Дело № 2-650/2011 24 февраля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,
при секретаре Михуля В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова Е.И. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Горелый Е.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга с требованием о взыскании единовременной доплаты к пенсии, в обоснование заявленных требований, указывая, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет. Однако ответчик не произвел перерасчет выплачиваемой истцу пенсии в связи с увеличением должностных окладов военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел на 25 % на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.19994 года № 1349, отказав в выплате единовременной доплаты к пенсии на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, поскольку данная выплата ранее была получена истцом по решению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2007 года по гражданскому делу № 2-2200/07. Полагая, что исчисление доплаты в меньшем размере ущемляет права истца, приводит к неравенству с остальными получателями пенсии, истец просил взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии в размере сумма обезличена за вычетом ранее полученной им суммы по решению суда, судебные расходы в виде расходов, затраченных на оформление доверенности представителя в размере сумма обезличена.
Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербурга по доверенности, в судебное заседание явилась, иск не признала, полагая, что правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российское Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничена прав и свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федекрации, сформулированной им в постановлении от 30 октября 2003 года № 15-П, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения... не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Данный принцип сформулирован и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П. Как указано в постановлении, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, порядок назначения пенсии и ее выплаты, регламентированы нормами Закона РФ от 12.02.1193 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии со статьей 13 которого, право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно положениям статьи 43 вышеназванного Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» предусмотрена единовременная доплата к пенсиям, в частности, гражданам, являющимся пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации.
Названная доплата, исходя из п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г., будет производиться в связи с увеличением военнослужащим окладов по воинской должности на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1373с определен порядок исчисления единовременной доплаты к пенсии (исходя из 25 процентов оклада по воинской должности (должностному окладу), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которого она исчислена по состоянию на 1 января 2008 г.), а также срок ее выплаты (2008 год).
Как следует из материалов дела, истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с 23 декабря 1993 года получает пенсию за выслугу лет /л.д. 9/.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2007 года по гражданскому делу № 2-2200/07 по заявлению прокурора Санкт-Петербурга в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц- военных пенсионеров Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия Военного комиссариата Санкт-Петербурга признано незаконным бездействие Военного комиссариата Санкт-Петербурга, выразившееся в не осуществлении перерасчета пенсий военнослужащим, уволенным с военной службы до 01 марта 1998 года, и членам их семей, состоящим на учете в Военном комиссариате Санкт-Петербурга при увеличении окладов по воинской должности за службу в Вооруженных силах Российской Федерации на 25% с 01 января 1995 года.
Этим же решением суд обязал Военный комиссариат Санкт-Петербурга произвести перерасчет пенсии бывшим военнослужащим, уволенным до 1995 года, получавшим пенсии в период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года через пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, состоящим на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Санкт-Петербурга, с учетом увеличения должностного оклада на 25 процентов по занимаемой ими ранее должности, оклад по которой был увеличен с 01 января 1995 года за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года /л.д. 24-29/.
Во исполнение указанного решения суда от 21 февраля 2007 года, ответчиком в пользу истца единовременно выплачено - сумма обезличена /л.д. 14/.
Между тем, по решению суда от 21 февраля 2007 года расчет недоплаты истцу производился исходя из размера денежно довольствия, определенного на 01 января 1995 года с учетом повышения должностного оклада на 25 %, то есть в ином порядке, чем установлено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года, что не оспаривается ответчиком.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с по состоянию на 01 января 2008 года, размер единовременной доплаты к пенсии за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, составлял сумма обезличена, исходя из следующего расчета:
сумма обезличена (размер оклада истца по воинской должности по состоянию на 01 января 2008 года) х 1, 65 (размер процентной надбавки за выслугу лет) х 0, 25 (размер недоплаты в процентах) х 0, 75 (размер пенсии по инвалидности в процентах) х 38 количество месяцев недоплаты пенсии (с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года).
Тогда как в действительности истцу выплачено только сумма обезличена.
При таком положении, учитывая, что исчисление и выплата ответчиком пенсии в ином размере (меньшем), чем установлено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с, нарушает право истца на пенсионное обеспечение, входит в противоречие с установленным Конституцией Российской Федерации принципом равенства, заявленные истцом требования в части взыскания с ответчика недополученной пенсии в размере разницы между доплатой к пенсии на основании Указа Президента Российской Федерации и выплаченной ранее денежной суммой по решению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2007 года в размере сумма обезличена, подлежат удовлетворению.
Ссылки представителя ответчика на пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с, устанавливающий запрет на производство единовременной выплаты, ранее обратившимся за судебной защитой, пенсионерам, не могут быть приняты судом во внимание и положены в основу решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку данное положение содержит запрет на получение единовременной выплаты тем пенсионерам, которые получили эту выплату в полном объеме по решению суда, с целью избежать повторного получения денежных средств.
В соответствии с положениями части 1 статьи 98Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациистороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании вышеуказанной процессуальной нормы с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы, затраченные истцом на оформление доверенности по предоставлению полномочий на представление интересов истца в суде в размере сумма обезличена /л.д. 6/.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу Горелого Е.И. в счет единовременной доплаты к пенсии за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года денежные средства в размере сумма обезличена, судебные расходы в размере сумма обезличена.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья