...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
dd/mm/yy года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.
при секретаре Мясниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению администрации города Коврова Владимирской области об отмене постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Коврова Владимирской области обратилась в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявления указала, что dd/mm/yy года судебный пристав - исполнитель УФСП по Владимирской области ФИО3 издал постановление о взыскании исполнительского сбора с Финансового управления администрации г. Коврова Владимирской области в сумме 1314 467 рублей 30 копеек. Просит отменить этот документ, мотивируя тем, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy г. ###П юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Финансовое управление администрации г. Коврова является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Как должник регулярно производил оплату по исполнительному листу в пределах утвержденных бюджетом города расходных обязательств и по мере фактического поступления доходов в городской бюджет. В связи с этим просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора.
Представитель заявителя поддержал заявление по указанным выше основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что dd/mm/yy года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ### в отношении Финансового управления администрации г. Коврова Владимирской области о взыскании в пользу ФИО5 оглы за счет казны муниципального образования города Ковров суммы долга в размере 29 673 015 рублей 35 копеек.
В соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от dd/mm/yy года ###ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника - гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
dd/mm/yy года судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1314 467 рублей 30 копеек, мотивируя тем, что задолженность ФИО5 оглы за счет казны муниципального образования должник обязан оплатить в течение 5 дней.
Как следует из описательно - мотивировочной части постановления приставом делается вывод об уклонении Финансового управления администрации г. Коврова от исполнения обязанностей должника в оставшейся части долга.
Однако какие - либо объективные данные, свидетельствующие об умышленном от неисполнения исполнительного документа, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 242.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) указанные в ч. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса документы (исполнительный документ (за исключением судебного приказа), надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию), направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу ч. 5 ст. 242.2. БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
На основании ч. 6 ст. 242.2. БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Как установлено в судебном заседании, исполнительное производство возбуждено dd/mm/yy года.
Доказательств неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа Управлением Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, в данном случае, с даты поступления постановления о возбуждении исполнительного производства закон предоставляет бюджетной организации обязанность в течение трех месяцев выплатить взысканную судом сумму в добровольном порядке.
Доказательств иному в суд не представлено.
Кроме того, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy года ###П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой Открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»).
В силу ч. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете
Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
При таких обстоятельствах, суд не может признать постановление законным и обоснованным, полагая его вынесенным преждевременно, поэтому оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации города Коврова Владимирской области об отмене постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от dd/mm/yy года, вынесенное судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств в отношении Финансового управления администрации города Коврова Владимирской области.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательном виде dd/mm/yy года.
Судья И.В. Гвоздилина