об обжаловании решений и действий органов местного самоуправления



Дело № 2- 2913/ 2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2010 год г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н.Мысягиной

при секретаре А.Н. Терентьевой

с участием заявителя Новожиловa Н.А.

представителя заявителя Е.А. Баженовой

представителя администрации г. Владимира по доверенности от dd/mm/yyг. Д.С. Гуржос

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новожиловa Н.А. об обжаловании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия,

у с т а н о в и л :

Новожиловa Н.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия.

Просит признать незаконным отказы администрации города Владимира согласовать проведение пикета dd/mm/yyг. в защиту статьи 31 Конституции РФ на Соборной площади и Театральной площади в г. Владимире, изложенные в письменных ответах администрации г. Владимира от dd/mm/yyг. за ### и от dd/mm/yyг. за № ###.

В обоснование заявленных требований указала, что публичные мероприятия в форме серий гражданских акций протеста в защиту статьи 31 Конституции РФ о свободе собраний проводятся в России с dd/mm/yy года каждое 31 число месяца, если такое число в месяце присутствует.

Начиная с dd/mm/yyг. она организовала «Акцию 31» в форме пикета в г. Владимире на Соборной площади - традиционном месте проведения протестных публичных мероприятий жителей города в течение многих десятилетий. Во время пикета жителям г. Владимира вручаются листовки, в которых сообщается о том, что в следующее 31-число месяца в тот же время и в том же месте состоится очередная «Акция 31».

dd/mm/yyг. она, руководствуясь требованиями Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направила в администрацию г. Владимира уведомление о намерении провести dd/mm/yyг. на Соборной площади в г. Владимире с 18.00 ч до 19.00 ч публичное мероприятие под названием «31 статья Конституции РФ» в форме пикета, цель которого - информирование граждан об их конституционных правах и выражение солидарности с теми гражданами РФ, чьи законные права на проведение публичных акций, декларируемых статьей 31 Конституции РФ, были нарушены.

К уведомлению было приложено обращение к главе администрации г. Владимира А.П. Рыбакову, в котором указано: «Мне известно, что 28-31 июля в г. Владимире проводятся торжества по случаю Дня города. Возможно, это обстоятельство послужит для Вас основанием для предложения перенести мне пикет с Соборной площади в другое место. Информирую Вас, что в раздаваемых на предыдущих пикетах листовках указывались место проведения - ... и время –18 часов. В случае смены места нашей акции граждане не смогут найти пикет и присоединиться к нему».

dd/mm/yyг. она получила ответ от администрации г. Владимира, в котором выражалось несогласие с проведением пикета на Соборной площади в связи с тем, что там запланировано проведение «Дня города», и было предложено изменить место и время публичного мероприятия.

В тот же день, 20 июля, она обратилась в администрацию г. Владимира с дополнением к первоначальному уведомлению, изменив место пикетирования на ....

dd/mm/yyг. администрация г. Владимира отказалась согласовывать и это место под тем же предлогом – празднование «Дня города». Было предложено провести публичное мероприятие на площади Ленина в г. Владимире.

dd/mm/yyг. она направила в адрес администрации г. Владимира сообщение о своем несогласии устраивать данное публичное мероприятие на площади Ленина в г. Владимире.

По утверждению заявителя, администрация г. Владимира сорвала проведение публичного мероприятия (группового пикета), тем самым создала препятствия к осуществлению гражданских прав на проведение публичных мероприятий.

В нарушение п.1 ст. 12 Федерального Закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» администрация г. Владимира предложила изменить место проведения публичного мероприятия только на седьмой день, со дня получения уведомления.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

... и ... в г. Владимире не относятся к местам, в которых проведение публичного мероприятия создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иную угрозу безопасности его участников, или в которых публичные мероприятия запрещаются согласно перечню в п.2 ст. 8 Федерального Закона РФ от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования». ... и ... в г. Владимире позволяют обеспечить безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, поскольку пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Мирный пикет на Соборной или на Театральной площадях, или в любом другом месте г. Владимира даже в случае, если там проводятся концерты, не может создать опасность для граждан или нарушить правопорядок.

Администрация г. Владимира отказалась согласовать место проведения пикета на Соборной площади, а затем на Театральной площади, при этом ничем не мотивировала причину отказа. Кроме того, администрация г. Владимира не дала мотивированное обоснование предложению перенести пикет на площадь Ленина в г. Владимире. Пикет в защиту конституционных прав и свобод с участием нескольких десятков человек не представляет никакой угрозы ни национальной безопасности, ни общественному порядку, он не может вызвать беспорядок и преступления, либо нанести вред здоровью, нравственности или интересам защиты прав и свобод других лиц.

Действия администрации г. Владимира, отказавшей согласовать время и место проведения публичного мероприятия, в результате которых акция фактически была сорвана, не соответствуют ч.2 ст. 11, ч.4 ст.15, ст.31 Конституции РФ, ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой с 1998г. является Российская Федерация, а также ст.ст.1, 8, под.2 пп.1 ст. 12 Федерального Закона РФ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования».

Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации г. Владимира Гуржос Д.С. с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.

В обоснование своих возражений суду указал, что постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yyг. ### «О подготовке и проведении праздничных мероприятий Дня- города-2010 «Владимир именем святым храним!» были утверждены: план подготовки и проведения Дня города; план основных праздничных мероприятий, посвященных Дню города и план локальных праздничных мероприятий.

Указанное постановление было опубликовано в газете «Перископ» от dd/mm/yyг. ### и вступило в силу с момента его официального опубликования. Данное постановление главы города Владимира от dd/mm/yyг. ### было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления «город Владимир». Следовательно, жители города Владимира были надлежащим образом уведомлены о предстоящих праздничных мероприятиях.

dd/mm/yyг. и dd/mm/yyг. Новожиловa Н.А. направила в администрацию г. Владимира уведомления о намерении провести dd/mm/yyг. на Соборной площади г. Владимира и Театральной площади г. Владимира с 18. 00 ч. до 19.00 ч. публичное мероприятие в форме пикета.

В уведомлениях администрации г. Владимира от dd/mm/yyг. ### и от dd/mm/yyг. ### указаны обоснованные предложения об изменении места проведения публичного мероприятия в связи с проведением Дня города.

Органы местного самоуправления на основании пп.2п.1 ст. 12 Федерального закона РФ от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вправе, но не обязаны предложить другое место проведения публичного мероприятия. Право выбора места проведения пикета сохраняется за его организатором. Считает, что права организатора пикета и его участников со стороны органов местного самоуправления не нарушены. Обязанность, связанная с направлением предложения организатору публичного мероприятия изменить место его проведения, администрацией г. Владимира была выполнена в полном объеме. Новожиловa Н.А. отказалась от проведения публичного мероприятия, что подтверждается уведомлением от dd/mm/yyг.

Поскольку оспариваемое заявителем действие органов местного самоуправления совершено в соответствии с законом в пределах своих полномочий и не нарушает права и свободы гражданина, просит отказать Новожиловa Н.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых : нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод ; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального Закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 5 Федерального Закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право: проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения здания и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального Закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться не позднее трех дней до дня его проведения.

Постановлением главы города Владимира от dd/mm/yyг. ### «О подготовке и проведении праздничных мероприятий Дня города-2010 «Владимир именем святым храним!» были утверждены: план подготовки и проведения Дня города; план основных праздничных мероприятий, посвященных Дню города и план локальных праздничных мероприятий.

Указанное постановление было опубликовано в газете «Перископ» от dd/mm/yyг. ### и вступило в силу с момента его официального опубликования. Кроме того, постановление главы города Владимира от dd/mm/yyг. ### было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления «город Владимир».

В ходе судебного заседания установлено, что dd/mm/yyг. Новожиловa Н.А. направила в администрацию г. Владимира уведомление о намерении провести dd/mm/yyг. на Соборной площади г. Владимира с 18. 00 ч до 19.00 ч публичное мероприятие в форме пикета под названием «31 статья Конституции РФ».

Из текста данного уведомления следует, что публичное мероприятие проводится по инициативе Новожиловa Н.А. Цель мероприятия: информирование граждан об их конституционных правах и выражение солидарности с теми гражданами РФ, чьи законные права на проведение публичных акций, декларируемых статьей 31 Конституции РФ, были нарушены. Предполагаемое количество участников – около 50 человек. Технические звукоусиливающие средства использоваться не будут. Обеспечение безопасности, порядка и медицинская помощь участникам пикета будут производиться силами организатора мероприятия. Во время проведения пикета планировалось распространение листовок и брошюр, демонстрация плакатов, транспарантов, значков, предметов, иллюстрирующих ст.31 Конституции и ситуацию в стране, сбор добровольных пожертвований на поддержку последующих акций, а также просветительные беседы с гражданами.

В тот же день Новожиловa Н.А. обратилась на имя главы администрации г. Владимира с заявлением, в котором изложила свои доводы о необходимости проведения указанного публичного мероприятия dd/mm/yy г. на Соборной площади в г. Владимире с 18.00 ч.

Из текста данного заявления следует, что Новожиловa Н.А. было известно о том, что 28-dd/mm/yyг. в г. Владимире будут проводиться торжества по случаю Дня города.

В соответствии с под. 2 п. 1 ст. 12 Федерального Закона РФ от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В ходе судебного заседания установлено, что, рассмотрев вышеуказанное уведомление о проведении пикета, Первый заместитель главы города Владимира Гарёв В.А., на основании под.2 п.1 ст. 12 Федерального Закона РФ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направил dd/mm/yyг. за ### в адрес организатора проведения публичного мероприятия обоснованное мотивированное предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.

В качестве оснований указал, что dd/mm/yyг. с 11.00 ч. до 23.00 ч. на Соборной площади города запланировано проведение ежегодного общегородского праздника «День- города-201», посвященного 1020-летию со дня основания города. В соответствии со сценарием праздника основные его мероприятия будут проведены на Соборной площади. Сценарий праздника был разработан заранее и утвержден главой города. С учетом изложенного, администрация г. Владимира не вправе согласовать место и время проведения заявленного Новожилой Н.А. публичного мероприятия. Организатору пикета предложено рассмотреть возможность изменения места и времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального Закона РФ от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В ходе судебного заседания установлено, что dd/mm/yy0г. Новожиловa Н.А. вновь направила в адрес главы администрации г. Владимира уведомление о проведении dd/mm/yyг. пикета, указав место его проведения на Театральной площади в г. Владимире в 18.00 ч. При этом, цели и организационные обстоятельства пикета остались неизменными, согласно уведомлению от dd/mm/yyг.

Первый заместитель главы города Владимира Гарёв В.А. обоснованно предложил организатору публичного мероприятия изменить место проведения пикета, указав, что dd/mm/yy г. в соответствии со сценарием с 11.00 ч. до 23.00 ч. на центральных улицах города, в том числе на Соборной площади, Театральной площади, площади перед Торговыми рядами запланировано проведение праздничных мероприятий, посвященных ежегодному общегородскому празднику «День города- 2010». Сценарий праздника разработан заранее и утвержден главой города. Организатору пикета предложено рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия (пикетирования) dd/mm/yy г. на территории площади Ленина в г. Владимире.

Указанное мотивированное предложение об изменении места проведения пикета от dd/mm/yyг. ### было направлено в адрес Новожиловa Н.А., факт получения которого заявителем не оспаривался.

В связи с тем, что ответного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия от Новожиловa Н.А. в администрацию города Владимира не поступило, на основании пункта 5 ст. 5 Федерального закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их предложению места проведения публичного мероприятия.

Допрошенные в ходе судебного заседания в качестве свидетелей ФИО8, ФИО7 сообщили о том, что dd/mm/yyг. в 18.00 ч. на Соборной площади в г. Владимире не было проведено публичное мероприятие в форме пикета «31 статья Конституции РФ».

С учетом того, что публичное мероприятие в форме пикета совпадало по месту, времени, но было противоположно по направленности и целям другого массового мероприятия- Дня города-2010 «Владимир именем святым храним!», проведение которого было определено ранее, в целях обеспечения безопасности участников пикета, а также граждан пришедших на праздничные мероприятия, предложения Первого заместителя главы города Владимира Гарёва В.А. об изменении места проведения публичного мероприятия dd/mm/yyг. являются обоснованными, а предложенное место проведения публичного мероприятия адекватно его социально-политическому значению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении уведомлений организатора вышеуказанного публичного мероприятия, Первый заместитель главы города Владимира Гарёв В.А. действовал в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с этим, требования заявителя о признании незаконным отказа администрации города Владимира согласовать проведение пикета dd/mm/yy г. в защиту статьи 31 Конституции РФ на Соборной площади и Театральной площади в г. Владимире, изложенного в письменных ответах администрации г. Владимира от dd/mm/yyг. за ### и от dd/mm/yyг. за ###, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать Новожиловa Н.А. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа администрации города Владимира согласовать проведение пикета dd/mm/yyг. в защиту статьи 31 Конституции РФ на Соборной площади и Театральной площади в г. Владимире, изложенного в письменных ответах администрации города Владимира от dd/mm/yyг. за ### и от dd/mm/yy г. за ###.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Н. Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено dd/mm/yyг.

Стороны вправе ознакомиться с решением суда dd/mm/yyг.

Судья И.Н. Мысягина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200