Дело №2-3121/2010
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Осиповой Н.И.,
при секретаре Курылевой Т.Н.,
с участием истца Пономаренко С.И.
адвоката Щербицкой Ю.В., действующей в интересах истца на основании ордера ### от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Чернышева Б.Б., действующего на основании доверенности №### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Пономаренко С.И. к департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области об обязании выдать дополнительный государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко С.И. обратилась с иском к департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области выдать дополнительно государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в размере 25% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
В обоснование иска указала, что в 1995 году выехала из ликвидированного поселка <...> на постоянное место жительство в <...>. Из поселка Игультин она выехал вынуждено, так как на основании Постановления Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в <...> и социальной защите населения поселка Иультин» последний был ликвидирован. На основании Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ей должна быть предоставлена жилищная субсидия, выделяемая за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Для граждан, выезжающих из городов, поселков с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанных районах и местности не учитываются. ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования городское поселение <...> получила государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ПС ###, выданный департаментом строительства и архитектуры <...> ДД.ММ.ГГГГ. Жилищный сертификат был предоставлен на истца и четырех членов ее семьи. В выданном ей жилищном сертификате серии ПС ### определен норматив общей жилой площади жилого помещения - 72 кв.м., стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в регионе вселения - <данные изъяты>, норматив предоставления социальной выплаты - 75 %, от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определена сумма получения денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения - <данные изъяты>. При оформлении и выдаче ей государственного жилищного - сертификата серии ПС ### неверно был определен норматив предоставления социальной выплаты - в размере 75 %. На основании ст. 5 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ей как гражданину, выехавшему из закрывающегося поселка района Крайнего Севера, должен быть предоставлен норматив социальной выплаты в размере 100%. Соответственно, и сумма на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи должна быть в размере <данные изъяты>. В результате неправильного определения норматива социальной выплаты сумма предоставленной жилищной субсидии была уменьшена на <данные изъяты>, что лишило ее возможности приобрести жилое помещение на сумму <данные изъяты>., то есть реализовать свое право на приобретение жилья, предусмотренное законом, в полном объеме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, указала в качестве ответчиков Министерство регионального развития Российской Федерации, департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, просила взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации часть жилищной субсидии в размере <данные изъяты>., не предоставленной жилищным сертификатом серии ПС ###.
В настоящем судебном заседании истец, ее адвокат поддержали заявленные требования в полном объеме, сославшись на те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области иск не признал, пояснив суду, что вместо того, чтобы отдать сертификат и потребовать выдачи нового сертификата, истец реализовала нарушенное право. Причем, само нарушение было до приобретения квартиры. В соответствии с п. 48 Правил социальная выплата осуществляется в безналичной форме. Банковский счет открыть можно при наличии сертификата. Требования Пономаренко С.И. о взыскании денежной суммы некорректны и не исполнимы.
Представитель ответчика Министерства регионального развития в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв, из которого следует, что ответчик иск не признает, поскольку истец была ознакомлена с условиями программы, расписалась за достоверность сведений, которые содержатся в сертификате.
Представитель 3 лица ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв, где указал, что истец реализовала свое право на получение социальной выплаты, согласившись с ее размером, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Третьи лица Пономаренко А.А., Пономаренко А.И., Пономаренко Н.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель 3 лица администрации муниципального образования городское поселение город Киржач в судебное заседание не явился, направив по запросу суда документы в рамках рассматриваемого дела.
Выслушав истца Пономаренко С.И., адвоката, представителя ответчика
департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, суд приходит к следующему.
Государственным заказчиком согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы» является Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы:
-Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
-Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
-Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
-Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 408)
-Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257).
В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Пономаренко С.И. Суд обязал департамент строительства и архитектуры администрации <...> поставить Пономаренко С.И. на учет согласно Федеральному закону №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из ликвидированного поселка <...> на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ Министерство регионального развития Российской Федерации обязано направить бланк сертификата в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области для выдачи Пономаренко С.И. и обеспечить выделение средств из федерального бюджета (жилищной субсидии
Согласно протоколу жилищной комиссии администрации муниципального образования городское поселение <...> от ДД.ММ.ГГГГ распределен государственный жилищный сертификат Пономаренко С.И. в соответствии с подпунктом «З» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, выпиской из сводного списка граждан – получателей сертификатов в 2010 году от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая данное решение, администрация муниципального образования городское поселение <...> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ### распределило государственный жилищный сертификат Пономаренко С.И. (состав семьи 4 человека) и в этот же день направила данную информацию в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области.
На заседании рабочей группы по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от ДД.ММ.ГГГГ были распределены полученные ГЖС гражданам в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах утвержденного совокупного размера социальных выплат на основании сводного списка получателей ГЖС на 2010 год и протоколов жилищных комиссий, представленных органами местного самоуправления, где в списках указана Пономаренко С.И., вставшая на очередь ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека, размер субсидии <данные изъяты>
В соответствии с Приказами Минрегионразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ###, 65,66,67 «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов и протоколом заседания рабочей группы по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище»на 2002-2010 годы от ДД.ММ.ГГГГ ### был издан приказ директора департамента архитектуры и строительства администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### «О распределении бланков государственных жилищных сертификатов», на основании которого Пономаренко С.И. был выделен государственный жилищный сертификат ###на сумму <данные изъяты>
Государственный жилищный сертификат серии ПС ### Пономаренко С.И. получила ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись в сертификате.
Из содержания сертификата следует, что Пономаренко С.И. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. В соответствии с условиями программы ей предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты>. для приобретения жилого помещения, рассчитанная с учетом 3 совместно проживающих членов ее семьи. Норматив общей площади – 72 кв., стоимость 1 кв.м общей площади жилья в регионе вселения <данные изъяты>., размер социальной выплаты <данные изъяты>., дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, сертификат должен быть предъявлен в банк до ДД.ММ.ГГГГ, сертификат действителен до ДД.ММ.ГГГГ. Пономаренко С.И., получая сертификат, указала, что достоверность сведений, содержащихся в сертификате, проверила, сертификат получила.
В договоре купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между Пономаренко С.И. и членами ее семьи с одной стороны и ФИО5, действующей в интересах ФИО6, указано, что стоимость приобретаемой квартиры, расположенной по адресу: <...>, кв. Прибрежный, <...>, составляет <данные изъяты>. ФИО7 на семью из 4 человек Пономаренко А.А., Пономаренко А.И., Пономаренко Н.А.предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### и государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ПС ###, выданного ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. Расчет между сторонами будет произведен полностью после подписания настоящего договора после его регистрации и регистрации перехода права собственности в Киржачском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. Оплата стоимости квартиры производится за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по сертификату. Оплата производится со счета Пономаренко С.И. на счет ФИО6
Доводы истца о том, что в мае 2010 года она обратилась с претензией в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, не могут быть приняты судом во внимание, так как в нарушение п.46 Правил, согласно которому при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты, Пономаренко С.И. не представила в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора. В претензии истец просит внести изменения в государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ПС ###, указав норматив предоставления социальной выплаты 100% либо выдать новый. Требования, изложенные в претензии, не отвечают положению п.46 вышеуказанных Правил, которым не предусмотрено внесение изменений в государственный жилищный сертификат.
Суд приходит к выводу, что исковые требования Пономаренко С.И. удовлетворению не подлежат, поскольку при получении государственного жилищного сертификата истец расписалась за достоверность сведений, содержащихся в сертификате, выразив, таким образом, свое согласие с размером начисленной ей социальной выплаты. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена выдача сертификата на сумму социальной выплаты, не соответствующую размеру, исчисленному в установленном порядке. Требования Пономаренко С.И. предполагают предоставление ей денежных средств без применения механизма выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предусматривающего исключительно целевое назначение социальной выплаты, которая направляется в установленном порядке на оплату представленных в банк договоров купли – продажи жилых помещений. Предоставление владельцам сертификатов средств социальной выплаты в виде денежных средств не соответствует целевому назначению социальной выплаты, противоречит Бюджетному кодексу РФ, условиям подпрограммы. Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке. При получении сертификата Пономаренко С.И. - участник подпрограммы информировалась о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Социальная выплата истцу была предоставлена.
В соответствии с п. 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257).Таким образом, государство исполнило принятые на себя обязательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Пономаренко С.И. в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства регионального развития Российской Федерации части жилищной субсидии в размере 505800 руб., не предоставленной жилищным сертификатом серии ПС ###, отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.И. Осипова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.И. Осипова