2-3169/2010 (об обязании определить в соответствии с п. 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 г. № 449 )



Дело № 2- 3169/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

с участием прокурора Марковой Н.А.,

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Владимира, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Владимирской области, Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Владимира обратился в суд с уточненным иском, поданном в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Владимирской области, Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» (далее МБУ г. Владимира «Благоустройство») о понуждении определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка по вопросу отлова и содержания безнадзорных животных на территории города Владимира. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Пунктом 4.8 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96 Ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ###, Минсельхозпродом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ### установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В силу ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В п. 1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета. Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 данного закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, полномочия по установлению порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, так как являются мерами по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Установлено, что на территории Владимирской области не определены организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные. В силу п. 17 Государственного стандарта РФ «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###-ст, услуги по отлову безнадзорных животных - услуги исполнителя по поддержанию надлежащего санитарно - гигиенического состояния территории населенного пункта посредством поимки безнадзорных животных, содержанию их в пунктах передержки и приютах, утилизации животных. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 «О ветеринарии», постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», ст. 11 Устава города Владимира городской Совет народных депутатов утвердил «Правила содержания домашних животных в городе Владимире». В силу п. 3 данного решения главе города предложено определить службы, на которые будут возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах) в соответствии с настоящими Правилами; службы, на которые будут возложены обязанности по созданию муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных. В силу п. 1 постановления на МУП г. Владимира «Дорожник» возложены обязанности по отлову безнадзорных животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах). Решением Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Дорожник» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Установлено, что согласно муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### «На выполнение работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных на территории города Владимира», заключенному между УЖКХ администрации города и ООО «УНР-17», санитарная очистка территорий города от безнадзорных животных в 2008, 2009 гг. производилась Обществом с ограниченной ответственностью «УНР-17» (далее ООО «УНР–17»). В 2010 году выполнение указанных мероприятий также возложено на ООО «УНР-17». Согласно п.1.1 данных муниципальных контрактов ООО «УНР-17» принимает на себя обязательства по выполнению работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных на территории г. Владимира. В соответствии с п. 90 Правил, животные после отлова помещаются в приют (пункт) кратковременного содержания, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию квалифицированными специалистами-ветеринарами, учету. Установлено, ООО «УНР-17» в результате исполнения муниципального контракта осуществляет на территории города Владимира только поимку, усыпление и утилизацию безнадзорных животных. Деятельность ООО «УНР-17» по изоляции (передержке) отловленных безнадзорных домашних животных не организована, так как данная функция в рамках исполнения муниципального контракта в объемах предоставленного бюджетного финансирования не предусмотрена. В силу п.п.38, 39 Правил животные, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, подлежат обязательной регистрации и перерегистрации независимо от породы. Права по регистрации и перерегистрации домашних животных регулируются администрацией города в соответствии с Правилами. В соответствии с п. 90 Правил, животные после отлова помещаются в приют (пункт) кратковременного содержания, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию квалифицированными специалистами - ветеринарами, учету. Согласно п. 91 Правил, информация обо всех отловленных безнадзорных животных в первый рабочий день после отлова передается в главный муниципальный регистрационный пункт. При наличии у животного регистрационного знака в виде клейма главный муниципальный регистрационный пункт обязан передать информацию владельцу домашнего животного. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Неисполнение требований действующего законодательства приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, препятствует обеспечению безопасности населения от неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия безнадзорных животных, предупреждению и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных. В связи с этим просит обязать администрацию Владимирской области определить в соответствии с п. 4 постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и обязать Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации города Владимира, МБУ г. Владимира «Благоустройство» организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных в городе Владимире в соответствии с пунктом 55, 91 «Правил содержания домашних животных в городе Владимире», утвержденных решением Совета народных депутатов г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###.

