Дело № 2-57/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» октября 2010г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Прокофьевой Е.В.,
при секретаре Федоровой К.С.,
с участием представителя истца Сидоровой Ю.М., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчиков администрации г. Владимира, Управления ЖКХ администрации г.Владимира Ситниковой Е.В., действующей на основании доверенностей ### от ДД.ММ.ГГГГ и ### от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика МБУ г.Владимира «Благоустройство» Денисова И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира, Управлению ЖКХ администрации г.Владимира, МБУ г.Владимира «Благоустройство», о признании незаконными бездействие администрации г. Владимира, УЖКХ администрации г.Владимира и обязании привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <...>
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Владимира обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений с исковым заявлением к администрации г. Владимира, Управлению ЖКХ администрации г.Владимира, МБУ г.Владимира «Благоустройство», Управлению архитектуры и строительства администрации г.Владимира о признании незаконными бездействие администрации г. Владимира, УЖКХ администрации г.Владимира и обязании привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <...> и оборудовать дороги по <...> тротуаром для движения пешеходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указано, что начиная с 2007 года, в прокуратуру города неоднократно поступали многочисленные коллективные обращения жителей домов по вышеуказанным улицам о нарушении их прав. Данные обращения направлялись в администрацию города Владимира, однако до настоящего момента вопрос по ремонту дорог до конца не решен. Согласно информации, предоставленной администрацией города от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дороги по <...> - 1200 кв. м., <...> - 1200 кв. м., дорога от <...> -1800 кв. м., будут включены управлением жилищно-коммунального хозяйства в план капитального ремонта внутриквартальных дорог на 2008 год. В месте с тем, ввиду ограниченного финансирования на 2008 год работ по ремонту городских дорог, выполнение запланированного ремонта покрытия дороги до <...> и дороги по <...> в указанном году не представилось возможным, о чем свидетельствует информация управления ЖКХ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. Из информации, предоставленной УЖКХ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрабатывается проектно-сметная документация капитального ремонта дорог: от <...> (<...>) до <...> площадью 3900 кв. м., и <...> - 1000 кв. м. Указанные работы будут выполнены при условии выделения денежных средств во 2-3 кварталах 2009 года. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города внесено представление главе города Владимира Рыбакову А.П. об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данное представление рассмотрено, но меры по устранению нарушений не приняты до настоящего времени. Согласно информации начальника управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в настоящий момент проектно -сметная документация на капитальный ремонт вышеуказанных дорог выполнена в полном объеме. Однако в связи с отсутствием финансирования выполнить указанные работы в 2009 году не предоставляется возможным. Вопрос будет учтен при формировании плана на 2010-2011 годы. Вместе с тем, действующим законодательством российской Федерации не предусмотрено, что отсутствие денежных средств выступает в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей органом местного самоуправления по вопросам местного значения. Подтверждением этому выступает судебная практика. ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УВД по г. Владимиру проводилась проверка улично-дорожной сети на <...> от <...> до <...>, от <...> до ул. <...>. По результатам проверки составлены акты о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Так, на <...> на всем протяжении отсутствует асфальто-бетонное покрытие, тротуар, технические средства организации дорожного движения. На втором указанном выше участке дороги установлено, что занижен бортовой камень на всем протяжении, отсутствует освещение и горизонтальная дорожная разметка. На 30 м., до поворота на <...> имеется повреждение дорожного покрытия (яма) размеры 70*80*6 см. На третьем - отсутствует асфальтно-бетонное покрытие, тротуар.
В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно ст.1 распоряжения главы города Владимира «О новой редакции положения об администрации города Владимира» от 23.01.2007г. администрация г.Владимира является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования города Владимира полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Владимира федеральными законами и законами Владимирской области. Пунктом 11.13 данного распоряжения администрация города в области дорожного строительства и содержания дорог местного значения обеспечивает строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Так же администрация города организует и контролирует работу по строительству муниципальных дорог. В силу постановления главы г.Владимира от 15.12.2009 № 4005 создано муниципальное бюджетное учреждение г.Владимира «Благоустройство» с ведомственной подчиненностью управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, одной из основных функций которого является организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция закрепленных в установленном порядке объектов внешнего благоустройства (дорог, тротуаров, газонов городских улиц, проездов, мостов, путепроводов, подземных переходов и т.п.), наружного освещения, инженерной инфраструктуры города и других объектов муниципальной собственности и выполнение функции заказчика. Таким образом, в обязанности администрации г.Владимира, УЖКХ администрации г.Владимира, МБУ г.Владимира «Благоустройство» входит соблюдение правил проведения ремонта и содержания дорог местного значения и являются лицами, ответственными за соблюдение правил содержания дорог, в том числе дороги по <...>, от <...> до <...>. Несмотря на это, должных мер по содержанию указанной дороги в надлежащем состоянии не принимается. Ненадлежащее содержание дорог по указанной улице г.Владимира органами местного самоуправления создает угрозу безопасности дорожного движения, тем самым, нарушая права и законные интересы участников дорожного движения, являющихся жителями г.Владимира, а также других лиц, временно пребывающих на его территории. Никаких мер по обеспечению безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества указанной выше улицы администрация г.Владимира не принимает. Просит удовлетворить исковые требования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ прокурора от исковых требований к Управлению архитектуры и строительства администрации г.Владимира о признании незаконными бездействие администрации г. Владимира, УЖКХ администрации г.Владимира и обязании привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <...>, от <...> до <...> и оборудовать дороги по <...>, от <...> до ул. <...> тротуаром для движения пешеходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, к администрации г. Владимира, Управлению ЖКХ администрации г.Владимира, МБУ г.Владимира «Благоустройство» в части оборудования дорог по <...>, от <...> до <...> тротуаром для движения пешеходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца прокурор Сидорова Ю.М. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, уточнив срок проведения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации г.Владимира и УЖКХ администрации г.Владимира Ситникова Е.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Решением Совета народных депутатов от 18.11.2009 № 234 «О создании муниципального бюджетного учреждения Г.Владимира «Благоустройство» создано муниципальное бюджетное учреждение г.Владимира «Благоустройство». В соответствии с постановлением главы г.Владимира от 15.12.2009 № 4005 определена основная цель создания данного учреждения: надлежащее и эффективное использование объектов внешнего благоустройства, а также основными функциями учреждения является: организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция объектов внешнего благоустройства; выполнение функций заказчика. В соответствии с Уставом МБУ «Благоустройство»: п.2.1.,п.2.4. Учреждение на городской территории выполняет функции заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства; п.2.4.2. Учреждение организует проведение подрядных торгов на работы по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, заключает контракты на работы по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Благоустройство» внесено в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Таким образом, МБУ «Благоустройство» переданы функции организации содержания, текущего и капитального ремонта дорог и также функции заказчика по ремонту и содержанию дорог.
Представитель ответчика МБУ «Благоустройство» Денисов И.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что МБУ «Благоустройство» создано в целях надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости для осуществления управленческих функций. На городской территории Учреждение выполняет функции Заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства и санитарной очистки города, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры города Владимира, капитальному строительству реконструкции объектов внешнего благоустройства, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры города Владимира. Согласно ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет
бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Следовательно финансирование любого вопроса местного значения осуществляется на основе использования финансовых норм и нормативов, в соответствии с которыми определяются расходные обязательства муниципального образования и закрепляются соответствующие доходные источники. Исполнить решение суда по иску прокуратуры без финансирования, МБУ «Благоустройство» не сможет.
Представитель третьего лица ОГИБДД УВД по г.Владимиру надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ госинспектором ОГИБДД УВД по г.Владимиру ФИО5 в присутствии свидетелей ФИО6, ФИО7 проведена проверка эксплуатационного содержания дорожного покрытия на <...>, от <...> до <...>., по результатам которой составлены акты о выявленных недостатках в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: повреждения дорожного покрытия более предельно допустимых параметров по ГОСТ Р 50597-93.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе прокурора отдела прокуратуры г.Владимира ФИО8, начальника юридического отдела МБУ «Благоустройство» ФИО9, старшего государственного инспектора ОГИБДД УВД по г.Владимир ФИО10 были составлены Акты осмотра участка улично-дорожной сети автодороги <...>, от <...> до <...>, согласно которым: на автодороге <...> до <...> на протяжении 1 км, на автодороге по <...> на протяжении 35-40 метров, на автодороге по <...> на протяжении 30 – 35 метров - дорожное покрытие отсутствует, не имеется асфальтобетонного покрытия, дорога организована по естественному ландшафту.
В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что администрацией г.Владимира, УЖКХ, в пределах своих полномочий, определяемых законодательством, регулирующим данные правоотношения, принимаются меры по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В материалы дела представлены: муниципальный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт дорог в г.Владимире в 2009г.( Т. 1 л.д. 108-111), в том числе, по спорным дорогам, представлен календарный график на выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий, в том числе, на дорогах <...> и протокол согласования твердой контрактной цены к нему( Т. 1 л.д. 96, 101), проектно-сметная документация на капитальный ремонт дороги до <...>., отчет о выполнении капитального ремонта вышеуказанной дороги, а также акт о приемке выполненных работ по ней. Согласно ст. 53 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст.18 Федерального Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст.13 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» от 08.1.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст.14 Федерального Закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ст.34 Федерального Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Финансирование дорожного хозяйства может осуществляться также за счет межбюджетных трансфертов местным бюджетам из федерального бюджета (ст. 132.1 Бюджетного кодекса РФ) или бюджета субъекта Российской Федерации (ст.ст. 135 - 139.1 Бюджетного кодекса РФ).
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией г.Владимира и УЖКХ администрации г. Владимира предпринимались и предпринимаются меры по приведению автомобильных дорог по <...>, от <...> до <...> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Таким образом, судом не установлено бездействие администрации г.Владимира и УЖКХ администрации г.Владимира по обеспечению содержания дороги по <...>, от <...> до <...>, в связи с чем, отсутствуют основания для обязания ответчиков произвести в соответствие с требования закона и ГОСТ указанные дороги.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора города Владимира о признании
незаконным бездействие администрации г.Владимира, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, выразившиеся в непринятии мер по ремонту дорог, расположенных по адресу : <...>, от <...> до <...>, обязании администрации г.Владимира, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» привести в соответствие с требованиями п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дороги по <...>, от <...>, отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.
Председательствующий Е.В.Прокофьева
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года.
Председательствующий личная подпись Е.В.Прокофьева
Верно
Судья Е.В. Прокофьева
Секретарь с/з К.С. Федорова
19.10.2010г.
Решение не вступило в законную силу
Судья Е.В. Прокофьева