о признании незаконными действий администрации г. Владимира



Дело № 2- 2893/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2010 год г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н.Мысягиной

при секретаре А.Ю. Фокееве

с участием прокурора А.Б. Аликовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Владимира в интересах пенсионера... Швец Г.Н. о признании незаконным действий администрации г. Владимира,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Владимира обратился в суд с заявлением в интересах пенсионера... Швец Г.Н. о признании незаконными действия администрации г. Владимира в части отказа в удовлетворении протеста прокурора г. Владимира от dd/mm/yyг. ###, возложении обязанности на администрацию г. Владимира привести пункт 3.2.5 Постановления главы г. Владимира от dd/mm/yyг. ### в части основания отказа Швец Г.Н. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствие с действующим законодательством путем внесения изменений, а именно: Швец Г.Н., ..., проживающей в квартире ###, общей площадью ### кв.м., в доме ###» по ..., в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право Швец Г.Н. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что постановлением главы города Владимира от dd/mm/yy ### отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Швец Г.Н.

Из пункта 3.2.5 постановления следует, что Швец Г.Н., малолетнему узнику фашизма, проживающей в квартире ###, общей площадью ### кв.м., в доме ###»б» по ... в ..., в соответствии со с п.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся, так как данная категория граждан не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В связи с тем, что указанная формулировка в части основания отказа администрации города Владимира о признании Швец Г.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконной прокуратурой г. Владимира dd/mm/yy принесен протест на указанный пункт с требованиям об изменения пункта в части основания отказа Швец Г.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако в удовлетворении протеста администрацией г. Владимира отказано, что подтверждается ответом администрации города Владимира от dd/mm/yy ###.

По утверждению прокурора, указанные действия администрации города Владимира являются незаконными по следующим основаниям.

Швец Г.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа Президента РФ, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

...

...

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации было упразднено, и на его базе, а также на базе упраздненных Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Министерство было наделено полномочиями в области социальной защиты населения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено Разъяснение, письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 признано утратившим силу. Таким образом, Разъяснение Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждено в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснений «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и х союзниками в перил второй мировой войны», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 07.07.1999 № 20, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь ввиду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Поскольку с выходом Федерального Закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно ст.ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

01.01.2005 г. вступил в силу Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 8 указанного Закона установлено, что, проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона о 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе участников Великой Отечественной войны.

Изложенное свидетельствует о том, что Швец Г.Н., как несовершеннолетняя узница фашизма имеет право на получение всех льгот и гарантий, предусмотренных действующим федеральным законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания принятия граждан на учет нуждающихся определены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях: 1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и
обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности

Таким образом, отказ в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Жилищным кодексом РФ не ставится в зависимость от отнесения граждан к той или иной категории.

В связи с этим, пункт 3.2.5 Постановления главы города Владимира от dd/mm/yy ### в части основание отказа Швец Г.Н. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствует требованиям законодательства.

Вместе с тем установлено, что Швец Г.Н. проживает в квартире ### в доме ###б по ... ..., общей площадью ### кв.м. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства два человека, таким образом, на каждого человека приходится более ### кв.м.

Согласно решению Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы в г. Владимире равен 12 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Швец Г.Н. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

На основании изложенного, просит удовлетворить заявленные требования в полном обьеме.

Швец Г.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель администрации г. Владимира в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Из отзыва на заявленные прокурором требования от dd/mm/yyг. следует, что новая редакция подпункта 3.2.5 п.3.2 постановления главы г.Владимира от dd/mm/yyг. ###, предложенная прокурором г. Владимира, не затрагивает и не изменяет права Швец Г.Н., а также не порождает других юридических последствий для участников процесса. Просит отказать в прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном обьеме.

Исследовав материалы дела, выслушав обяьснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субьектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческого и некоммерческих организаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В соответствии с п.3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» определяющей полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

На основании п.1 ст. 23 Федерального закона « О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе, в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В ходе судебного заседания установлено, что постановлением главы города Владимира от dd/mm/yy ### отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Швец Г.Н.

Из пункта 3.2.5 постановления следует, что Швец Г.Н., ..., проживающей в квартире ###, общей площадью 41, 3 кв.м., в доме ###»б» по ... в ..., на основании п.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как данная категория граждан не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Считая формулировку, в части основания отказа администрацией города Владимира о признании Швец Г.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконной, прокуратурой г. Владимира dd/mm/yy был принесен протест на указанный пункт с требованиям его изменить в части основания отказа Швец Г.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении протеста прокурору г. Владимира отказано, что подтверждается ответом администрации города Владимира от dd/mm/yy ###.

Суд считает, что заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что Швец Г.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидам и вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа Президента РФ, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

...

Во исполнение названного Указа Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было издано письмо от 01.09.1993 N 1-2479-18 «Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 1994 г. N 482).

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации было упразднено, и на его базе, а также на базе упраздненных Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy г. N 480, Министерство было наделено полномочиями в области социальной защиты населения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 утверждено Разъяснение, письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18 признано утратившим силу. Таким образом, Разъяснение Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждено в пределах предоставленных ему полномочий.

...

Поскольку с выходом Федерального Закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно ст.ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

01.01.2005 г. вступил в силу Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

...

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона о 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе участников Великой Отечественной войны.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Швец Г.Н., как несовершеннолетняя узница фашизма имеет право на получение всех льгот и гарантий, предусмотренных действующим федеральным законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания принятия граждан на учет нуждающихся определены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях: 1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и
обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности

Таким образом, отказ в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Жилищным кодексом РФ не ставится в зависимость от отнесения граждан к той или иной категории.

В связи с этим, пункт 3.2.5 Постановления главы города Владимира от dd/mm/yy ### в части основание отказа Швец Г.Н. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствует требованиям законодательства.

В ходе судебного заседания установлено, что Швец Г.Н. проживает в квартире ### в доме ###б по ... ..., общей площадью ### кв.м. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства два человека, таким образом, на каждого человека приходится более 20,5 кв.м.

Согласно решению Владимирского городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy ### «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы в г. Владимире равен 12 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Следовательно, Швец Г.Н. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования в полном обьеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявленные прокурором города Владимира в интересах пенсионерки, ... Швец Г.Н. удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации г. Владимира в части отказа в удовлетворении протеста прокурора ... от dd/mm/yyг. ###.

Обязать администрацию города Владимира привести пункт 3.2.5 Постановления главы города Владимира от dd/mm/yyг. ### в части основания отказа Швец Г.Н. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствие с действующим законодательством путем внесения изменений, а именно : Швец Г.Н., малолетнему узнику, проживающей в квартире ###, общей площадью ### кв.м. в доме ### «б» по ..., в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право Швец Г.Н. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Н.Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено dd/mm/yyг.

Стороны вправе ознакомиться с решением суда dd/mm/yyг.

Судья И.Н.Мысягина

...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200