Дело № 2-3405/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» ноября 2010 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Сафоновой О.В., |
с участием: прокурора Беловой Е.А., представителя заявителя – Шаповаловой А.Г. – Мусаевой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком на три года, представителя заинтересованного лица – администрации <...> – Сысоева Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Владимира, обратившегося в защиту прав Шаповаловой А.Г., о признании незаконным постановления главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» в части снятия Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении Шаповаловой А.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Владимира в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Шаповаловой А.Г., в котором просил (с учетом уточнений): признать незаконным постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» в части снятия Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановить Шаповалову А.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В обоснование заявления указано, что Шаповалова А.Г. является бывшей несовершеннолетней узницей концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» Шаповалова А.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее установленной учетной нормы.
Однако постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» Шаповалова А.Г. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерным принятием на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку категория несовершеннолетних узников концлагерей не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
По мнению прокурора г. Владимира, постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» в части снятия Шаповаловой А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным по следующим основаниям.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 5 разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ ### «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
По мнению процессуального истца (заявителя), изложенные нормы права подтверждают право Шаповаловой А.Г. как несовершеннолетней узницы фашизма на получение всех льгот и гарантий, предусмотренных действующим федеральным законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе - Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
У администрации г. Владимира отсутствовали предусмотренные статьей 56 ЖК РФ основания для снятия Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание Шаповалова А.Г. не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения прокурора г. Владимира, представителя Шаповаловой А.Г., представителя администрации г. Владимира, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие Шаповаловой А.Г., суд, руководствуясь ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Шаповаловой А.Г.
В судебном заседании представители процессуального истца (заявителя) и представитель Шаповаловой А.Г. требования с учетом уточнений поддержали по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Владимира заявленные требования не признал. В обоснование возражений указал, что Шаповалова А.Г. обеспечению жильем как ветеран в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежит.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что Шаповалова А.Г. является малолетним узником фашизма, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ серии 12622 (л.д. 10) и справкой от ДД.ММ.ГГГГ ### начальника отдела социальной защиты населения по Октябрьскому району территориального управления социальной защиты населения по г. Владимиру департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области (л.д. 11).
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» Шаповалова А.Г., проживающая в квартире № 1, общей площадью 34,5 кв.м., в <...>, в которой зарегистрированы по месту жительства 6 человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее установленной учетной нормы.
Пунктом 9.4 постановления главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» Шаповалова А.Г. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерным принятием на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку категория несовершеннолетних узников концлагерей не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д. 14).
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы в судебном порядке.
Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятия их с учета по основаниям, указанным в ст. 56 ЖК РФ, отсутствует спор о праве на конкретное жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет и снятия их с учета, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Оспариваемый пункт содержится в постановлении главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###. Уведомление о снятии Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях было направлено ей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Заявление в суд подано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
Вместе с тем, учитывая возраст Шаповаловой А.Г., состояние её здоровья, незначительный период пропуска срока (менее месяца), принимая во внимание, что Шаповалова А.Г. первоначально обратилась к прокурору г. Владимира с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту ее прав и интересов, суд полагает причины пропуска срока уважительными.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая наличие полномочий органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
При этом в силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.
Шаповалова А.Г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся постановлением главы г. Владимира.
Следовательно, глава г. Владимира имеет полномочия по принятию постановления по вопросам как о принятии гражданина на учет, так и о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира» (в том числе и пункт 9.4) было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений.
В соответствии с п. 26 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, орган, осуществляющий принятие на учет, готовит проект решения комиссии о снятии с учета данных граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, который выносится на рассмотрение комиссии и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.
Пунктом 27 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлено, что не позднее чем через три рабочих дня со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования решения комиссии его копия выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные пунктом 25 указанного Порядка.
Обстоятельством, послужившим основанием для снятия Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, послужили разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###-СК/07.
Решение жилищной комиссии при администрации г. Владимира о снятии Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях принято ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола ### заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ
Постановление главы г. Владимира ###, пунктом 9.4 которого Шаповаловой А.Г. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принято ДД.ММ.ГГГГ В постановлении приведено основание снятия с учета со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Шаповаловой А.Г. была направлена выписка из постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира».
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.
Устанавливая, соответствует ли содержание постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в оспариваемой части (п. 9.4) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Установлено и не оспаривается представителем администрации г. Владимира, что Шаповалова А.Г. проживает в <...>, общей площадью 34,5 кв.м., в <...>, в которой зарегистрированы по месту жительства 6 человек.
Следовательно, заявитель как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Вместе с тем, на основании постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Шаповалова А.Г. состояла на учете в качестве нуждающейся как ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Суд приходит к выводу о том, что Шаповалова А.Г. обеспечению жильем как ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежит по следующим основаниям.
Установлено, что Шаповалова А.Г. является малолетним узником фашизма без группы инвалидности, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ серии 12622 (л.д. 10) и справкой от ДД.ММ.ГГГГ ### начальника отдела социальной защиты населения по Октябрьскому району территориального управления социальной защиты населения по г. Владимиру департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области (л.д. 11).
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Перечень категорий лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, определен статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», к которым бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не относятся.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При этом пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Далее, согласно пункту 2 статьи 23.2 указанного Федерального закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 части 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Подпунктом 2 части 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
Согласно п. 3.1 статьи 23.2 указанного Федерального закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в статье 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» указаны исчерпывающим образом категории граждан, на обеспечение жильем которых предусматриваются средства в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, и несовершеннолетние узники фашизма к данным категориям не отнесены, то субвенции в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, на обеспечение жильем несовершеннолетних узников фашизма как ветеранов не предусматриваются.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» определено, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» из условий обеспечения ветеранов жильем исключено положение о том, что они должны были встать на учет до ДД.ММ.ГГГГ
По мнению суда, законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
Перечень лиц, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», определен в п. 1 данного Указа: ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит и не включает в себя граждан, которые по своему статусу федеральными законами приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Поэтому несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В связи с тем, что постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Шаповалова А.Г. была неправомерно признана нуждающейся и принята на учет в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», который на неё не распространяется, оспариваемым постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### (п. 9.4) Шаповалова А.Г. была обоснованно снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
При этом Шаповалова А.Г. как несовершеннолетняя узница фашизма имеет право обратиться с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку заявитель полагает, что Шаповалова А.Г. была необоснованно снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, на который она ранее была принята в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», и в порядке устранения допущенного нарушения просит восстановить Шаповалову А.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, то суд, признав, что Шаповалова А.Г. была правомерно снята с учета, не находит правовых оснований для удовлетворения требования о восстановлении Шаповаловой А.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления прокурора г. Владимира, обратившегося в защиту прав Шаповаловой А.Г., о признании незаконным постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» в части снятия Шаповаловой А.Г. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении Шаповаловой А.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях отказать.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья П.А. Якушев