В ходе рассмотрения дела в суде прокурором города Владимира неоднократно уточнялись заявленные требования.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры города Владимира Маркова Н.А. поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить в полном объеме, обязав администрацию Владимирской области определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, путем подготовки нормативных правовых актов об этом. МБУ «Благоустройство» в рамках организации мероприятий по созданию главного муниципального пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных в городе Владимире необходимо: делать обобщения информации, имеющейся в ветеринарных клиниках, администраций районов о регистрации домашних животных, а также обеспечить передачу этой информации в главный регистрационный пункт. На УЖКХ г. Владимира возложить обязанность по подготовке Положения о главном муниципальном пункте по регистрации и перерегистрации домашних животных в городе Владимире, учетной базы данных в целом по городу.

Представитель ответчика администрации Владимирской области в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в ст. 21 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме полномочий, перечисленных в данной статье, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет и иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст.78 Конституции Российской Федерации. Постановления Совета Министров РСФСР законом № 184-ФЗ не относятся к актам, определяющим полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, ни уставом Владимирской области, ни законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «О губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области» администрации области не предоставлены полномочия по определению организаций, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные. Кроме того, основополагающие правила, определяющие порядок содержания безнадзорных животных и приобретения права собственности на них, установлены Гражданским кодексом РФ. Статьей 230 ГК РФ установлено, что лица задержавшие безнадзорных животных, обязаны возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. При этом, по просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют милиция или орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 231 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животных находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Таким образом, гражданское законодательство не возлагает на органы государственной власти субъекта РФ обязанности по организации отлова, временного размещения безнадзорных домашних животных и поиску их собственников. Исполнение обязанностей организаций, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, потребует расходов средств областного бюджета. Статья 85 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Финансирование мероприятий, вытекающих из полномочий, определенных постановлением Совета Министров РСФСР, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Ссылки прокурора на ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О ветеринарии», статьи 3 и 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и п/п 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» о том, что организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета, не состоятельны. Между тем, применение названных норм права к предмету данного спора является ошибочным. Деятельность по отлову безнадзорных животных направлена не на достижение целей вышеуказанных мероприятий, а на поддержание надлежащего санитарно -гигиенического состояния территории населенного пункта в рамках оказания соответствующей коммунальной услуги, которая включает в себя поимку животных, содержание их в пунктах передержки и приютах, а также утилизацию животных (пункт 17 ГОСТ Р 519299-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###-ст). Организация в границах городского округа деятельности по оказанию коммунальных услуг не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (ст. 26-26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N184-03). Более того, пунктом 4.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-96, ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23, предусмотрено, что порядок отлова безнадзорных домашних животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация. Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждены Правила содержания домашних животных в городе Владимире. Абзацем 2 пункта 3 Правил главе города Владимира предложено определить службы, на которые будут возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах). Главой города Владимира ранее уже была определена такая организация - МУП «Дорожник». В связи с признанием данного муниципального предприятия банкротом в настоящее время с ООО «УНР-17» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных домашних животных. Однако несмотря на то, что в силу п. 17 ГОСТ Р 51299-2002 услуги по отлову безнадзорных животных включают в себя содержание их в пунктах передержки и приютах, соответствующие обязательства исполнителя в указанном контракте не предусмотрены. Таким образом, определение организаций, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, не относится к полномочиям администрации Владимирской области. Просит в удовлетворении иска к администрации Владимирской области отказать, так как данная сторона не является надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации г. Владимира с иском не согласился, пояснив, что в соответствии со ст.137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе, которые как объект гражданских прав являются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. В соответствии с п. 1, 2 постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», в городах введена обязательная регистрация и ежегодная перерегистрация собак, принадлежащих гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме собак, владельцами которых являются предприятия, учреждения, организации Министерства обороны. Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР) и установлено, что регистрация и перерегистрация собак осуществляются ветеринарными учреждениями Министерства сельского хозяйства РСФСР. Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ в городах, рабочих, курортных и дачных поселках собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации в ветеринарных учреждениях Министерства сельского хозяйства РСФСР по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций - владельцев животных. Ветеринарные учреждения, осуществляющие регистрацию собак, обязаны выдать регистрационное удостоверение и регистрационный знак, а также ознакомить владельцев собак с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении на собаку. Регистрационный знак крепится к ошейнику собаки. Таким образом, обязательной регистрации подлежат только собаки и обязанность по проведению регистрации возложена не на орган местного самоуправления, а на ветеринарные учреждения. Таким образом, решение Владимирского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О Правилах содержания домашних животных в городе Владимире» в части возложения обязанности по регистрации на администрацию города принято с превышением полномочий, представленных органом местного самоуправления действующим законодательством. Поскольку данный порядок был установлен, во исполнение решения Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### издано постановление главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О содержании домашних животных в городе Владимире». В соответствии с п. 2 данного постановления на администрации районов города возложена обязанность по обеспечению регистрации и перерегистрации домашних животных. В городе создано три регистрационных муниципальных пункта, которые каждый в своем районе являются главными муниципальными регистрационными пунктами. Функции данных пунктов прописаны в главе 7 Правил. Создание еще какого-либо главного регистрационного пункта, который будет дублировать функции районных администраций не предусмотрено Правилами. После издания данного постановления в районных администрациях была организована работа по регистрации домашних животных в соответствии с порядком, установленным главой 7 Правил. В настоящее время администрациями районов г. Владимира зарегистрировано 1 703 домашних животных. Таким образом, три главных муниципальных регистрационных пунктов администрацией города Владимира организованы. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика МБУ г. Владимира «Благоустройство» в суд не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители третьего лица ООО «УНР-17» по доверенностям Немков Ю.А. и Евстратова А.Е. в суде пояснили, что данное общество осуществляет деятельность по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных на территории г. Владимира в соответствии с муниципальными контрактами от 2008, 2009 и в 2010 годов. Уставных функций по регистрации домашних или безнадзорных животных, а также их содержанию у общества нет. Их служба занимается санитарной очисткой города. Отлов безнадзорных животных производится при отсутствии у них отличительных признаков. По возможности животные передаются Владимирской областной общественной организации Центр животных «Валента» на основании заключенного с ним. Кроме того, глава администрации г. Владимира возложил обязанности по регистрации и перерегистрации животных своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ### «О содержании домашних животных в городе Владимире». А исполнение этого документа не входит в рассмотрение настоящего иска. Заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Владимирской областной общественной организации Центр животных «Валента» (далее ВООО Центр животных «Валента») в судебном заседании поддержал иск прокурора г. Владимира. В городских условиях простой отстрел безнадзорных животных является нежелательным с экологической точки зрения - нарушается равновесие в экосистеме города. Считает необходимым изменить политику городской администрации,прекратить нарушение действующих правил содержания домашних животных в г. Владимире согласно Правилам содержания домашних животных в городе Владимире ### от ДД.ММ.ГГГГ и ввести городскую программу по отлову, передержке, стерилизации и дальнейшему устройству безнадзорных животных. ВООО Центр животных «Валента» - это частный приют, содержащийся на средства от оказания платных услуг. Надлежащих условий по содержанию всех животных, доставляемых в Центр, нет. Считает, что администрация Владимирской области должна выйти с проектом закона о создании организаций по передержке животных в области в Законодательное Собрание Владимирской области. Часть средств, выделяемых ООО «УНР-17», направлять приютам. Требование прокурора считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представители третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Общество защиты животных» Ларионова Н.М. и Бегунова Н.С. просили удовлетворить исковые требования прокурора, пояснив, что в соответствии п. 3 решения Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О Правилах содержания домашних животных в городе Владимире» главе города было предложено определить службы, на которые будут возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах, по созданию муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных, по проведению общественного контроля за соблюдение владельцами домашних животных требований, изложенных в Правилах. Считают данное решение не исполняющимся. В настоящее время между Управлением ЖКХ администрации города Владимира и ООО «УНР 17» заключен муниципальный контракт на отлов, усыпление и утилизацию безнадзорных животных на территории г.Владимира на 2010 год. Однако, до настоящего времени не определены службы, занимающиеся содержанием отловленных животных в приютах (пунктах). Содержание после отлова безнадзорных домашних животных в приютах (пунктах), а не усыпление сразу после отлова, необходимо в связи с тем, что животные согласно ст. 137 ГК РФ признаются имуществом и к ним применяются общие правила об имуществе. Статья 230 ГК РФ гласит, что лицо, задержавшее безнадзорное домашнее животных должно его возвратить собственнику. На время розыска данное животных может быть оставлено лицом у себя на содержание либо передано иному лицу, имеющему необходимые для этого условия. Лицо, которое содержит у себя животных на время розыска собственника, обязано надлежаще его содержать и при наличии вины отвечать за его гибель или порчу. Муниципальный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением ЖКХ администрации города Владимира и ООО «УНР 17» не предусматривает содержание отловленных безнадзорных домашних животных либо передачу их в приюты. Таким образом, большая часть животных подлежит усыплению сразу при отлове. Тем самым нарушается п. 90 Правил, который гласит, что животных после отлова помещаются в приют (пункт) кратковременного содержания, где они подлежат обязательному осмотру и освидетельствованию квалифицированными специалистами – ветеринарами и учету. В соответствии с п. 91 Правил информация обо всех отловленных безнадзорных животных в первый рабочий день после отлова должна передаваться в главный муниципальный регистрационный пункт, данная информация является доступной и открытой, для чего в приюте создается специальная телефонная линия, каждый имеет право обратиться за получением необходимой информации о пропавших домашних животных. Статья 230 ГК РФ предусматривает необходимость сообщения о найденном домашнем животных не позднее трех дней сообщать в милицию или орган местного самоуправления, осуществляющего меры по розыску собственника животных. В настоящее время на территории муниципального образования город Владимир отсутствует муниципальный регистрационный пункт по регистрации и перерегистрации домашних животных и при задержании безнадзорных домашних животных сведения никуда не предоставляются, что затрудняет поиск животных их собственниками и владельцами. Просят исковые требования прокурора удовлетворить.

Представитель третьего лица Государственное учреждение «Центр ветеринарии Владимирской области» Деменок В.М. пояснил, что учреждение является правопреемником городской ветеринарной станции и осуществляет методическое руководство районными ветеринарными учреждениями, а также ветеринарный надзор в области. Полагает, что необходимо неукоснительно соблюдать решение Владимирского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О Правилах содержания домашних животных в городе Владимире», в которых отражено кто и как должен осуществлять регистрацию домашних животных и их содержание. Указанной деятельностью должны заниматься органы местного самоуправления и, КТОСы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных бешенством и другими болезнями, упорядочения содержания собак и кошек в городах, других населенных пунктах и создания условий, исключающих возможность причинения ими вреда здоровью людей, постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» постановлено ввести в городах, рабочих, курортных и дачных поселках обязательную регистрацию и ежегодную перерегистрацию собак, принадлежащих гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Прокурор города Владимира в своих исковых требованиях просит суд обязать администрацию Владимирской области издать нормативные правовые акты в соответствии с п. 4 постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», определив в них организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные.

В соответствии со ст. 34 Устава Владимирской области (Закон ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ) администрация области: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, культуры, физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления Губернатором в Законодательное Собрание проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области; обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором в Законодательное Собрание; формирует иные органы исполнительной власти области; управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, областным законам и иным нормативным правовым актам, а также вправе обратиться в суд; решает вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в областной собственности, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, на региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляет администрация субъекта Российской Федерации. Как орган исполнительной власти общей компетенции администрация обеспечивает организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно - правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор.

