об обязании назначить ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-2365/12 26 июня 2012 года

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Муратовой С.В.

с участием прокурора Минасяна В.М.

при секретаре Степановой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вострецова О.Б. к Военному Комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании назначить ежемесячную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ и ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 группы, получившим увечье при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участиях в действиях подразделений особого риска. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной для инвалидов 2 группы на что, получил отказ. Полагая, отказ незаконным, истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд:

- обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга назначить Вострецову О.Б. ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью с 09 апреля 2012 года в размере сумма обезличена., с последующей индексацией в установленном законодательством;

- обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга произвести Востерцову О.Б. выплату задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью, образовавшейся с 09 апреля 2012 года по день принятия судом решения по иску, с учётом индексации задолженности, исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петербурге, путем индексации каждой месячной задолженности на соответствующие помесячные индексы роста потребительских цен по полному кругу товаров (услуг) в Санкт-Петербурге, определённых Петростатом на день исполнения решения суда.

Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель Военного Комиссариата города Санкт-Петербурга возражала, против удовлетворения исковых требований.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец является ветераном подразделений особого риска и имеет право на льготы, установленные для лиц, указанных в подпункте "в" п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1.

09 апреля 2012 года истцу установлена вторая группа инвалидности, установлена связь заболевания истца с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Актом № 3873 от 18 июня 1994 года подтверждается участие истца в ликвидации аварии ЯЗУ на ПЛА в 1969 году.

Пунктом 25 ч.1 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции, действовавшей до 01 января 2005, гражданам, перенёсшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью, путём выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам 1 группы - сумма обезличена., инвалидам 2 группы - сумма обезличена., инвалидам 3 группы - сумма обезличена. (в редакции, введённой Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ).

Согласно ч.3 ст.14 этого же закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), выплата ежемесячной денежной компенсации возлагалась на органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно пункту 4 указанного Порядка (в редакции, действующей с 01 октября 2005 г.) выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Истец является военным пенсионером, обязанность по выплате ему ежемесячной компенсации возлагается на ответчика.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 7 октября 2005 года 2005 года № 385-O, предоставив пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года № 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета РФ № 2123-1 было распространено действий положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью. По смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Соответственно, статья 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, внесшая изменение в Постановление Верховного Совета РФ от 29 декабря 1991 года №2123-1, не может рассматриваться как лишающая указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Из этого следует, что какие-либо законные основания для ограничения прав граждан - участников подразделений особого риска на возмещение вреда, причиненного их здоровью, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-O, право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме.

Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.

Таким образом, право истца на получение денежной выплаты, предусмотренной п. 15 части 1 ст. 14 (ранее п. 25 ч. 1 ст. 14) Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникло у истца с момента установления причинной связи его заболевания с участием в действиях подразделений особого риска с 09 апреля 2012 года, что подтверждается материалами дела.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на «Чернобыльской АЭС», утверждён порядок выплаты компенсации, где в том числе указано, что размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В настоящее время, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации…» установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью с 01 января 2012 года: для инвалидов 1 группы в размере сумма обезличена., для инвалидов 2 группы в размере сумма обезличена., для инвалидов 3 группы в размере сумма обезличена.

Поскольку, исковые требования о назначении истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 09 апреля 2012 года являются обоснованными, суд полагает возможным обязать ответчика выплатить истцу суммы образовавшейся задолженности.

В соответствии со ст.318 Гражданского Кодекса Российской Федерации сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Для индексации денежных доходов граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги (индекс потребительских цен). Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РФ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

В Санкт-Петербурге индекс потребительских цен исчисляет Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат).

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу рост имел место рост потребительских цен за спорный период. С учётом коэффициента роста потребительских цен в Санкт-Петербурге и должна быть проиндексирована сумма невыплаченной задолженности.

Поскольку, обязанность по назначению, пересмотру и выплате пенсий военным пенсионерам возложена на Военные Комиссариаты, в соответствии с «Положением о Военных Комиссариатах», утвержденным Указом Президента РФ № 1372 от 15 октября 1999 года и не была им вовремя осуществлена, то суд полагает, что ответчик обязан произвести индексацию сумм задолженности с учётом ранее выплаченных сумм, с учётом индекса роста потребительских цен с 09 апреля 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга назначить Востерцову О.Б. ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью с 09 апреля 2012 года в размере сумма обезличена., с последующей индексацией в установленном законодательством.

Обязать Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга произвести Востерцову О.Б. выплату задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью, образовавшейся с 09 апреля 2012 года по день принятия судом решения по иску, с учётом индексации задолженности, исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петербурге, путем индексации каждой месячной задолженности на соответствующие помесячные индексы роста потребительских цен по полному кругу товаров (услуг) в Санкт-Петербурге, определённых Петростатом на день исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июня 2012 года.

Судья С.В. Муратова