11-34/2011 (о взыскании убытков)



Дело ###

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

апелляционной инстанции

«ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселёвой Н.Н.,

при секретаре Панине И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире апелляционную жалобу Департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области на решение мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Варежкина Д.В. к администрации города Владимира, департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, публично-правовому образованию «Владимирская область» в лице департамента административных органов и общественной безопасности Владимирской области о взыскании убытков,

которым постановлено:

Иск Варежкина Д.В. к публично-правовому образованию «Владимирская область» в лице Департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области о взыскании убытков - удовлетворить, в отношении администрации города Владимира, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области - отказать.

Взыскать с Казны Владимирской области в лице Департамента Административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области в пользу Варежкина Д.В. денежную сумму - убытков в размере 5 000 руб. 00 коп., уплаченную государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп., а всего 5 400 руб. 00 коп. (Пять тысяч четыреста руб. 00 коп.).

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира вынес решение по делу по иску Варежкина Д.В. к администрации города Владимира, департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, публично-правовому образованию «Владимирская область» в лице департамента административных органов и общественной безопасности Владимирской области о взыскании убытков.

Департамент административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области обратился с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ г. указав, что Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Пунктом 10.1 Положения об административной комиссии Октябрьского района муниципального образования город Владимир, предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В пункте 3 ст. 10 Устава муниципального образования город Владимир, определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Законом Владимирской области от 25.12.2009 г. N 180-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» департамент административных органов и общественной безопасности перечислил городским округам и муниципальным районам области субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий по вопросам административного законодательства 8,351 млн. рублей, в том числе муниципальному образованию город Владимир - 1,642 млн. рублей. Считают, что на областном уровне выполнены требования федерального законодательства о закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по вопросам административного законодательства с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Административные комиссии городских округов и муниципальных районов области не входят в структуру администрации Владимирской области. Вред гражданину Варежкину Д.В. причинен не постановлением Губернатора области «О создании административных комиссий», а неправомерным решением коллегиального органа муниципального образования. Просят отменить полностью решение мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с казны Владимирской области в лице департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области в пользу Варежкина Д.В. убытков. Взыскать с Администрации города Владимира в пользу Варежкина Д.В. убытки и расходы по оплате государственной пошлины.

В суде представитель Департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области по доверенности Шутова О.М. поддержала доводы апелляционный жалобы и просила ее удовлетворить.

Варежкин Д.В. и его адвокат Куликов А.Н. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение мирового судьи оставить в силе.

Представитель администрации города Владимира по доверенности Гуржос Д.С. считает апелляционную жалобу Департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области необоснованной и не подлежащей удовлетворению, пояснив, что в соответствии со ст. 1 Закона Владимирской области от 12.07.2006 г. № 96-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Владимирской области отдельными государственными полномочиями по вопросам административного законодательства» отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципального образования город Владимир. Данный закон предусматривает права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, однако не предусматривает ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Надлежащим ответчиком выступают органы государственной власти субъекта РФ в ведении которых в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся вопросы административного законодательства. Согласно пп. 24.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 30.12.2002 г. № 141-ОЗ «Об административных комиссиях» административные комиссии создаются постановлением Губернатора области. На основании постановления Губернатора Владимирской области от 30.12.2008 г. № 967 «О создании административных комиссий» было утверждено Положение об административной комиссии Октябрьского района муниципального образования город Владимир. На основании п. 1.4. Положения об административной комиссии Октябрьского района муниципального образования город Владимир комиссия в своей деятельности подотчетна Губернатору Владимирской области. Согласно п. 4.8 Положения об административной комиссии Октябрьского района муниципального образования город Владимир (в редакции действующей до ДД.ММ.ГГГГ) персональный состав административной комиссии, а также изменения по составу комиссии утверждаются приказом Департамента административных органов и общественной безопасности. Пунктом 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Согласно Законам Владимирской области от 25.12.2009 г. № 180-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и от 24.12.2010 г. № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» Департамент административных органов и общественной безопасности выступает главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления (субвенции). Финансирование органов местного самоуправления по обеспечению отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета на основании п. 2 Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из областного бюджета на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Владимирской области по вопросам административного законодательства, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.11.2006 г. № 792. Департамент административных органов и общественной безопасности осуществляет расчет и перерасчет объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на очередной финансовый год для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по вопросам административного законодательства, контроль за целевым использованием выделенных средств в силу п.3.28 Положения о Департаменте административных органов и общественной безопасности административных органов и общественной безопасности, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 25.11.2005 г. № 677. Согласно п. 10.1 Положения об административной комиссии Октябрьского района муниципального образования город Владимир финансовое и материально-техническое обеспечение комиссии осуществляется за счет субвенций бюджету муниципального образования город Владимир из областного бюджета. В силу ч. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. На основании ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Считает, что Департамент административных органов и общественной безопасности, являясь главным распорядителем бюджетных средств, наделен полномочиями выступать от имени казны Владимирской области. Поэтому мировой судья при вынесении судебного решения правильно определил обстоятельства дела и применил закон, подлежащий применению. Считает, что оснований для отмены или изменения решения мирового судьи не имеется.

Просит оставить решение мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а апелляционную жалобу Департамента административных органов и общественной безопасности без удовлетворения.

Представитель Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации облас­ти по доверенности Андрианов П.Ю. показал, что поддерживает доводы апелля­ционной жалобы и считает, что жалоба подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в облас­ти законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных право­вых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, оп­ределение подведомственности дел об административных правонарушениях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 данного Кодекса, создание комиссий по делам несовершеннолетних и за­щите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, определение перечня должностных лиц, уполномо­ченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмот­ренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъек­тов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с названным Кодексом. Согласно ч. 2 данной статьи законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъ­екта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанны­ми полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Феде­рации. Законом Владимирской области от 12.06.2006 г. № 96-ОЗ «О наделении орга­нов местного самоуправления Владимирской области отдельными полномочиями по вопросам административного законодательства» органы местного самоуправления го­родских округов и муниципальных районов области наделены полномочиями по орга­низации и обеспечению деятельности административных комиссий. В соответствии с Законом Владимирской области от 25.12.2009 г. № 180-ОЗ «Об об­ластном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» городским окру­гам и муниципальным районам области были перечислены субвенции на реализацию отдельных полномочий по вопросам административного законодательства. Считает, что полномочия по организации и обеспечению деятельности адми­нистративных комиссий, а также необходимые для выполнения указанных полномо­чий финансовые ресурсы, переданы органам местного самоуправления и возмещение вреда, причиненного административной комиссией Октябрьского района города Вла­димира, должно быть произведено за счет казны муниципального образования город Владимир.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Установлено, что постановлением ### по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным административной комиссией Октябрьского района г. Владимира, Варежкин Д.В. был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области».

Данное постановление было обжаловано Варежкиным Д.В. в Октябрьский районный суд г. Владимира. Согласно решению Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по делу ### постановление ### по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения. Указанное решение Октябрьского районного суда г. Владимира вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в результате решения административной комиссии Октябрьского района г. Владимира Варежкин Д.В. был необоснованно привлечен к административной ответственности. Для защиты своих прав и законных интересов Варежкин Д.В. обратился к адвокату Владимирского филиала «Адвокатская контора № 3» Владимирской областной коллегии адвокатов № 1 Куликов А.Н., который оказывал ему юридические услуги в составлении жалобы на указанное постановление об административном правонарушении и осуществлял его защиту в судебном заседании Октябрьского районного суда г. Владимира при рассмотрении данной жалобы.

За услуги защитника Куликов А.Н. A.M. Варежкин Д.В. оплатил 5 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному ордеру ###. Таким образом, в результате незаконного решения административной комиссии Октябрьского района г. Владимира, заключающегося в необоснованном привлечении Варежкина Д.В. к административной ответственности, последнему были причинены убытки, выразившиеся в расходах на оплату услуг адвоката.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное законодательство.

Административные комиссии во Владимирской области создаются на основании Закона Владимирской области «Об административных комиссиях» от 30.12.2002 г. № 141-ОЗ. Согласно п. 1 ст. 1 данного Закона, административные комиссии являются коллегиальными органами, наделенными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Владимирской области. Административные комиссии создаются постановлением Губернатора области.

Административная комиссия Октябрьского района г. Владимира была создана Постановлением Губернатора Владимирской области «О создании административных комиссий» от 30.12.2008 г. № 967, согласно приложению № 3 которого одновременно было утверждено «Положение об административной комиссия Октябрьского района муниципального образования город Владимир».

Согласно п. 10.1 Положения, финансовое и материально-техническое обеспечение комиссии осуществляется администрацией муниципального образования за счет субвенций бюджету муниципального образования город Владимир из областного бюджета. Общий объем субвенций и их распределение устанавливается законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с п. 29.3 Ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2010 год (Закон Владимирской области от 25.12.2009 г. № 180-ФЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») субъектом Российской Федерации - Владимирской областью выделены денежные средства на реализацию отдельных полномочий по вопросам административного законодательства.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).

Таким образом, мировым судьей, обоснованно пришел к выводу, что убытки Варежкину Д.В. должна возместить казна Владимирской области в лице Департамента административных органов и общественной безопасности, поскольку Варежкин Д.В. был незаконно привлечен к административной ответственности по нормам Закона Владимирской области «Об административных правонарушениях», а не по КоАП РФ.

Поскольку суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а сделанные на их основе выводы являются обоснованными и доказанными, не допустил ошибок в толковании материального закона и нарушений норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного решения не находит.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского р-на г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ г. по иску Варежкина Д.В. к администрации города Владимира, департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, публично-правовому образованию «Владимирская область» в лице департамента административных органов и общественной безопасности Владимирской области о взыскании убытков, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области без удовлетворения.

Определение вступает в силу со дня его вынесения.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200