Согласно ст. 61 Устава Владимирской области, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

С учетом изложенного, суд считает, что администрация Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям о понуждении определить организации, в которых должны доставляться отловленные безнадзорные животные, поскольку деятельность по отлову, содержанию, поимку безнадзорных животных, содержание их в пунктах передержки, приютах и утилизация безнадзорных животных направлена на поддержание надлежащего санитарно - гигиенического состояния города в рамках оказания соответствующей коммунальной услуги, организация данной деятельности в границах городского округа к полномочиям ответчика не относится.

Кроме того, часть первая ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Следовательно, вопросы издания того или иного акта субъекта Российской Федерации в целом требуют принятия государственно - властного решения нормотворческого характера, такие полномочия являются прерогативой органов законодательной или высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации и суды в данном случае не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность этих органов. Иное означало бы вмешательство судов в полномочия органов законодательной власти или высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации и нарушение конституционного принципа разделения властей (определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-Г09-42).

С учетом изложенного, исковое заявление прокурора города Владимира в этой части подлежит отклонению.

Основополагающие правила, определяющие порядок содержания безнадзорных животных и приобретения права собственности на них, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Прокурором города Владимира также заявлены исковые требования к МБУ «Благоустройство» и УЖКХ администрации г. Владимира об организации мероприятий по созданию главного муниципального регистрационного пункта г. Владимира по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно - техническими, медико - санитарными, ветеринарными мерами к санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96. Ветеринарных правил ВП. ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Деятельность по отлову безнадзорных животных направлена на поддержание надлежащего санитарно - гигиенического состояния территории населенного пункта в рамках оказания соответствующей коммунальной услуги, которая включает в себя поимку животных, содержание их в пунктах передержки и приютах, а также утилизацию животных (пункт 17 ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###-ст).

Пунктом 4.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-96, Ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ ###, предусмотрено, что порядок отлова безнадзорных домашних животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования город Владимир, к полномочиям Совета народных депутатов относится принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения муниципального образования: охраны общественного порядка, благоустройства, торговли и бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, защиты окружающей среды, образования, здравоохранения, культуры, спорта и по другим вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Решением Владимирского городского Совета народных депутатов N 251 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила содержания домашних животных в городе Владимире».

Пунктом 3 данного решения предложено главе города определить службы, на которые будут возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах) в соответствии с настоящими Правилами, службы, на которые будут возложены обязанности по созданию муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных, службы по проведению общественного контроля за соблюдением владельцами домашних животных требований, изложенных в настоящих Правилах. В п.4 данного решения указано на необходимость предусмотреть средства в городском бюджете на реализацию настоящих Правил (строительство скотомогильника, строительство площадок для выгула собак, организацию и содержание пунктов содержания животных и др.).

Постановлением главы города Владимира № 229 от 31.08.2005 г. определена такая организация - МУП «Дорожник» и на нее возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Дорожник» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Установлено, что в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании результатов размещения заказа для муниципальных нужд города Владимира путем проведения открытого конкурса, протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе ###-р от ДД.ММ.ГГГГ, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира заключило с ООО «УНР-17» муниципальный контракт на выполнение работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных на территории г.Владимира в 2009 г. ### от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 4.1 данного контракта, работы осуществляются в полном соответствии с техническим заданием по предмету контракта. Техническое задание на выполнение работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных на территории города Владимира предусматривает, что подрядчик ООО «УНР-17» выполняет работы по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных с соблюдением действующих нормативно - технических требований. Муниципальный контракт заключен на условиях, указанных в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе ###-р.

В рамках выполнения данного муниципального контракта и решения Совета народных депутатов ### от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах содержания домашних животных в городе Владимире» ООО «УНР-17» заключило договор о совместной деятельности ### от ДД.ММ.ГГГГ с Владимирской областной общественной организацией Центр животных «Валента» (далее ВООО Центр животных «Валента»), осуществляющей деятельность по содержанию безнадзорных животных. Предметом данного договора является совместная деятельность сторон, связанная с содержанием отлавливаемых безнадзорных животных на территории г. Владимира, основанная на принципах гуманизма, организованная в соответствии с правилами содержания домашних животных в г. Владимире.

Пункт 2.1.1 данного договора предусматривает, что ООО «УНР-17» осуществляет передачу безнадзорных животных, отлавливаемых на территории г. Владимира в ВООО Центр животных «Валента» с целью проведения их осмотра, лечения, при необходимости, временного содержания, также принятия решения об эвтаназии больных и невостребованных.

Установлено, что в соответствии с п. 7.4 муниципального контракта, ООО «УНР-17» ежемесячно предоставляет информацию о передаче безнадзорных животных в ВООО Центр животных «Валента», в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира в виде отчетов о выполнении работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных.

Пунктом 2 постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О содержании домашних животных в г. Владимире», определено, что на администрации районов города возложена обязанность по обеспечению регистрации и перерегистрации домашних животных.

В процессе рассмотрения дела, установлено, что в районах города создано три муниципальных регистрационных пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных, т.е. отделы ЖКХ.

Деятельность по отлову безнадзорных животных, содержание их в пунктах передержки, приютах и утилизация направлены на поддержание надлежащего санитарно- гигиенического состояния города в рамках оказания соответствующей коммунальной услуги в границах городского округа.

Требования прокурора к Управлению жилищно - коммунального хозяйства администрации города Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г.Владимира «Благоустройство» о понуждении организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных в городе Владимире, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как уже указывалось выше, во исполнение решения Владимирского городского Совета народных депутатов ### от ДД.ММ.ГГГГ об отверждении Правил содержания домашних животных в городе Владимире главой г. Владимира издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ ### «О содержании домашних животных в городе Владимире», где в п. 1 обязанность по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах) возложена на МУП г. Владимира "Дорожник", а в п. 2 этого документа администрациям районов города предписано обеспечить регистрацию и перерегистрацию домашних животных.

Из представленных в материалы дела документов установлено, что постановлением администрации Фрунзенского района г. Владимира от 16 сентября 2005 года № 358 «О содержании домашних животных» функции по регистрации домашних животных возложены в домах муниципального фонда на ЖРЭПы; в домах ТСЖ и ЖСК – на председателей правлений; в домах ведомственного жилищного фонда и частных домах – на председателей КТОС и уличкомов. Ответственные за организацию учета собак обязаны направлять собранные сведения в отдел жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства администрации Фрунзенского района г. Владимира.

Приказом администрации Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об учете животных» такая функция возложена на КТОСы. Ежеквартально главным специалисты по работе с микрорайонами должны направлять информацию в электронном виде в отдел ЖКХ и отдел по работе с микрорайонами для внесения изменений в единую базу данных. Предоставление информации о домашних животных заинтересованным организациям возложено на отдел ЖКХ.

Согласно письму администрации Ленинского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № Л-01-14/2391 ответственность за регистрацию, перерегистрацию домашних животных возложена на отдел ЖКХ администрации района.

Таким образом, администрация г. Владимира определила организации, которые осуществляют контроль за регистрацией и перерегистрацией домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).

Надлежащее исполнение этих нормативных актов не входит в предмет исковых требований.

Кроме того, Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации города Владимира и Муниципальное бюджетное учреждение г. Владимира «Благоустройство» являются самостоятельными структурными подразделениями администрации г. Владимира, которые являются юридическими лицами и содержатся за счет средств бюджета города, утвержденного Владимирским Советом народных депутатов (распоряжение главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###-р и приказ УЖКХ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###).

Создание главного регистрационного пункта г. Владимира по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах), дублирующего функции районных администраций, не входит в основные задачи и функции указанных организаций, а также не предусмотрено Правилами содержания домашних животных в городе Владимире.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору города Владимира в удовлетворении исковых требований, поданных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Владимирской области, Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.В. Гвоздилина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200