о признании недействительными налоговые уведомления



Дело №2?2492/2012 05 июля 2012года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт?Петербурга в составе:

председательствующего судьи О. А. Павловой

при секретаре А. А. Светлаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., Надеина С.А. о признании недействительными налоговых уведомлений, с участием заявителей, представителя заинтересованного лица Яковлевой А. С. (по доверенности от 05.08.2009 на срок 3 года),

УСТАНОВИЛ:

Надеин А.Г., Надеина И.Ю., Надеин С.А. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействительными налоговые уведомления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Санкт-Петербургу №159859 в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере сумма обезличена, №159858 в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере сумма обезличена, №183722 в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере сумма обезличена. В обоснование заявленных требований заявители указали на то, что расчёт ставки транспортного налога был произведён с нарушением действующего законодательства, так как Федеральным законом от 28.11.2009 №282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 НК РФ», вступившим в силу с 01.01.2010 года внесены изменения в ч. 2 ст. 361 НК РФ, в соответствии с которым региональным властям предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в НК РФ ставку транспортного налога не более чем в 10 раз, однако, в период с 01.01.2010 по 30.11.2010 закона субъекта РФ – Санкт-Петербурга, увеличивающего ставки, установленные НК РФ в 10 раз, не было принято, соответственно, ставки транспортного налога с 01.01.2011 в Санкт-Петербурге равны пятикратному значению ставок, установленных НК РФ.

Заявители в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, представил письменный отзыв (л.д.19-20), просила в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая соответствующим действующему законодательству расчёт транспортного налога, подлежащего уплате заявителями за 2011 год, содержащийся в оспариваемых налоговых уведомлениях, так как размер ставок, установленный Законом Санкт Петербурга от 26.09.2007 №416-81 «О внесении изменений в законы Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» и «О налоговых льготах», не превышает 10-кратный размер ставок, установленных ФЗ от 27.11.2010 №307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 Налогового кодекса Российской Федерации», о чём представил в суд письменный отзыв.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В ходе судебного разбирательства заявителями было подтверждено, что в 2011 году они являлись владельцами автомашин, указанных в качестве объектов налогообложения в оспариваемых уведомлениях, а именно, Надеин С. А. являлся единственным владельцем в течение 7 месяцев 2011 года автомашины марки <данные изъяты> г.р.з. , мощностью двигателя – 136 л.с., Надеин А. Г. – в течение 12 месяцев 2011 года автомашины марки <данные изъяты>, г.р.з. , мощностью двигателя 76 л.с., Надеина И. Ю. – в течение 11 месяцев автомашины марки <данные изъяты>, г.р.з. , мощностью двигателя – 306 л. с., в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, считает данное обстоятельство установленным, а, следовательно, Надеин С. А., Надеин А. Г. и Надеина И. Ю. являются налогоплательщиками транспортного налога за 2011 год.

Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена пунктом 1 статьи 362 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Сроки уплаты транспортного налога в Санкт-Петербурге установлены статьей 3 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года N 487-53, согласно пункту 3 которой в редакции Закона Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 686-160, действовавшей на момент возникновения у заявителей налоговой обязанности, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 3 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемые налоговые уведомления были получены заявителями 16.06.2012, а, соответственно, были направлены налоговым органом в установленный законом срок.

Таким образом, государственным органом – Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Санкт-Петербургу в пределах предоставленной законом компетенции в установленный законом срок был произведён расчёт транспортного налога, подлежащего уплате заявителями, и в их адрес были направлены налоговые уведомления об уплате данного налога №183722, №159859 и №159858 (л.д. 5-7).

Транспортный налог относится к региональным налогам, ставки транспортного налога, в силу ст. 356 НК РФ, определяются законодательными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных НК РФ.

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

При этом, НК РФ установлены ограничения размера вводимых законом субъекта РФ ставок транспортного налога, так согласно п. 2. ст. 361 НК РФ (до внесения в неё изменений Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ) налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Согласно закону Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года N 487-53 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 416-81), налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 1 января 2010 года в следующих размерах: для объектов налогообложения - автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 24,00 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 35,00 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. - 150,00 рублей с каждой лошадиной силы.

Указанные налоговые ставки были введены нормативным правовым актом субъекта РФ – Санкт-Петербурга в порядке, установленном положениями приведённых статей 356 и 361 НК РФ, в размере, не превышающем более чем в пять раз размер ставок, установленный п. 1 ст. 361 НК РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ).

Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2010 года были внесены изменения в п. 2 ст. 361 НК РФ, в соответствии с которыми, налоговые ставки, указанные в пункте 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2011 года был уменьшен размер ставок, установленных НК РФ, для объектов налогообложения - автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно он составил 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 3,5 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. - 15,00 рублей с каждой лошадиной силы.

Таким образом, размер ставок транспортного налога, установленный Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года N 487-53 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 416-81) исходя из которых должен быть произведён расчёт транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год, не превышает более чем в 10 раз размер ставок, установленных НК РФ с 1 января 2011 года.

Проанализировав приведённые правовые нормы, суд полагает, что расчёт транспортного налога за 2011 год, подлежащего уплате заявителями, произведён налоговым органом в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, исходя из ставок установленных законом субъекта РФ в порядке, определённом Налоговым кодексом РФ.

Доводы заявителей о том, что, так как налоговые ставки в указанном в уведомлениях размере в субъекте – городе федерального значения Санкт-Петербурге были введены до внесения изменений в п. 2 ст. 361 НК РФ, позволяющих субъектам РФ увеличивать налоговые ставки в 10 раз по сравнению с установленными в п. 1 ст. 362 НК РФ, должен быть принят соответствующий закон субъекта, устанавливающий новый размер ставок, а до принятия такого закона должны применяться ставки, установленные в НК РФ, суд считает основанными на неправильном понимании заявителями норм налогового законодательства.

Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относится, в том числе, налоговая ставка.

НК РФ также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Таким образом, требование правовой нормы п. 2 ст. 361 НК РФ о необходимости принятия закона субъектом РФ для увеличения/уменьшения размеров налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 361 НК РФ, обусловлено необходимостью обеспечить установление конкретных размеров налоговых ставок, подлежащих уплате в субъекте РФ, в акте законодательства о налогах и сборов, в данном случае, в законе субъекта, в целях реализации приведённых основных принципов налогообложения.

Так как требуемый акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий размер ставок транспортного налога на 2011 год в субъекте РФ – городе федерального значения Санкт-Петербурге, в установленном порядке принят, повторного установления ставок законом данного субъекта после введения федеральным законом новых правил исчисления его предельного размера, при соответствии закона субъекта данным правилам, не требуется.

В связи с изложенным, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., Надеина С.А. о признании недействительными налоговых уведомлений отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: