об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2 – 2876/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Гаранин Н.А. к администрации г. Владимира, Управлению жилищно–коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» и главе города Владимира о признании бездействия незаконным и понуждении привести дорогу в соответствие с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Гаранин Н.А. обратился с уточненным заявлением к администрации г. Владимира, Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации г. Владимира (далее УЖКХ), Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» и главе города Владимира, в котором просит признать незаконным бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в непринятии мер по ремонту дорог на улицах Левино поле, Сущевская, Сущевский проезд и Левинский проезд г. Владимира и обязать в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу привести дорожное полотно на этих улицах в соответствии с требованиями ГОСТа.

В судебном заседании Гаранин Н.А. поддержал свое заявление в полном объеме, указав, что не имеет возможности, соблюдая требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения, подъехать на легковом автомобиле в своему дому. Поэтому сначала необходимо устранить ямы на дорогах, а потом уже проводить их капитальный ремонт.

Представитель администрации г. Владимира в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве иск не признал, пояснил, что в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Владимира от 29.06.2005 г. № 231 «Об Уставе муниципального образования г. Владимир» структура администрации города Владимира утверждается Советом народных депутатов по представлению главы города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения. Порядок деятельности администрации и ее структурных подразделений устанавливается положениями об администрации и ее структурных подразделениях. Решением Совета народных депутатов № 276 от 25.12.2002 г. утверждена структура администрации г. Владимира. Распоряжением главы города Владимира от 23.01.2007г. № 39-р утверждено Положение об администрации г. Владимира, которое определяет статус и компетенцию входящих в эту систему органов, их полномочия, ответственность, принципы деятельности. Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправлении обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений. Решением Совета народных депутатов от 18.11.2009 г. № 234 создано Муниципальное бюджетное учреждение г. Владимира «Благоустройство» (далее МБУ «Благоустройство»). В соответствии с постановлением главы г. Владимира от 15.12.2009 г. № 4005 определена основная цель создания данного учреждения. В связи с созданием МБУ г. Владимира «Благоустройство» распоряжением главы г. Владимира от 02.03.2010 г. № 132-р внесены изменения в Положение об Управлении ЖКХ в части исключения функций заказчика по содержанию и ремонту объектов благоустройства, организации содержания и ремонта объектов благоустройства. Постановлением главы г. Владимира от 04.03.2010 г. № 666 «О закреплении объектов внешнего благоустройства на праве оперативного управления за МБУ «Благоустройство» объекты внешнего благоустройства, в том числе и дороги, закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Благоустройство». Решением Совета народных депутатов от 24.03.2010 г. № 56 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2009 г. № 269 «О бюджете города на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» внесены изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города на 2010 год. Получателем денежных средств, предусмотренных в бюджете города на благоустройство, в том числе на ремонт дорог, определено МБУ «Благоустройство». Таким образом, МБУ «Благоустройство» переданы функции организации содержания, текущего и капитального ремонта дорог и также функции заказчика по ремонту и содержанию дорог. В целях приведения автомобильных дорог в надлежащее состояние на основании результатов проведенных конкурсов и открытых аукционов ежегодно заключаются муниципальные контракты. В 2009 году выполнено работ по капитальному и текущему ремонту дорог по муниципальным контрактам на сумму 113 769 944 рублей. Работы по ремонту дорог выполнялись в 2007 году на сумму 405 609 105 рублей, в 2008 году - на сумму 261 511 999 рублей. В целях приведения автомобильных дорог в надлежащее состояние на основании результатов проведенных конкурсов и открытых аукционов ежегодно заключаются муниципальные контракты. В 2008 году выполнялся капитальный ремонт ... г. Владимира – 4 342 кв.м. Кроме того, был размещен муниципальный заказ путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в городе Владимире в 2010 году, в том числе улиц Левино Поле, Левинский проезд, Сущевский проезд. 22 июля 2010 года подведены итоги. В соответствии с протоколами подведения итогов победителями признаны ООО «ОдсК», ООО «ДСУ им. Доброхотова». По результатам открытых аукционов заключен муниципальный контракт ### от dd/mm/yy г. с ООО «ДСУ им. Доброхотова» на выполнение работ по капитальному ремонту Сущевского проезда; муниципальный контракт №105 от 10.08.2010 г. с ООО «ОдсК» на выполнение капитального ремонта ул. Левино поле и Левинского проезда. Срок выполнения работ – 1 сентября 2010 года. Таким образом, МБУ «Благоустройство» ведется постоянная и планомерная работа по ремонту дорог в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели. На основании изложенного отсутствуют основания для признания бездействия ответчиков незаконным. Кроме того, заявителем не представлено в суд ни одного доказательства, свидетельствующего о ненадлежащем состоянии дороги и необходимости проведения ремонтных работ.

