об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью



Дело №2-2352/2012 28 июня 2012года

решение

Именем российской федерации

Октябрьский районный суд Санкт?Петербурга в составе:

председательствующего судьи О. А. Павловой

при секретаре А. А. Светлаковой,

с участием прокурора Н.В.Орловой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Писарева С.Ю. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с участием представителя истца – Черкасовой А.В., (по доверенности от 19.06.2012, сроком на три года), представителя ответчика – Кичина К.С. (по доверенности от 05.12.2011 сроком на один год),

УСТАНОВИЛ:

Писарев С.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 06 июня 2012 года в размере сумма обезличена. В обоснование своих требований указал, что с 06 июня 2012 года является инвалидом 2 группы бессрочно, инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Истец считает, что имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, однако ответчиком в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, отказано.

Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела, представитель истца просила рассмотреть дела в его отсутствие в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 48, 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, полагал, что данная социальная выплата на граждан из подразделений особого риска не распространяется.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Писарев С.Ю. является инвалидом 2 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, инвалидность установлена с 06.06.2012 (л.д. 9). Согласно удостоверению, выданному Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации 04 декабря 1995 года, истец является ветераном подразделений особого риска (л.д. 7).

На истца в силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяется действие указанного закона.

Военный комиссариат города Санкт-Петербурга, отказывая Писареву С.Ю. в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (с изменениями) ветераны подразделений особого риска, ставшие инвалидами, с 1 января 2005 года (дата вступления в законную силу изменений в вышеназванное постановление, установивших право лиц, ставших инвалидами, на получение мер социальной поддержки, установленных положениями Закона РСФСР «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») не имеют права на такую компенсацию (л.д.14).

Согласно абзацу второму пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" к гражданам из подразделений особого риска отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые непосредственно участвовали: в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в других испытаниях боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия; в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; в качестве военнослужащих в работе отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов; в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления на этих лиц, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, были распространены льготы и компенсации, установленные статьей 14, частями первой, третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Тем самым в части возмещения вреда посредством специального пенсионного обеспечения они по своему правовому положению были приравнены к инвалидам-чернобыльцам и стали субъектами длящихся правоотношений по получению пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, причиненного лучевой болезнью и другими заболеваниями, связанными с лучевой нагрузкой (статья 29 в редакции от 18 июня 1992 года), то есть составили вместе с инвалидами-чернобыльцами одну родовую группу получателей льгот и компенсаций.

Предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названное выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.

Конституционно-правовой смысл положений пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 марта 2010 г. N 296-О-П. При этом Конституционным судом РФ было указано следующее.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Этому праву корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие ряда положений Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе его статьи 24, было распространено на ветеранов из подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, в полном объеме, включая механизм реализации данных законоположений. Тем самым Российская Федерация признала необходимость компенсации вреда здоровью этих граждан на тех же принципах, которые изложены в данном Законе применительно к гражданам, пострадавшим от радиационного излучения вследствие чернобыльской катастрофы и ее последствий.

Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя конституционно-правовой смысл пункта 2 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, пришел к выводу о том, что федеральный законодатель, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ) инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никаких изъятий в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением было распространено действие положений названного Закона, тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью. Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 в системе действующего правового регулирования не препятствующим получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 385-О).

Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.

Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При этом дата установления инвалидности в связи с радиационным воздействием, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", гражданам из подразделений особого риска (до или после 1 января 2005 года) не имеет самостоятельного значения для отнесения их к категории ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами. Иное означало бы необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты признания лица инвалидом, что при наличии у ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, одинаковых оснований для возмещения вреда здоровью - в нарушение конституционного принципа равенства - приводило бы к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия, и не согласовывалось с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 479-О-П).

Таким образом, положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" - в системе действующего нормативно-правового регулирования и в силу сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления.

Конституционно-правовой смысл положений пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 марта 2010 г. N 296-О-П, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Из дела следует, что 29 ноября 1995 года истец был освидетельствован медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Согласно акту освидетельствования, Писарев С.Ю. является непосредственным участником действий подразделений особого риска (л.д.10-13).

Согласно решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при исполнении обязанностей военной службы от 16.05.2012, заболевание Писарева С.Ю. связано с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (л.д. 8).

Согласно пункту 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается в следующих размерах: инвалидам II группы – 2500 рублей. Согласно ст. 5 упомянутого закона, размер выплат гражданам, установленный настоящим Законом, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ. Исходя из Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 №1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам II группы составляет 6990,07 рублей.

В связи с изложенным, истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, в размере сумма обезличена с последующей индексацией.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать Писареву С.Ю. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием с 06.06.2012 в размере сумма обезличена, с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: