о взыскании суммы невыплаченного страхового возмещения, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами



Дело №2?1038/2012 16 апреля 2012года

решение

Именем российской федерации

Октябрьский районный суд Санкт?Петербурга в составе:

председательствующего судьи О. А. Павловой

при секретаре О. С. Беляниновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохорова А.Л. к ОАО «Российская государственная страховая компания» о взыскании суммы невыплаченного страхового возмещения, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами, с участием представителя третьего лица СОАО «ВСК» - Волчковой А. И. (по доверенности от 01.12.2011 на срок по 31.12.2012),

Установил:

Прохоров А. Л. обратился в суд с иском к ОАО «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстах»), указал на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ, с 16.10.2008 исключен из списков личного состава части в связи с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, с 18.03.2009 является инвалидом третьей группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, однако, в нарушение условий заключенного между Министерством обороны РФ и ответчиком государственного контракта, ОАО «Российская государственная страховая компания» отказала ему в выплате страхового возмещения в связи с наступлением инвалидности. Полагая действия ответчика незаконными, истец просит взыскать с ОАО «Российская государственная страховая компания» сумму невыплаченного страхового возмещения сумма обезличена, штраф за несвоевременную выплату страхового возмещения на основании ст. 11 Закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в сумме сумма обезличена, а также на основании п.1 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в период с 23.09.2009 по 22.02.2012 в сумме сумма обезличена (л.д. 2-6).

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании 14.03.2012 ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представил пис54ьменный отзыв, в котором указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, обязанность по выплате страхового возмещения должна быть возложена на СОАО «ВСК»; кроме того, ответчик полагал, что не несёт обязанности по выплате страхового возмещения истцу по причине неперечисления страховой премии за истца Министерством обороны РФ, штраф и проценты за пользование чужими денежными средствами полагал не подлежащими взысканию по причине заявления данных требований за период предшествующий разрешению судом вопроса об обязанности по выплате страхового возмещения (л.д. 26-29).

Третье лицо – Министерство обороны РФ извещено надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – СОАО «ВСК» в судебное заседание явилась, представила отзыв на исковое заявление, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 февраля 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Этой же нормой Федерального закона установлено, что жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат страхованию со дня начала военной службы по день окончания ее, либо отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Согласно статье 4 Федерального закона от 28 февраля 1998 года N 52-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если смерть или инвалидность наступили вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы.

При этом страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы или окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Как следует из материалов дела, Прохоров А. Л. приказом №126 от 13.10.2008 Военного комиссариата города Санкт-Петербурга был исключен из списков личного состава 16.10.2008 в связи с увольнением с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе по приказу Командующего Ленинградского военного округа от 15.09.2008 №95 (л.д.15-17).

18.03.2009 Прохорову А. Л. установлена инвалидность третьей группы, первой степени ограничения способности к трудовой деятельности, в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы (л.д. 14).

04.09.2009 истец направил ОАО «Российская государственная страховая компания» документы, необходимые для получения страхового возмещения в связи с установлением инвалидности в соответствии с положениями ст. 4 ФЗ РФ N 52-ФЗ от 28.03.1998 года, полученные ответчиком 07.09.2009 (л.д. 7, 12). Заявление о выплате страхового возмещения было повторно направлено истцом ответчику, получено 25.01.2010 (л.д. 8, 13).

В ответ истцу ОАО «Российская государственная страховая компания» было направлено письмо с отказом в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на лиц, уволенных с военной службы до 01.01.2009, действие государственного контракта, заключенного между ответчиком и Министерством обороны РФ 30.12.2008 №205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы, не распространяется; выплата же страхового возмещения на основании соглашения о внесении изменений (дополнений) от 29.06.2009 в государственный контракт не может быть произведена по причине непоступления от Министерства обороны РФ на расчетный счет ОАО «Росгосстрах» денежных средств на указанные цели (л.д. 9-11). До настоящего времени страховое возмещение истцу не выплачено.

Также из материалов дела усматривается, что 30.12.2008 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Росгосстрах" заключен государственный контракт N 205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы (л.д.30-37).

Предметом контракта является страхование жизни и здоровья застрахованных лиц в 2009 году. Срок действия контракта - с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года.

29.06.2009 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Росгосстрах" заключено соглашение о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, пунктом 2.1, которого предусмотрены дополнительные обязательства по выплате страховых сумм, а именно: помимо страховых случаев, предусмотренных государственным контрактом (пункт 3.1), ОАО "Росгосстрах" обязалось производить выплаты страховых сумм по страховым случаям, предусмотренным абзацами вторым и третьим статьи 4 Федерального закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, в отношении граждан, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если гибель (смерть) или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года. Выплаты страховых сумм производятся до 31.12.2009 года (л.д. 50-52).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Прохоров А. Л., в силу положений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, имеет право на получение страхового возмещения, поскольку ему установлена инвалидность III группы вследствие полученного в период военной службы заболевания в течение одного года после увольнения истца с военной службы, а выплата страхового возмещения установлена соглашением о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года, обязанность по выплате истцу страхового возмещения должна быть возложена на ОАО "Росгосстрах", являющееся страховщиком по указанному государственному контракту, а не на ОАО «Военно-страховая компания».

