Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Стаховой Т.М.,
при секретаре Кондратьевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя ООО «Квестор-плюс» к ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», Алискерову Р.К. о признании недействительными торгов по продаже нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО «Квестор-плюс» обратился в суд иском о признании недействительными торгов по продаже нежилого помещения площадью 484,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, проведенных 10 февраля 2010 года ОАО «Фондом имущества Санкт-Петербурга».
В обоснование иска представитель ООО «Квестор-плюс» ссылался на наличие у истца преимущественного права на приобретение данного нежилого помещения, поскольку ООО «Квестор-плюс» является не только арендатором названного выше нежилого помещения более 2-х лет, но и относится к субъектам малого предпринимательства.
В настоящем судебном заседании представитель истца просил требования удовлетворить, ссылаясь на вышеприведенные доводы.
Представитель ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» возражал против удовлетворения иска, указав, что распоряжениями Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее-КУГИ) № 2218-рз от 30 октября 2009 года и № 2466-рз от 30 ноября 2009 года определено осуществить приватизацию объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга по адресу: <адрес>, площадью 1043 кв.м., а также указано на необходимость включения в информационное сообщение и в договор купли-продажи сведений о передачи части объекта площадью 551,9 кв.м. в аренду на основании договора от 19 февраля 2004 года и части объекта площадью 491,1 кв.м. - в аренду на основании договора от 9 июля 2004 года. Информационное сообщение о предстоящих торгах своевременно опубликовано в Вестнике «Фонда имущества Санкт-Петербурга» и на информационном сайте ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», являлось общедоступным, и в связи с этим истец имел возможность подать заявку на участие в торгах, как и другие претенденты, однако свое право на участие в аукционе не реализовал по собственному желанию.
Так как объектом приватизации являлось все нежилое помещение общей площадью 1043 кв.м., а не отдельные его части, то истец не обладал преимущественным правом покупки, поскольку ч.1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 года № 748-137 «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» установлено предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации преимущественного права покупки - не более 500 кв.м..
Представитель ответчика Алискерова Р.К., признанного победителем по итогам торгов, возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства в ходе организации и проведения торгов 10 февраля 2010 года.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Распоряжениями КУГИ Санкт-Петербурга № 2218-рз от 30 октября 2009 года и № 2466-рз от 30 ноября 2009 года определено осуществить приватизацию объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, по адресу: <адрес>, площадью 1043 кв.м., кадастровый номер №. Способ приватизации объекта - продажа государственного имущества на аукционе. Обременение, подлежащее включению в информационное сообщение и договор купли-продажи объекта: часть объекта площадью 551,9 кв.м. передана в аренду на основании договора от 19 февраля 2004 года №, часть объекта площадью 491,1 кв.м. передана в аренду на основании договора от 9 июля 2004 года № (Л.д.43, 44).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 августа 2010 года отказано в удовлетворении иска ООО «Квестор-плюс» о признании недействительным распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от 30 октября 2009 года № 2218-рз.
В части требования ООО «Квестор-плюс» об обязании КУГИ Санкт-Петербурга заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 9 июля 2004 года с продлением срока аренды на 10 лет дело оставлено без рассмотрения (Л.д. 68-71).
Постановлением тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2010 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 августа 2010 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (Л.д.66-67).
В соответствии с ч.3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, имуществом, подлежащим приватизации путем продажи на аукционе, является объект нежилого фонда, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1043 кв.м., кадастровый номер №, а не отдельные части данного помещения.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства… при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Условиями реализации преимущественного права является, в том числе, то, что:
- арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (п.1 и п.3 ч.3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ).
Частью 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 года № 748-137 «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» установлено предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, приобретаемого при реализации в соответствии с Федеральным законом субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, - в размере 500 кв. м.
Согласно договора аренды № от 9 июля 2004 года, заключенного между представителем ООО «Квестор-плюс» с одной стороны и КУГИ Санкт-Петербурга с другой стороны сроком на 10 лет, истец является арендатором помещения площадью 484,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1041,6 кв.м. (Л.д.10-13).
Принимая во внимание, что истец является арендатором только части нежилого помещения, подлежащего приватизации, в то время как объектом приватизации является само нежилое помещение общей площадью 1043 кв.м., что более чем в два раза превышает предельную площадь помещения, установленную ч.1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 года № 748-137 «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в 500 кв.м., то суд считает возможным согласиться с правильностью утверждения ответчика об отсутствии у истца на дату 10 февраля 2010 года преимущественного права на приобретение спорного объекта недвижимости.
Утверждение представителя истца о нарушении ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» порядка извещения арендатора о предстоящих торгах и о ненаправлении в ООО «Квестор-плюс» предложения о заключении договора купли-продажи до начала торгов, по мнению суда, основано на ошибочном толковании действующего законодательства.
Действительно, по общим правилам, установленным ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривают в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества.
Затем,в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества, уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требования, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.
Однако, так как ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» не относится к упомянутым выше уполномоченным органам, то на него не возложена обязанность по направлению арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства требования, копии решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
В данном случае, такая обязанность могла бы возникнуть только у КУГИ Санкт-Петербурга лишь в том случае, если бы ООО «Квестор-плюс» являлось бы субъектом малого и среднего предпринимательства, отвечающего требования ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ. Но поскольку истец не обладал преимущественным правом на приобретение спорного объекта недвижимости, то ненаправление ему требования, копии решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекта договора купли-продажи арендуемого имущества, не является нарушением действующего законодательства и не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Частью 2 ст. 448 ГК РФ и ч.2 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на организатора торгов возложена обязанность известить о проведении торгов не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Информационное сообщение о проведении 10 февраля 2010 года открытого аукциона по продаже объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <адрес> опубликовано ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в «Официальном бюллетене «Вестник Фонда имущества Санкт-Петербурга» № 55 (270) 11 декабря 2009 года (Л.д.45-50).
8 февраля 2010 года Алискеровым Р.К. подана заявка на участие в аукционе по продаже объекта нежилого фонда по адресу: <адрес> общей площадью 1 043 кв.м. (Л.д.54-55).
Платежным поручением № от 8 февраля 2010 года Алискеровым Р.К. на счет ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» перечислена задаток в размере сумма обезличена (Л.д.58).
Договор о задатке между ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», действующего на основании приказа № 6 от 12 октября 2005 года и Алискеровым Р.К. заключен 8 февраля 2010 (Л.д.56-57).
Согласно протокола об итогах аукциона от 10 февраля 2010 года Алискеров Р.К. признан победителем аукциона (Л.д.59-60).
Информационное сообщение, содержащее сведения об итогах торгов 10 февраля 2010 года и о победителе аукциона Алискерове Р.К. опубликовано в «Официальном бюллетене «Вестник Фонда имущества Санкт-Петербурга» № 5 (278) 12 февраля 2010 года (Л.д.51-53).
Договор купли-продажи нежилого помещения по результатам торгов № заключен между Алискеровым Р.К. и ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», действующего от имени КУГИ Санкт-Петербурга заключен 15 февраля 2010 года (Л.д.61-65).
В соответствии со ст.449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица в случае нарушения при их проведении правил, установленных законом.
Из объяснений представителя истца следует, что ООО «Квестор-плюс» заявку на участие в аукционе не подавал.
При таких обстоятельствах, проведение оспариваемого аукционе не нарушило и не могло нарушить права и интересы истца, поскольку истец не только не являлся участником торгов, но и своими действиями не выразил волеизъявления на участие в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья