Дело № 2- 4143/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 год г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н.Мысягиной
при секретаре Н.В. Клюевой
истца В.Я. Грубого
представителя истца Рыбкина Д.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года,
представителя ФСИН России Новикова А.В. по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
представителя УСФИН России по Владимирской области Круглышева И.Н. по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года,
представителя ФБУ ИК- 3 ФСИН России по Владимирской области Правдухина С.В. по доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грубого В. Я. к ФБУ ИК - 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности выдать жилищный сертификат, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Грубый В.Я. обратился в суд с иском к ФБУ ИК - 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности выдать жилищный сертификат, взыскании судебных расходов.
В обосновании заявленных исковых требований суду указал, что проходил службу в ФБУ ИК - 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, являлся аттестованным сотрудником, имел специальное звание – подполковник внутренней службы.
Приказом начальника Управления исполнения наказаний РФ по Владимирской области ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен из органов уголовно- исполнительной системы по ст. 58 пункту «з» «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного постановлением ВС РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ (по ограниченному состоянию здоровья). Согласному данному приказу его выслуга лет составила 17 лет 08 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 24 года 02 месяца 14 дней.
Согласно договору о найме жилья от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом Владимирского нотариального округа ФИО7, он проживает в комнате площадью 17, 2 кв.м, в квартире расположенной по адресу : <...>. У него отсутствуют на праве собственности обьекты недвижимого имущества, отсутствует жилое помещение, которое он мог бы занимать по договору социального найма.
Согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Считает, что в соответствии Указом Президента РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ, Указом Президента РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 1 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», п.п.1, 5, 6, 9, 12 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», ответчик ФСИН России обязан выдать ему государственный жилищный сертификат. Кроме того, просит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности на имя представителя в сумме 500 рублей с ответчика ФБУ ИК -3 Федеральной службы исполнения наказания по Владимирской области, поскольку данный ответчик самоустранился от ведения и формирования его жилищного дела и комплектования учетного дела получателя государственного жилищного сертификата.
В ходе судебного заседания в полном обьеме поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) Новиков А.В. с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении в полном обьеме.
В обосновании своих возражений суду указал, что жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, только по месту жительства органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. В связи с этим, с ДД.ММ.ГГГГ во всех органах и учреждениях УИС постановка граждан на жилищный учет прекращена.
Согласно выписке из протокола комиссии администрации Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### Грубый В.Я. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, обязанность по обеспечению жильем Грубого В.Я. возложена на орган местного самоуправления, а именно- на администрацию Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области.
В соответствии с п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств- участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно- исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с огранизационно-штатными мероприятиями.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности относятся учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно- исполнительной системы.
Грубый В.Я. никогда не проходил службу в учреждениях УИС с особыми условиями хозяйственной деятельности, что подтверждается послужным списком из личного дела. ФБУ ИК- 3 УФСИН России по Владимирской области никогда не являлось учреждением УИС с особыми условиями хозяйственной деятельности. Таким образом, вышеуказанное постановление Правительства не распространяется на истца.
Находит несостоятельной ссылку истца на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ ###- ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку на сотрудников уголовно- исполнительной системы нормативно- правовые акты военнослужащих не распространяются.
Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном обьеме.
Представитель ФБУ ИК -3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области Правдухин С.В. с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит отказать истцу в их удовлетворении в полном обьеме.
В обосновании своих возражений суду указал, что ДД.ММ.ГГГГ жилищно- бытовая комиссия учреждения ФБУ ИК - 3 Федеральной службы исполнения наказания по Владимирской области рассмотрела на очередном заседании заявление Грубого В.Я. и приняла решение о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, в журнале регистрации сотрудников учреждения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регистрация не производилась, так как протокол заседания жилищно- бытовой комиссии учреждения от ДД.ММ.ГГГГ был признан недействительным, ввиду неправомерности принятого на заседании решения о постановке Грубого В.Я. на учет в учреждении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку комиссия не учла тот факт, что необходимые для постановки Грубого В.Я. на учет документы были представлены заявителем и датированы позднее вступления в силу Жилищного Кодекса РФ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вступлением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ постановка сотрудников и пенсионеров УИС на учет нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах ФСИН России прекращена, принять участие в подпрограмме и, в дальнейшем, получить жилищный сертификат могут только граждане, вставшие на жилищный учет по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ
По информации, представленной УФСИН России по Владимирской области, с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ, а также с заявлением о включении в подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты» Грубый В.Я. не обращался. Оснований для признания истца участником подпрограммы и соответственно выдачи жилищного сертификата по линии ФСИН России не имеется.
С учетом того, что Грубый В.Я. состоит на учете в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области решение вопроса о получение жилищного сертификата ему необходимо решать в муниципальном образовании по выбранному им месту жительства во Владимирской области.
Представитель УФСИН России по Владимирской области Круглышев И.Н. с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит отказать истцу в их удовлетворении в полном обьеме. В полном обьеме поддержал доводы представителя ФСИН России и представителя ФБУ ИК- 3 ФСИН России по Владимирской области.
Представитель администрации Новоалексанлдровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.
Из отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исковые требования Грубого В.Я. поддерживает в полном обьеме.
Исследовав материалы дела, выслушав обьяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации издано постановление ###, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002- 2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».
В 2006 г. мероприятия федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» включены в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г.
ДД.ММ.ГГГГ Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы приняло Постановление ###, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Из содержания Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, и регулирует особый вид правоотношений между государством, военнослужащим, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 5 подп. «а» Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов установлено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получения жилых помещений); сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
При этом выдачу сертификатов гражданам- участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Установленные Правила предусматривают порядок формирования списков граждан- участников подпрограммы.
В силу п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению ###, к которому прилагаются документы. Форма указанного рапорта предусмотрена приложением к Правилам.
В ходе судебного заседания установлено, что Грубый В.Я. проходил службу в ФБУ ИК -3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, являлся аттестованным сотрудником и имел специальное звание- подполковник внутренней службы.
Приказом начальника Управления исполнения наказаний РФ по Владимирской области ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов уголовно- исполнительной системы по ст. 58 пункту «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному приказу его выслуга лет составила 17 лет 08 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 24 года 02 месяца 14 дней.
Из договора о найме жилья от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Владимирского нотариального округа ФИО7, следует, что Грубый В.Я. проживает в комнате площадью 17, 2 кв.м, в квартире расположенной по адресу: <...>. (л.д. 11).
Согласно сообщению ГАУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» Суздальский филиал ### от ДД.ММ.ГГГГ, за Грубым В.Я. право собственности на обьекты недвижимости на территории <...> и Суздальского района Владимирской области не зарегистрировано.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ жилищно- бытовая комиссия учреждения ФБУ ИК -3 Федеральной службы исполнения наказания по Владимирской области рассмотрела на очередном заседании заявление Грубого В.Я. и приняла решение о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, в журнале регистрации сотрудников учреждения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регистрация не производилась, так как протокол заседания жилищно- бытовой комиссии учреждения от ДД.ММ.ГГГГ был признан недействительным, ввиду неправомерности принятого на заседании решения о постановке Грубого В.Я. на учет в учреждении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку комиссия не учла тот факт, что необходимые для постановки Грубого В.Я. на учет документы были представлены заявителем и датированы позднее вступления в силу Жилищного Кодекса РФ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3 Инструкции «О порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов гражданам- участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы» в уголовно- исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ###, для участия подпрограмме допускаются сотрудники, состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.
В ходе судебного заседания установлено, что в соответствующем списке очередников ФБУ ИК- 3 УФСИН России по Владимирской области Грубый В.Я. на момент увольнения из органов уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ не состоял. Кроме того, с заявлением о включении в подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты» до увольнения со службы и в период увольнения Грубый В.Я. к ответчикам не обращался. Только ДД.ММ.ГГГГ, он обратился на имя начальника ИК ### Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области с заявлением о включении его в списки претендентов на получение «Государственного жилищного сертификата» (л.д. 18-19).
Суд находит несостоятельными доводы истца о том, что его заявление об оказании безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости приобретаемого жилья от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищно- бытовой комиссии ФГУ ИК- 3 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ об оказании Грубому В.Я. безвозмездной финансовой помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств по оплате стоимости приобретаемого жилья, является рапортом о включении в списки претендентов на получение «Государственного жилищного сертификата», поскольку форма указанного рапорта и необходимые для этого документы предусмотрены п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства ### от 21.-3.2006г.
Поскольку участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы» носит заявительный характер, при этом истец в период увольнения не только не состоял в списке очередников на получение жилых помещений и улучшение жилищных условий, но и не обращался с рапортом об участии в данной программе, у ответчиков отсутствовали и отсутствуют правовые основания для включения истца в данную программу.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ФСИН России выдать ему Государственный жилищный сертификат, поскольку он не состоит в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти - ФБУ ИК - 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области.
Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, Грубый В.Я. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно решению заседания жилищно- бытовой комиссии администрации Новоалексадровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ Грубый В.Я. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Кроме того, на основании п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О некоторых вопросах реализации подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002- 2010 годы», Грубый В.Я. воспользовался своим правом на получение государственного жилищного сертификата по выбранному им месту жительства во Владимирской области (л.д.16).
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд принимает во внимание также следующее.
По смыслу Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09. 1998г. ###.
Этими правилами, как и пунктом 13 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному или постоянному месту жительства до увольнения с военной службы вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы.
Только при наличии указанных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном обьеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Грубому В. Я. в удовлетворении заявленных исковых требований к ФБУ ИК- 3 Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности выдать жилищный сертификат, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ год
Стороны вправе ознакомиться с решением суда ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.Н. Мысягина