Вместе с тем, суд полагает, что истцом неверно определен размер подлежащего выплате страхового возмещения.

Истец просит взыскать невыплаченное страховое возмещение в сумме сумма обезличена исходя из положений п.2 ст. 5 Закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

Как следует из ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ, указанный закон, в том числе его положения об установлении размера страхового возмещения застрахованному лицу, которому установлена инвалидность 3 группы в период до истечения одного года после увольнения с военной службы, в размере сумма обезличена, вступает в силу с 1 января 2012 года.

В соответствии с частью 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

О распространении положений названного закона N 309-ФЗ на отношения, возникшие до введения его в действие, указания в нем не содержится.

Поскольку обязательства по выплате страхового возмещения в силу ч. 1 ст. 929 ГК РФ возникают в момент наступления страхового случая, между сторонами данные правоотношения возникли в момент установления истцу инвалидности, то есть 18.03.2009, при определении размера подлежащий выплате сумм следует руководствоваться положениями Закона №52-ФЗ, действующими в указанную дату.

Положениями п. 1, 2 ст. 5 Закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ) определен размер страхового возмещения для лиц, которым установлена 3 группа инвалидности – 25 окладов месячного денежного содержания на дату выплаты страховой суммы.

Оклад месячного содержания истца, исходя из имеющейся в материалах дела выписки из Приказа Военного комиссариата Санкт-Петербурга №126 от 13.10.2008, составляет сумма обезличена (л.д. 16).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию страховое возмещение в сумме сумма обезличена (сумма обезличена (оклад) * 25 (количество окладов)).

При этом, суд не может принять во внимание довод ответчика о том, что оно не имеет обязательств перед истцом ввиду невыплаты Министерством обороны РФ страховой премии за истца, поскольку обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защиту имущественных прав. Однако правовой механизм осуществления страховых выплат должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, исключая необходимость для выгодоприобретателей при ротации организаций-страховщиков, привлекаемых Российской Федерацией для непосредственной реализации данного вида страхования, получать страховые выплаты в судебном порядке. При таких обстоятельствах материальные претензии страхователей и страховщиков данного вида обязательного государственного страхования, касающиеся выплат страховых премий, могут и должны разрешаться посредством обращения в арбитражный суд.

Обратившись в суд с требованиями о применении положений статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, истец просил взыскать с ответчика штраф за необоснованную задержку выплаты страховых сумм в размере сумма обезличена, исчисляемый с 23.09.2009 по 22.02.2012, то есть за период до рассмотрения спора по существу заявленных требований и вынесения судебного решения по данному делу.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу статьи 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является решение суда.

В случае возникновения спора о праве на назначение страховых выплат (о размере страховых выплат), то есть по существу обязательства, штраф может взыскиваться с момента вступления решения суда в законную силу (обращения к немедленному исполнению), поскольку именно с этого момента субъекту страхования становится известно о том, что он должен производить вышеназванные выплаты. При этом восстановление прав истца осуществляется посредством взыскания основной суммы долга по страховым платежам.

Таким образом, в случае разрешения спора о страховых выплатах в судебном порядке штраф (неустойка, пеня) может быть начислен только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения, в связи с чем, требования истца о взыскании штрафных сумм за период до разрешения данного спора о праве по существу не могут быть признаны соответствующими положениям подлежащего применению закона.

Требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанными на основании ст. 395 ГК РФ за период с 23.09.2009 по 22.02.2012 в сумме сумма обезличена также не подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 33, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 года "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

Поскольку ФЗ РФ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" предусмотрена мера ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства со стороны страховой компании в виде штрафа, проценты за пользование чужими денежными средствами взысканию не подлежат. Доказательств наличия факта и размера убытков, понесенных в связи с неисполнением ответчиком обязательства, истцом не представлено.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований к ООО «Росгосстрах» государственная пошлина в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика ООО «Росгосстрах» в сумме сумма обезличена) в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194?198ГПКРФ, суд

Решил:

Исковые требования Прохорова А.Л. к ОАО «Российская государственная страховая компания» удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Российская государственная страховая компания» в пользу Прохорова А.Л. невыплаченное страховое возмещение в сумме сумма обезличена.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с ОАО «Российская государственная страховая компания» государственную пошлину в сумме сумма обезличена в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Санкт?Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: