Д...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
dd/mm/yy. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Владимира к администрации г.Владимира, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, Муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство», третьему лицу отделу ГИБДД УВД по г.Владимиру о признании незаконным бездействия в непринятии мер по ремонту дороги, обязании привести дорогу в соответствие с требованиями закона, ГОСТ,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ... обратился в суд с иском к администрации ..., УЖКХ администрации ..., МБУ «Благоустройство», третьему лицу отделу ГИБДД УВД по ... с учетом уточнений о признании незаконным бездействие администрации ..., УЖКХ администрации ... выразившееся в непринятии мер по ремонту дороги, расположенной по адресу: ..., ... (около домов ######, 4, 5, 7, 16/13); обязании администрацию ..., УЖКХ администрации ..., МБУ «Благоустройство» привести в соответствие с требованиями ст.18 Федерального закона от dd/mm/yy «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 11 Приказа Минтранса РФ от dd/mm/yy ### «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», Распоряжением администрации ... от dd/mm/yy ###Р «Об организации ремонта асфальтобетонных покрытий дорог», п.п. З.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационном} состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильную дорогу ... (около домов ######, 4, 5, 7, 16/13) в срок до dd/mm/yyг.
В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной прокуратурой ... установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, допущенные администрацией .... dd/mm/yyг. старшим госинспектором ОГИБДД УВД по ... ФИО5 в присутствии свидетелей ФИО4 и ФИО3 проведена проверка эксплуатационного содержания дорожного покрытия на всем протяжении ... (около домов ######, ###), по результатам которой составлен акт о выявленных недостатках в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: повреждения дорожного покрытия более предельно допустимых параметров по ГОСТ Р 50597-93, более 300x100x12 (длина х ширина х глубина). В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно ст.1 распоряжения главы ... «О новой редакции положения об администрации ...» от dd/mm/yyг. администрация ... является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования ... полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ... федеральными законами и законами .... Пунктом 11.13 данного распоряжения администрация города в области дорожного строительства и содержания дорог местного значения обеспечивает строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Так же администрация города организует и контролирует работу по строительству муниципальных дорог. В силу постановления главы ... от dd/mm/yy ### создано муниципальное бюджетное учреждение ... «Благоустройство» с ведомственной подчиненностью управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации ..., одной из основных функций которого является организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция закрепленных в установленном порядке объектов внешнего благоустройства (дорог, тротуаров, газонов городских улиц, проездов, мостов, путепроводов, подземных переходов и т.п.), наружного освещения, инженерной инфраструктуры города и других объектов муниципальной собственности и выполнение функции заказчика. Таким образом, в обязанности администрации ..., УЖКХ администрации ..., МБУ ... «Благоустройство» входит соблюдение правил проведения ремонта и содержания дорог местного значения и являются лицами, ответственными за соблюдение правил содержания дорог, в том числе дороги по ... (около домов ######, ###). Несмотря на это, должных мер по содержанию указанной дороги в надлежащем состоянии не принимается. Ненадлежащее содержание дорог по указанной улице ... органами местного самоуправления создает угрозу безопасности дорожного движения, тем самым, нарушая права и законные интересы участников дорожного движения, являющихся жителями ..., а также других лиц, временно пребывающих на его территории. Никаких мер по обеспечению безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества указанной выше улицы администрация ... не принимает. Просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО2 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель администрации ... и УЖКХ администрации ... ФИО7 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что согласно ст. 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст.18 закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. В соответствии со ст.13 ФЗ от dd/mm/yy № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ст.14 закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно ст. 34 закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Финансирование дорожного хозяйства может осуществляться также за счет межбюджетных трансфертов местным бюджетам из федерального бюджета (ст. 132.1 БК РФ) или бюджета субъекта РФ (ст. 135 - 139.1 БК РФ). В этой связи УЖКХ администрации ... был заключен муниципальный контракт ### от dd/mm/yyг. на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт дорог в ... в 2009г. ПИ «Владимиравтодорпроект» разработан проект капитального ремонта указанных дорог. Приказом Минтранса России от dd/mm/yyг. ### утверждена "Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них". Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Вид, сроки и состав дорожных работ по каждому участку автомобильной дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании ведомостей дефектов, диагностики, инженерных изысканий, проектной документации и других документов. Планирование дорожной деятельности должно осуществляться на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. При планировании дорожной деятельности используются два вида планов : перспективные и текущие. Ведущую роль в планировании играют перспективные планы, рассчитанные на несколько лет и определяющие направления в решении задач по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети. Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации. Согласно ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Согласно ч.2. ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МБУ «Благоустройство» ФИО9 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что МБУ «Благоустройство» не согласно с предъявленными требованиями, поскольку считает, что администрация ... предприняла все зависящие меры по текущему ремонту и содержанию муниципальных дорог. Часть 2 статьи 12 Федерального закона от dd/mm/yy N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", на которую ссылается истец, возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В обоснованиях требований приведена формулировка основополагающих принципов Закона - обеспечение безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Однако, в Законе имеется еще такой принцип как приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. При этом безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абз. 3 ст. 2 Закона). Таким образом, безопасность дорожного движения является одной из качественных характеристик процесса дорожного движения. Она является составной частью данного процесса на всех его стадиях. В Законе также используется понятие «проведение государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения». Действенность исполнения требований Закона во многом зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения. Об этом говорится в главе 5 Закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения дорожного движения» на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложено осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Координация не осуществлена должным образом, поскольку ГИБДД определяет недостатки дорожного покрытия в отсутствие органа исполнительной власти в нарушение нормативных актов. Не согласовывает ремонт обнаруженных нарушений данного дорожного покрытия с программой текущего и капитального ремонта муниципальных дорог. В соответствии с Федеральным законом среди других к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона). Учреждение создано в целях надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости для осуществления управленческих функций. На городской территории Учреждение выполняет функции заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства и санитарной очистки города, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры ..., капитальному строительству реконструкции объектов внешнего благоустройства, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры .... Согласно ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Следовательно, финансирование любого вопроса местного значения осуществляется на основе использования финансовых норм и нормативов, в соответствии с которыми определяются расходные обязательства муниципального образования и закрепляются соответствующие доходные источники. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОГИБДД УВД по ... надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что dd/mm/yyг. старшим госинспектором ОГИБДД УВД по ... ФИО5 в присутствии свидетелей ФИО4 и ФИО3, проведена проверка эксплуатационного содержания дорожного покрытия на всем протяжении ... (около домов ######, 4, 5, 7, 16/13), по результатам которой составлен акт о выявленных недостатках в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: повреждения дорожного покрытия более предельно допустимых параметров по ГОСТ Р 50597-93, более 300x100x12 (длина х ширина х глубина).
В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от dd/mm/yyг. ###ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от dd/mm/yy N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что администрацией ..., УЖКХ, в пределах своих полномочий, определяемых законодательством, регулирующим данные правоотношения, принимаются меры по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Из пояснений представителя ответчиков администрации ... и УЖКХ администрации ... ФИО7 следует, что УЖКХ администрации ... был заключен муниципальный контракт ### от dd/mm/yyг. на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт дорог в ... в 2009г. ПИ «Владимиравтодорпроект» разработан проект капитального ремонта указанных дорог. В 2010г. объявлены торги, проведен открытый аукцион, определен подрядчик работ, в ближайшее время будет заключен муниципальный контракт.
Согласно ст. 53 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от dd/mm/yyг. ###ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст.18 Федерального Закона ###ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст.13 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» от dd/mm/yy ###ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст.14 Федерального Закона ###ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ст.34 Федерального Закона ###ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Финансирование дорожного хозяйства может осуществляться также за счет межбюджетных трансфертов местным бюджетам из федерального бюджета (ст. 132.1 Бюджетного кодекса РФ) или бюджета субъекта Российской Федерации (ст.ст. 135 - 139.1 Бюджетного кодекса РФ).
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией ... и УЖКХ администрации ... предпринимались и предпринимаются меры по приведению автомобильной дороги по ... (около домов ###) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Таким образом, судом не установлено бездействие администрации ... и УЖКХ администрации ... по обеспечению содержания дороги по ... (около домов ###), в связи с чем, отсутствуют основания для обязания ответчиков произвести в соответствие с требования закона и ГОСТ указанную дорогу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора города Владимира о признании
незаконным бездействие администрации г.Владимира, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, выразившиеся в непринятии мер по ремонту дороги, расположенной по адресу : ..., ... (около домов ### обязании администрации ..., Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ..., Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» привести в соответствие с требованиями ст.18 Федерального закона от dd/mm/yyг. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 11 Приказа Минтранса РФ от dd/mm/yyг. ### «Об утверждении Классификации работ по капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», Распоряжением администрации ... от dd/mm/yyг. ###Р «Об организации ремонта асфальтовых покрытий дорог», п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дороги по ... (около домов ###### отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.
Председательствующий судья А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yyг.
Председательствующий судья А.В.Горячева