсионного обеспечения, отмене всех форм дискриминаций по социальным признакам.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: