2-2978/2010 (об обязании организовать работы по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)



Дело № 2-2978

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«15» декабря 2010 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Талалаевой Н.В.,

с участием прокурора Коротких О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владимира, управлению образования администрации города Владимира, муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по художественной гимнастике № 5» г. Владимира об обязании организовать работы по оборудованию помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Владимира обратился в суд с иском к администрации города Владимира, управлению образования администрации города Владимира, муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по художественной гимнастике № 5» г. Владимира (далее СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира) об обязании организовать работы по оборудованию помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности по вопросу оборудования автоматической системой пожарной сигнализации, а так же системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отношении СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира. В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Пунктом 14 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализаций», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ ###, определен обязательный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного, административно-бытового назначения отнесены к зданиям, сооружениям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Октябрьскому району г. Владимира проводились проверки с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира. В ходе проверки в учреждении установлено, что помещения СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, тем самым нарушаются требования пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03, а так же НПБ 110-03. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений п. 9 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит к вопросам местного значения поселений. Статья 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности и реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об образовании» создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования. Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» относит к полномочиям органов местного самоуправления обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. До настоящего времени никаких мер по устранению выявленных нарушений администрацией муниципального образования город Владимир предпринято не было. В свою очередь, отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта. Данные нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей и законодательства о пожарной безопасности возникли в результате бездействия администрации муниципального образования город Владимир, выразившегося в невыполнении своих обязанностей по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью устранения нарушений по обеспечению мер пожарной безопасности в СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира. Просит обязать администрацию города Владимира, управление образования администрации города Владимира, СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира организовать работы по оборудованию помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании прокурор Коротких О.Е. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации города Владимира, управления образования администрации г. Владимира по доверенности Ермоленко Г.И. в суде пояснила, что управление образования администрации города Владимира является ненадлежащим ответчиком. Принятие решения оставила на усмотрение суда.

Представитель ответчика СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира – директор школы Ананьев В.И. согласился с заявленными требованиями..

Представитель третьего лица ОГПН по Октябрьскому району г. Владимира области в суд не явился.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Часть 3 ст. 3 Конвенции о Правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций ДД.ММ.ГГГГ определяет, что государства - участники, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за работу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным, компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право гражданина на безопасность жизни и здоровья.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ ### (далее - ППБ 01-03), требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Пунктом 14 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализаций», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ ### (далее - НПБ 110-030), определен обязательный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного, административно-бытового назначения отнесены к зданиям, сооружениям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений п. 9 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит к вопросам местного значения поселений.

Статья 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности - и реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об образовании» создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования.

Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» относит к полномочиям органов местного самоуправления обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Установлено, что согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности ### от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Октябрьскому району г. Владимира, выявлены нарушения п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03, а именно, помещения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.

Из представленных суду документов следует, что специалистами ОГПН по Октябрьскому району г. Владимира в адрес директора СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира направлялись предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта.

Учитывая, что в силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании», п. 11 ст. 37 Устава муниципального образования города Владимира, обязанность по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в образовательном учреждении возложена на орган местного самоуправления - администрацию города Владимира, а также то, что отсутствие пожарной сигнализации и системы оповещения в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций угрожает жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира, а также лиц, посещающих данное учреждение, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. В этой связи на ответчиков следует возложить обязанность по организации работ по оборудованию помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194, 195, 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить.

Обязать администрацию города Владимира, управление образования администрации города Владимира, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по художественной гимнастике № 5» г. Владимира организовать работы по оборудованию помещений СДЮСШОР по художественной гимнастике № 5 г. Владимира автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано и опротестовано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.Н. Киселева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200