Дело № 2-701/2011 24 февраля 2011 годаРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,
при секретаре Михуля В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Османова Р.А. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Османов Р.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга с требованием о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 24 ноября 2010 года по 31 декабря 2010г., обязании ответчика выплачивать данную компенсацию до получения жилого помещения, в обоснование заявленных требований, указывая, что до 31 августа 2010 года проходил военную службу, с 2001 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до момента увольнения являлся получателем компенсации за наем жилого помещения, однако после увольнения с военной службы ответчик отказывает в выплате данной компенсации.
В судебном заседании, Османов Р.А. полностью поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга по доверенности в судебное заседание явилась, иск не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для получения Османовым Р.А. компенсации за наем жилого помещения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Приказом командира войсковой части 21385 гв. от 31 августа 2010 года № 7 Османов Р.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ) (л.д. 14).
Приказом командира войсковой части 21385 гв. от 15 сентября 2010 года № 173 Османов Р.А. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения (л.д. 13).
Согласно свидетельства о регистрации Османов Р.А. зарегистрирован <адрес>
Как следует из ответов Военного комиссариата города Санкт-Петербурга от 13 декабря 2010 года № ПГ-СП-960, Османову Р.А. в удовлетворении его заявлений о выплате компенсации за наем жилого помещения отказано, в связи с тем, что последний был уволен с военной службы в августе 2010 года, компенсация выплачивается гражданам, уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года (л.д. 30).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями согласно п. 13 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, согласно части второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом, финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 г. № ВКПИ08-53 оставленное без изменения определением от 11.11.2008 г. № КАС08-566 признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909 установлен размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, Санкт-Петербурге - сумма обезличена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2008 № 653 вступившим в силу 01.01.2009 года в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 909 внесены изменения, размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения - в Санкт-Петербурге установлен равным сумма обезличена.
Справкой Второй Волгоградской квартирно-эксплуатационной части от 15 сентября 2010 года подтверждается, что Османов Р.А. жилой площадью не обеспечивался, включен в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением (л.д. 41).
Таким образом, истец в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
При таком положении, учитывая, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, однако не обеспечен им до настоящего времени, отказ ответчика в выплате истцу ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета не может быть признан законным.
Факт пользования истцом на условиях поднайма квартирой расположенной <адрес>, принадлежащей Минюк В.Е., подтверждается договорами найма (поднайма) жилого помещения, заключенного между Османовым Р.А. и Минюк В.Е. на период с 24 ноября 2010 года по 24 ноября 2011 года, которым предусмотрена оплата за пользование жилым помещением в размере сумма обезличена. (л.д. 16-19).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным определить задолженность Военного комиссариата Санкт-Петербурга по компенсации за наем жилого помещения за период с 23 ноября 2010 года по 31 декабря 2010 года - сумма обезличена, подлежащую взысканию в пользу истца.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пропорционально удовлетворенной части требований понесенные им судебные расходы в виде государственной пошлины, которая была уплачена истцом при подаче иска в суд в размере сумма обезличена (л.д. 3).
При этом требование истца об обязании ответчика выплачивать в его пользу ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения до обеспечения истца жилым помещением, не может быть удовлетворено судом, поскольку указанное требование по существу сводится к принятию решения судом на будущее время, тогда как для фактического получения вышеуказанной денежной компенсации, лицу, имеющему право на ее получение, необходимо, в том числе доказать реальность понесенных им расходов, которые впоследствии компенсируются государством в качестве своего рода меры поддержки лицам, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, установленными статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу Османова Р.А. за счет средств федерального бюджета денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере сумма обезличена, расходы по оплате государственной пошлины в сумме сумма обезличена.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья