2-2758/2010 (об обязании выдать дополнительный государственный жилищный сертификат)



Дело № 2-2758/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

«23» декабря 2010г. г.Владимир

Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :

председательствующего судьи Горячевой А.В.

при секретаре Князевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гороховского А.А. к Министерству регионального развития Российской Федерации, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, третьему лицу ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о взыскании части жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л :

Гороховский А.А. обратился в суд с иском к Министерству регионального развития Российской Федерации, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, третьему лицу ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» с учетом уточнений о взыскании части жилищной субсидии в размере <данные изъяты>., не предоставленной жилищным сертификатом серии ПС ###.

В обоснование иска Гороховский А.А. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он выехал из ликвидированного поселка <...> на постоянное место жительство в <...>. Из поселка Иультин он выехал вынужденно, так как на основании постановления Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в <...> и социальной защите населения поселка Иультин» последний был ликвидирован.

На основании Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ему должна быть предоставлена жилищная субсидия, выделяемая за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются (ст.1).

Установлена очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, и определение размера субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 2).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Владимира обязал департамент строительства и архитектуры администрации <...> поставить Гороховского А.А. на учет, как гражданина, выехавшего из ликвидированного на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### поселка <...>, то есть в первую очередь, предусмотренную ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ по Владимирской области под номером 2, в категории граждан, выехавших из городов, поселков, с полярных станций, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти РФ и по согласованию с Правительством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования городское поселение <...> он получил государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, серии ПС ###, выданный департаментом строительства и архитектуры <...> ДД.ММ.ГГГГ.

В выданном ему жилищном сертификате серии ПС ### определен норматив обшей жилой площади жилого помещения - 33 кв.м., стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в регионе вселения - <данные изъяты>., норматив предоставления социальной выплаты - 80 %, от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, и определена сумма получения денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения - <данные изъяты>

При оформлении и выдаче ему государственного жилищного сертификата серии ### неверно был определен норматив предоставления социальной выплаты в размере 80 %.

На основании ст. 5 Федерального закона ### от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ему как гражданину, выехавшему из закрывающегося поселка района Крайнего Севера, должен быть предоставлен норматив социальной выплаты в размере 100 %. Соответственно и сумма на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи должна быть в размере <данные изъяты>.

В результате неправильного определения норматива социальной выплаты, сумма предоставленной ему жилищной субсидии была уменьшена на <данные изъяты> что лишило его возможности приобрести жилое помещение на сумму <данные изъяты>., то есть реализовать свое право на приобретение, предусмотренное законом в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное просит суд удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании истец Гороховский А.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Также заявил ходатайство о взыскании с ответчика в его пользу расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.

Представитель ответчика департамента по строительству и архитектуре администрации Владимирской области Чернышев Б.Б. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным
жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии.

В соответствии с п.48 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке. Банк при открытии банковского счета проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет.

То есть перечисление средств федерального бюджета невозможно без открытия банковского счета, открытие которого в свою очередь, возможно только при наличии сертификата.

В ДД.ММ.ГГГГ года Гороховскому А.А. был выдан сертификат, предоставляющий право на социальную выплату за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты>. Приняв сертификат Гороховский А.А. согласился с условиями подпрограммы, а также подтвердил достоверность сведений, содержащихся в сертификате. Однако в ДД.ММ.ГГГГ года Гороховский А.А. обратился в департамент строительства с претензией к департаменту с требованием о внесении изменений в жилищный сертификат, указав норматив предоставления социальной выплаты в сертификате в размере 100%. Департаментом в выполнении данного требования было отказано. После чего вместо того, чтобы в соответствии с п.46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов расторгнуть договор банковского счета без перечисления средств социальной выплаты, Гороховский А.А. реализовал, как он считает свое нарушенное право. Следовательно, Гороховским А.А., п. 46 вышеуказанных правил был исполнен частично.

На основании вышеизложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Представитель ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В письменных возражениях указал, что Гороховский А.А. выехал из ликвидированного поселка Иультин на постоянное место жительства в <...> в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем при предоставлении ему жилищной субсидии в ДД.ММ.ГГГГ не имелось оснований для отнесения его к первоочередникам. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В письменных возражениях указал, что требования истца предполагают предоставление ему денежных средств без применения механизма выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предусматривающего исключительно целевое назначение социальной выплаты, которая направляется в установленном порядке на оплату представленных в банк договоров купли-продажи жилых помещений. Именно поэтому, в случаях, если размер социальной выплаты, указанный в сертификате. превышает стоимость приобретаемого жилого помещения, превышающая сумма не остается на счете владельца сертификата, а возвращается в федеральный бюджет. Предоставление владельцам сертификатов – участникам подпрограммы средств социальной выплаты в ином порядке, а именно «на руки», не соответствует ее целевому назначению, противоречит бюджетному законодательству, условиям подпрограммы, Закону и, следовательно, исключается.

В целях исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ Гороховский А.А. был включен в списки на получение жилищной субсидии в первую очередь. Однако, жилищная субсидия была исчислена по нормативу 80%. Истец при получении сертификата с данным размером жилищной субсидии согласился.

На основании изложенного считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон ###) право на предоставление жилищных субсидий распространяется на граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. При этом, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Статьями 3, 4 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что постановка на учет граждан, имеющих право па получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ норматив предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, полярных станций составляет 100 процентов от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Статьей 10 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления средств федерального бюджета па жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливается Правилами выпуска и реализации государстве иных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В соответствии с п.12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитываемся на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

При получении государственного жилищного сертификата гражданин - участник Подпрограммы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.

Пунктом 46 Правил предусмотрено, что при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истец Гороховский А.А. выехал из ликвидированного на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### поселка <...> на постоянное место жительства в <...>.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ по <...> под номером ###, в категории граждан, выехавших из городов, поселков, с полярных станций, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти РФ и по согласованию с Правительством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Гороховский А.А. получил в администрации муниципального образования городское поселение <...> государственный жилищный сертификат серии ### о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, выданный департаментом строительства и архитектуры администрации <...> ДД.ММ.ГГГГ

Согласно полученному сертификату Гороховскому А.А. предоставлен норматив социальной выплаты в размере 80 % от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья. Размер социальной выплаты составил <данные изъяты>.

Не согласившись с размером социальной выплаты, ДД.ММ.ГГГГ Гороховский А.А. направил претензию в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, прося внести изменения в государственный жилищный сертификат, указав размер выплаты 100%.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области известил истца о том, что выделение ему 100% социальной выплаты, как выехавшему из районов Крайнего Севера, противоречит действующему законодательству.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, действующий от имени Гороховского А.А. (покупатель) заключил с ФИО5, действующим от имени ФИО6 (продавец) договор купли-продажи квартиры по адресу : <...>, общей площадью 53.5 кв.м. по цене <данные изъяты>.

Оплата стоимости квартиры была произведена Гороховским А.А. путем перечисления денежных средств в сумме <данные изъяты>. со счета, на который были зачислены денежные средства по государственному жилищному сертификату.

Как следует из п.2 Правил предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В силу п.65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

Судом усматривается, что в результате финансовой поддержки государства в порядке подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Гороховским А.А. приобретено жилое помещение. Не согласившись с размером социальной поддержки, истец не оспорил отказ департамента строительства и архитектуры администрации <...> по внесению изменений в жилищный сертификат в судебном порядке, не расторг договор банковского счета, а произвел перечисление средств социальной выплаты за приобретаемое жилое помещение.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения искового заявления истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Гороховского А.А. к Министерству регионального развития Российской Федерации, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, третьему лицу ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о взыскании части жилищной субсидии в размере 185460 рублей, не предоставленной жилищным сертификатом серии ###, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.

Председательствующий судья А.В.Горячева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья А.В.Горячева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200