об обязании совершить определенные действия



Дело №2-2072/2012 17 июля 2012года

решение

Именем российской федерации

Октябрьский районный суд Санкт?Петербурга в составе:

председательствующего судьи О. А. Павловой

при секретаре А. А. Светлаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора к Федеральному государственному унитарному предприятию «Гидрографическое предприятие» об обязании совершить определённые действия, с участием представителя истца – Кутузова Н. А., представителя ответчика – Протасовой М. Б. (по доверенности от 11.04.2012 на срок 1 год),

УСТАНОВИЛ:

Санкт–Петербургский транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Гидрографическое предприятие» указав при этом, что в ходе проведенной истцом проверки исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности в Федеральном государственном унитарном предприятии «Гидрографическое предприятие» транспортной прокуратурой было выявлено нарушение ответчиком законодательства в сфере транспортной безопасности, выразившееся в отсутствии оценки уязвимости гидрографического судна «Яков Смирницкий» (ИМО ), эксплуатируемого ответчиком, на момент обращения с иском в суд указанная оценка ответчиком не проведена, план обеспечения транспортной безопасности не разработан. В связи с чем, истец просит:

- обязать ФГУП «Гидрографическое предприятие» в срок до 01.08.2012 года обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства – гидрографического судна «Яков Смирницкий» (ИМО ), получить ее результаты, а также утвердить их в установленном порядке;

- обязать ФГУП «Гидрографическое предприятие» в срок до 01.11.2012 года разработать на основании результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства - гидрографическое судно «Яков Смирницкий» (ИМО ) план обеспечение транспортной безопасности транспортного средства – гидрографическое судно «Яков Смирницкий» (ИМО ) и утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности;

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против иска, пояснила, что ответчиком была выполнена оценка охраны судна и разработан план охраны судна в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и Международного кодекса охраны судов и портовых средств, ФГУ «Служба морской безопасности» выдан сертификат международного стандарта – Международное свидетельство об охране судна №5738.238.12, в связи с чем, проведение повторной оценки уязвимости и разработка плана охраны судна в соответствии с национальным законодательством не требуется.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 10 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что транспортной безопасностью является состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п. 11 ст. 1 названного Закона, в качестве транспортных средств названы, в том числе суда, используемые в целях судоходства.

В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности» категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Частью 2 ст. 5 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О транспортной безопасности» результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Частью 2 названной статьи установлено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Статьей 8 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

На основании ст. 8 названного закона, приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее, в том числе, Требования), которые, исходя из п. 4 Требований являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и/или транспортных средствах (далее – ТС), используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.

На основании п. 5.7 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

В соответствии с п. 5.8 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

В ходе проверки Санкт–Петербургской транспортной прокуратурой установлено, что ФГУП «Гидрографическое предприятие», на основании свидетельства о праве собственности на судно, выданного капитаном порта Архангельск 24.11.2003, эксплуатирует гидрографическое судно «Яков Смирницкий» (ИМО ) (л.д.7).

Транспортной прокуратурой установлено, что согласно уведомлению Федерального агентства морского и речного транспорта (исх. № АД-2/8723 от 05.09.2011), поступившему в ФГУП «Гидрографическое предприятие» 20.09.2011, гидрографическому судну «Яков Смирницкий» (ИМО ) присвоена 3 категория, а также оно внесено в реестр за (л.д.8).

В нарушение вышеприведённых норм оценка уязвимости гидрографического судна «Яков Смирницкий» (ИМО ) в порядке, ими предусмотренном, не проведена, план обеспечения транспортной безопасности не разработан.

Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

В своих возражениях относительно заявленных требований ответчик указывает на то обстоятельство, что им выполнена оценка охраны судна и разработан план охраны судна в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и Международного кодекса охраны судов и портовых средств (л.д. 51-212), ФГУ «Служба морской безопасности» выдан сертификат международного стандарта – Международное свидетельство об охране судна №5738.238.12, в связи с чем, проведение повторной оценки уязвимости и разработка плана охраны судна в соответствии с национальным законодательством не требуется.

Вместе с тем, как указано, в п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 41, меры, содержащиеся в планах охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, разработанные и утвержденные в соответствии с положениями главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, являются составной частью системы мер по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 5.9. Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить в плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, обслуживающего или совершающего международные рейсы, раздел, соответствующий плану охраны судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, или портового средства, разработанный согласно положениям главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств.

Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации (п. 3 Требований).

Таким образом, ответчик, эксплуатирующий гидрографическое судно «Яков Смирницкий» (ИМО ) на территории Российской Федерации, обязан обеспечить проведение оценки уязвимости судна и утверждение результатов оценки, после чего, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности в порядке, предусмотренном приведёнными нормами национального законодательства, при этом, в случае совершения им международных рейсов, в плане обеспечения транспортной безопасности должен иметься раздел, соответствующий имеющемуся у ответчика плану охраны судна, разработанному и утвержденному в соответствии с положениями главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств.

В силу изложенного, вопреки доводам представителя ответчика, приведённые нормы Российского законодательства устанавливают правила обеспечения транспортной безопасности для судов, эксплуатируемых на территории РФ, в связи с чем, не вступают в противоречие с правилами, установленными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а дополняют их.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения иска Санкт–Петербургской транспортной прокуратуры.

В соответствии со ст. 206 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный в просительной части иска срок для совершения требуемых действий, по мнению суда, не отвечает критерию разумности, в связи с чем, с учётом отсутствия возражений сторон, суд полагает возможным установить ответчику следующие сроки в течение которых решение суда должно быть исполнено:

Учитывая, что требования истица удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, согласно ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, подп.3) п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма обезличена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Санкт-Петербургского транспортного прокурора к Федеральному государственному унитарному предприятию «Гидрографическое предприятие» об обязании совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать ФГУП «Гидрографическое предприятие» в срок до истечения трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства – гидрографического судна «Яков Смирницкий» (ИМО ), получить ее результаты, а также обеспечить их утверждение их в установленном порядке.

Обязать ФГУП «Гидрографическое предприятие» в течение трёх месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства – гидрографического судна «Яков Смирницкий» (ИМО ) разработать на их основании план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – гидрографического судна «Николай Евгенов» (ИМО ) и обеспечить его утверждение в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.

Взыскать с ФГУП «Гидрографическое предприятие» государственную пошлину в доход государства в размере сумма обезличена) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья