Дело № 2-3227/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» октября 2010 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Погарской О.В., |
с участием: истца Торчковой М.Н., представителя истца Торчковой М.Н. по устному ходатайству Варламовой Т.Н., представителя ответчика – администрации <...> – Сысоева Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - финансового управления администрации <...> – Королева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Торчковой М.Н. к администрации г. Владимира об обязании администрации г. Владимира предоставить Торчковой М.Н. на семью из двух человек (Торчкова М.Н., Торчков Д.И.) вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Торчкова М.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Владимира об обязании администрации г. Владимира предоставить Торчковой М.Н. на семью из двух человек (Торчкова М.Н., Торчков Д.И.) вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование указала, что зарегистрирована по адресу: <...>. По данному адресу также зарегистрированы: сын истца Торчков Д.И., сестра истца Варламова Т.Н., племянник истца ФИО6.
Торчков Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код по МКБ 10: F 20.8), включенного в Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### от ДД.ММ.ГГГГ истца и ее сына Торчкова Д.И. признали малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истец и ее сын Торчков Д.И. приняты на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, за ###, по единому списку за ###.
Однако вне очереди, как это предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилое помещение администрацией г. Владимира не предоставляется.
В связи с этим просит предоставить вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец и ее представитель исковое заявление поддержали по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Владимира возражал относительно удовлетворения искового заявления в полном объеме, ссылаясь в обоснование возражений на то, что обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, финансовых средств в администрацию г. Владимира не поступало.
Как малоимущим Торчковой М.Н. и Торчкову Д.И. администрацией г. Владимира будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности.
Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - финансового управления администрации г. Владимира – возражал относительно удовлетворения искового заявления по тем же основаниям, что и представитель администрации г. Владимира.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области – в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, оставив разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан к одной квартире.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Жилищное законодательство разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в первоочередном порядке или внеочередном порядке, от времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Судом установлено, что ФИО8 является нанимателем жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 31,1 кв.м.
По данному адресу также зарегистрированы: сын истца Торчков Д.И., сестра истца Варламова Т.Н., племянник истца ФИО6.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### от ДД.ММ.ГГГГ истца и ее сына Торчкова Д.И. признали малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истец и ее сын Торчков Д.И. приняты на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, за ###, по единому списку за ###.
Торчков Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код по МКБ 10: F 20.8), включенного в Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###. Данное обстоятельство подтверждается медицинским заключением ГУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» ### от ДД.ММ.ГГГГ и ответами на запрос суда ГУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» от ДД.ММ.ГГГГ ### и от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что администрация г. Владимира является ненадлежащим ответчиком, по следующим основаниям.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации <...> на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» статьями 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ ###-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ ###-О, от ДД.ММ.ГГГГ ###-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Законодатель, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.
Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, т.е. незамедлительно, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
По изложенным основаниям суд полагает исковые требования Торчковой М.Н. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Торчковой М.Н. к администрации г. Владимира об обязании администрации г. Владимира предоставить Торчковой М.Н. на семью из двух человек (Торчкова М.Н., Торчков Д.И.) вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию города Владимира предоставить Торчковой М.Н. на семью из двух человек (Торчкова М.Н., Торчков Д.И.) вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Якушев П.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Якушев П.А.