...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
dd/mm/yy года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.
при секретаре Мясниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Лебедевой Ольги Анатольевны, представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетней Лебедевой Алины Александровны, к Финансовому управлению администрации г. Владимира о возмещении убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедева О.А., представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетней Лебедевой А.А., обратилась в суд с исковым заявлением к Финансовому управлению администрации г. Владимира и третьим лицам администрации г. Владимира и Департаменту по молодежной политике администрации Владимирской области о возмещении убытков и взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указала, что она и дочь являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на dd/mm/yy годы. dd/mm/yy года им было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья серии МС ### на сумму 193 292 рубля из расчета 25,3 кв.м при стоимости одного квадратного метра жилья 19 100 рублей.
При расчете субсидии со стороны должностных лиц администрации г. Владимира допущено нарушение действующего законодательства, а именно неправомерно учтена имеющаяся у них в собственности жилая площадь в размере 16,7 кв.м.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 (далее Правила), учет уже имеющейся у молодой семьи жилой площади, принадлежащей членам семьи на праве собственности, при определении размера общей площади не производится. Следовательно, должностными лицами администрации г. Владимира неправомерно уменьшен размер субсидии на 127 588 рублей. Считает, что указанная сумма подлежит взысканию в их пользу с надлежащего ответчика, поскольку неправомерными действиями должностных лиц администрации г. Владимира их семье причинены убытки в данной сумме. Также просит взыскать возврат госпошлины в размере 3752 рубля, расходы по оформлению доверенности стоимостью 600 рублей и за участие представителя 5000 рублей.
Истец, действующий от своего имени и от имени несовершеннолетней Лебедевой А.А., в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Лебедевой О.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении, пояснив, что Лебедева О.А. узнала о занижении размера субсидии из решений судов по другим гражданским делам. Считает это обстоятельство исключительным и уважительным при пропуске срока исковой давности.
Представитель Финансового управления администрации г. Владимира Догадов А.А. исковые требования не признал, указав, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в правоотношениях по представлению молодой семье социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы не состояло. Решение вопросов о предоставлении жилья и жилищных субсидий гражданам не входит в компетенцию Управления. Считает, что в силу ч. 3 ст. 158 БК РФ надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Владимира. Кроме того, просит применить срок исковой давности, который пропущен истцами без уважительных причин.
Представитель Финансового управления администрации г. Владимира Королев Д.В. поддержал позицию Догодова А.А., пояснил, что на день выдачи субсидии у истцов уже имелась жилая площадь, пригодная для проживания. Она не изъята из оборота.
Представитель третьего лица администрации г. Владимира указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как субсидия семье Лебедевых в соответствии с п.9 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в размере 40% расчетной (средней) стоимости жилья, которая исчислена в соответствии с п.п. 11, 12 этих Правил и ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, исходя из установленной постановлением главы города Владимира средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты для семьи численностью из двух человек с учетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности истцов. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье один раз. Истцы его реализовали на основании выданного им свидетельства о праве на получение социальной выплаты и приобретя за счет средств субсидии жилое благоустроенное помещение. Заявленные требования истцов направлены на повторное представление им данной социальной выплаты.
Представитель Комитета молодежной политики администрации Владимирской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Лебедева О.А. составом семьи два человека: она, ее несовершеннолетняя дочь Лебедева А.А. dd/mm/yy года рождения были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы постановлением главы города Владимира от 21.07.2004 г. № 248.
Истцы имеют на праве общей долевой собственности в равных долях комнату в доме ### по ... в ... жилой площадью 16,7 кв.м.
Постановлением главы города Владимира от 26.07.2007 г. № 1671 истцам на состав семьи два человека предоставлена субсидия на приобретение жилья как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в сумме 193 292 рубля.
Это также подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия МС ### от dd/mm/yy года.
Указанная денежная сумма была получена Лебедевой О.А., что не оспаривается сторонами.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках целевой федеральной программы «Жилье» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года №285 в редакции, действующей на момент принятия данного решения, субсидия предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.
Согласно п. 10 Правил расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 11 Правил определено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет для семьи численностью 2 человека - 42 кв.м.
Постановлением главы города Владимира от 02.04.2007 г. № 1294 средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади в городе Владимире на 2 квартал 2007 года определена в размере 19 100 рублей.
Исходя из вышеизложенного, расчет субсидии для семьи истца составом два человека должен производиться следующим образом: 19 100 (норматив стоимости 1 кв.м. по муниципальному образованию) х 42 кв.м х 40 %= 320 880 рублей.
Однако, истцам была предоставлена субсидия на приобретение жилья в сумме 193 292 рубля, в связи с тем, что при расчете размера предоставляемой субсидии была учтена имеющаяся у семьи Лебедевых жилая площадь по 1/2 доли у каждого в праве общей долевой собственности на комнату (на плане первого этажа ###) в доме ### по ... ..., т.е. было учтено 16,7 кв.м. (постановление главы города Владимира от 26.04.2007г. № 1671).
Суд не может признать указанное решение правомерным, поскольку ни Правилами, ни другими нормативными актами учет уже имеющейся у молодой семьи жилой площади, принадлежащей членам этой семьи на праве собственности, при определении размера общей площади для определения размера выделяемой субсидии, не предусмотрен.
Довод представителей ответчиков и администрации г. Владимира о необходимости применять единые правила при расчете размера субсидии на приобретение или строительство жилья и расчете размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.7 ст. 57 ЖК РФ), является ошибочным и основан на неверном толковании закона.
Ссылка на то, что семья Лебедевых не понесла убытки, т.к. жилая комната, находившаяся в собственности, не изъята из оборота, в качестве основания к отказу в иске судом не принимается, поскольку размер субсидии четко установлен законом и уменьшен в результате неправомерных действий должностных лиц администрации г. Владимира, в связи с чем истцы не дополучили денежную сумму в размере 127 588 рублей (320 880 руб. - 193 292 руб.).
При этом суд учитывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., дом ###, ..., приобреталось семьей Лебедевых исходя из размера выделенной денежной суммы и было приобретено ими частично за счет собственных средств и за счет средств бюджета, что подтверждается текстом договора купли - продажи от dd/mm/yy года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.1069 ГК РФ денежная сумма в размере 127 588 рублей подлежит взысканию с Финансового управления администрации г. Владимира за счет казны муниципального образования.
Доводы представителя Финансового управления администрации г. Владимира о том, что управление не является надлежащим ответчиком по делу, несостоятелен, т.к. в силу названной статьи вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При этом то обстоятельство, что администрация города Владимира определена распорядителем средств субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и субсидии на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004-2010 годы», не свидетельствует о возложении на нее обязанности выступать от имени казны муниципального образования.
В соответствии с п.3.34 Положения о Финансовом управлении администрации города Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 01.08.2006 № 721-р, от имени казны муниципального образования выступает указанное управление.
Ссылка ответчика на нормы Бюджетного Кодекса РФ и п. 11.2.8 Положения об администрации г. Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 23.01.2007 г. № 39-р, является несостоятельной, поскольку возникшие правоотношения нормами названного Кодекса не регулируются и распространяются на отношения между бюджетными учреждениями, организациями, а указанным пунктом Положения определено, что администрация г. Владимира выступает от имени казны муниципального образования в области местного бюджета города Владимира и бюджетных отношений.
В данном же случае в силу ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ и п.3.34 Положения о Финансовом управлении администрации г. Владимира от имени казны муниципального образования выступает названное управление.
При таких обстоятельствах, недополученная истцами в результате неправомерных действий должностных лиц администрации г. Владимира денежная сумма подлежит взысканию с Финансового управления администрации г. Владимира за счет казны муниципального образования город Владимира.
Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
На основании ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, поданному до вынесения решения судом.
Ответчик Финансовое управление администрации г. Владимира просит применить срок исковой давности и в иске отказать.
В силу ст. 205 ГК РФ: «В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите».
Судом установлено, что истцы получили свидетельство о праве на получение субсидии в сумме 193 292 рубля на приобретение (строительство) жилья dd/mm/yy года. Обратились в суд - dd/mm/yy года.
Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках целевой федеральной программы «Жилье» на 2002-2010 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, опубликованы в печати и были доступны для неопределенного числа лиц.
Ссылки представителя истца о том, что Лебедева О.А. узнала о занижении размера субсидии из решений судов по другим гражданским делам, не может рассматриваться в качестве исключительного и уважительного мотива к восстановлению срока на обращение с иском в суд, в том числе и отсутствие юридического образования.
Лебедева О.А. имела возможность воспользоваться, как в данном случае, услугами представителя либо адвоката.
Других доказательств уважительности пропуска срока исковой давности истцы не представили. Поэтому оснований для его восстановления у суда не имеется.
Поскольку Лебедевой О.А., представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетней Лебедевой А.А., этот срок пропущен, уважительности причин пропуска срока суду не представлено, а ответчиком заявлено о применении срока исковой давности в связи с его пропуском, в иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Лебедевой Ольге Анатольевне, представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетней Лебедевой Алине Александровне, в удовлетворении исковых требований к Финансовому управлению администрации г. Владимира о возмещении убытков.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательном виде dd/mm/yy года.
Судья И.В. Гвоздилина