ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Муратовой С.В. при секретаре Шаговик И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухина А.В. о признании незаконным предписания Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта У С Т А Н О В И Л: Мухин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 24 ноября 2011 года Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении него, как начальника Мурманского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением -структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» вынесено предписание № 07-40-04/197. Заявитель полагает, что предписанием на него незаконно возложены обязанности по его исполнению в части совершения определенных действий, направленных на соблюдение транспортной безопасности, поскольку такая обязанность Федеральным законом «О транспортной безопасности» возложена на субъект транспортной инфраструктуры. В связи с чем, заявитель просил суд: - признать незаконным и отменить предписание № 07-40-04/197 от 24 ноября 2011 года, вынесенное Управлением авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявление поддержал. Представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления. Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 10 ст. Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В соответствии ч.2 ст.2 ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности. Как следует из материалов дела, в результате проведенной Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проверки соблюдения требований действующего законодательства по вопросам обеспечения транспортной безопасности в период с 14 ноября 2011 года по 24 ноября 2011 года на станции Мурмаши Мурманского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» были установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а именно: 1. не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств станции Мурмаши; 2. допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС лица, не аттестованные в соответствии с законодательством РФ; 3. нет информации в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно- распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части их касающейся; 4. не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается. 24 ноября 2011 года начальнику Мурманского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением -структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» Мухину А.В. вручено предписание № 07-40-04/197, в котором указано на необходимость устранения допущенных нарушений в срок до 23 мая 2012 года и представить в УГАН НОТБ по Северо-Западному Федеральному округу Ространснадзора документы, подтверждающие исполнение указанного предписания. Пунктом 9 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 статьи 9 ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Таким образом, законодатель возлагает обязанности по разработке планов обеспечения транспортной безопасности непосредственно на субъекты транспортной инфраструктуры. Подпунктом 7 п. 2 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что наряду с иными, перечисленными в названной статье задачами обеспечения транспортной безопасности, является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. При этом, указанной нормой закона не определены субъекты, ответственные за подготовку специалистов, не разрешен вопрос об их назначении, приеме на работу, не возложено каких-либо обязанностей, а лишь определены цели и задачи мероприятий по транспортной безопасности. Какие-либо иные нормы, возлагающие на заявителя такие обязанности, отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о непосредственной обязанности заявителя, провести обучение и аттестовать, лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в подтверждение законности вынесенного предписания, суду не представлено. Основанием к удовлетворению заявления, в силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», может служить нарушение требований законодательства хотя бы по оному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 по делам об оспаривании решений органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемое решение. Предписание вынесено в отношении лица, не являющегося в силу закона субъектом транспортной инфраструктуры, в отсутствие правовых норм, регламентирующих основания и порядок исполнения заявителем требований предписания. Таким образом, заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о законности вынесенного предписания. При этом, суд полагает, что Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в пределах своих полномочий, с соблюдением действующего законодательства не лишено возможности, в случае выявления нарушений законодательства о транспортной безопасности внести предписание об устранении выявленных нарушений субъекту транспортной инфраструктуры, каковым является ОАО «Российские железные дороги». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и отменить предписание № 07-40-04/197 от 24 ноября 2011 года, вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2012 года Судья С.В. Муратова