Представитель УЖКХ администрации г. Владимира в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве считает заявление необоснованным по тем же основаниям, что и представитель администрации г. Владимира. Полагает, что УЖКХ администрации г. Владимира является ненадлежащим участником процесса.

Представитель МБУ «Благоустройство» и глава администрации г. Владимира в суд не явились по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав заявителя, изучив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 254 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемого в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005г. № 231, к вопросам местного значения городского округа Владимир относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и областного значения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения относится к полномочиям администрации г. Владимира (п. 5 ч. 1 ст. 37).

Управление ЖКХ является структурным подразделением администрации г. Владимира. Распоряжением главы города от 16.01.2009 г. № 29-р утверждена новая редакция Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира, в соответствии с которым Управление является самостоятельным отраслевым структурным подразделением администрации города, обладает ее полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является юридическим лицом и действует в целях формирования и реализации планов развития городского жилищно-коммунального хозяйства, единой технической политики в отрасли ЖКХ и благоустройства, оказания поддержки в создании новых структур отрасли, внедрения комплексных перспективных программ обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами в соответствии с решениями Совета народных депутатов г. Владимира и администрации г. Владимира (п. 2.1.). В области содержания и ремонта объектов дорожного хозяйства организует и контролирует ремонт и содержание объектов дорожного хозяйства, являющихся объектами муниципальной собственности (п. 3.12).

Согласно п. 3.12 Положения в новой редакции на УЖКХ администрации г. Владимира возложены функции в области дорожного хозяйства. В соответствии с п. 5.1. Положения в функциональном подчинении и оперативном управлении этого учреждения находятся муниципальные унитарные и казенные предприятия.

Решением Совета народных депутатов от 18.11.2009 г. № 234 и постановлением главы г.Владимира от 15.12.2009 г. № 4005 создано МБУ г. Владимира «Благоустройство», которое 24.12.2009 г. внесено в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Постановлением главы г. Владимира от 15.12.2009 г. № 4005 определена основная цель создания данного учреждения: надлежащее и эффективное использование объектов внешнего благоустройства. Основными функциями учреждения является: организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция закрепленных в установленном порядке объектов внешнего благоустройства (дорог, тротуаров и т.д.); выполнение функций заказчика. В соответствии с Уставом МБУ г. Владимира «Благоустройство» учреждение на городской территории выполняет функции заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства; организует проведение подрядных торгов на работы по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, финансируемых за счет средств городского бюджета; заключает контракты на работы по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства.

Постановлением главы г. Владимира от 4 марта 2010 года № 666 из состава муниципальной казны г. Владимира исключены объекты внешнего благоустройства, в том числе и дороги. Дано указание в срок до 1 мая 2010 года объекты внешнего благоустройства закрепить на праве оперативного управления за МБУ г. Владимира «Благоустройство». В связи с созданием этого учреждения распоряжением главы г. Владимира от 02.03.2010 г. № 132-р внесены изменения в Положение об Управлении ЖКХ в части исключения функций заказчика по содержанию и ремонту объектов благоустройства, организации содержания и ремонта объектов благоустройства.

К полномочиям администрации г. Владимира как самостоятельного исполнительно-распорядительного органа относится разработка проекта бюджета и исполнение бюджета муниципального образования г. Владимир (п. 1 ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов 29 июня 2005 года № 231). Пунктом 6 ст. 32 этого Устава предусмотрено, что глава города вносит лишь проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Совета народных депутатов г. Владимира.

Анализ приведенных правовых актов свидетельствует о том, что администрация г.Владимира, УЖКХ администрации г. Владимира и МБУ г. Владимира «Благоустройство» должны обеспечивать содержание автомобильных дорог общего пользования на территории г.Владимира.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления, представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно абз. 4 п. 1 данного постановления к бездействиям относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По смыслу ст. 12 ГК РФ, предусматривающей способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав может осуществляться не любым, а только предусмотренным законом способом. Следовательно, данную норму необходимо применять в совокупности с положениями федеральных законов, регулирующих спорные правоотношения.

На основании ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, которые являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В то же время, при планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети.

На основании ч. 2. ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Из изложенного следует, что в данном случае предметом доказывания и рассмотрения по существу изначально является установление наличия факта бездействия органов местного самоуправления по решению данного вопроса и, как следствие, в случае установления такого обстоятельства, нарушения прав и интересов заявителя и их восстановление.

Из письменных отзывов заинтересованных лиц следует, что работы по ремонту дорог выполнялись в 2007 году на сумму 405 609 105 рублей, в 2008 году на сумму 261 511 999 рублей. В 2009 году выполнено работ по капитальному и текущему ремонту дорог по муниципальным контрактам на сумму 113 769 944 рублей.

В целях приведения автомобильных дорог в надлежащее состояние Управлением ЖКХ г.Владимира в период 2007 - 2009 годов заключен ряд муниципальных контрактов.

Судом также установлено, что администрацией г. Владимира, УЖКХ в пределах своих полномочий, определяемых законодательством, регулирующим данные правоотношения, принимаются меры по приведению автомобильных дорог по улицам Сущевская, Левино поле, Сущевский проезд, Левинский проезд г. Владимира в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, а именно в рамках их выполнения в 2007 и 2008 годах проводился комплекс работ по текущему ремонту ул. Сущевская г. Владимира.

Данное обстоятельство подтверждается отчетами о выполнении планов капитального и текущего ремонта дорог в 2007 и 2008 годах.

Был размещен муниципальный заказ путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в городе Владимире в 2010 году, в том числе указанных улиц. 22 июля 2010 года подведены итоги. В соответствии с протоколами подведения итогов победителями признаны ООО «ОдсК», ООО «ДСУ им. Доброхотова». По результатам открытых аукционов заключен муниципальный контракт № 103 от 9.08.2010 г. с ООО «ДСУ им. Доброхотова» на выполнение работ по капитальному ремонту Сущевского проезда? муниципальный контракт № 105 от 10.08.2010 г. с ООО «ОдсК» на выполнение капитального ремонта ул. Левино поле и Левинского проезда. Срок выполнения работ – 1 сентября 2010 года.

С учетом изложенного, суд считает, что ответчиками ведется работа по проведению дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Заявителем не представлено каких – либо доказательств, свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна на улицах Левино поле, Сущевская, Сущевский проезд и Левинский проезд г. Владимира.

Фотографии, приложенные к заявлению, не отвечают критериям об относимости и допустимости доказательств (ст.ст. 59 и 60 ГПК РФ), так как они обезличены и не подтверждают с полной убедительностью достоверность отраженной в них информации.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше требований законодательства, оснований для удовлетворения заявления Гаранин Н.А. о признании бездействия незаконным и понуждении администрации г. Владимира, УЖКХ, МБУ г. Владимира «Благоустройство» и главы администрации г. Владимира привести в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги по улицам Сущевской, Левиной поле, Сущевский проезд, Левинский проезд г. Владимира не имеется, поскольку ими выполняются предусмотренные действующим законодательством меры по содержанию и ремонту дорог в пределах выделяемых на эти цели средств.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Гаранин Н.А. в удовлетворении заявления к администрации г. Владимира, Управлению жилищно–коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» и главе города Владимира о признании бездействия незаконным и понуждении привести дорогу в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде dd/mm/yy года.

Судья И.В. Гвоздилина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200