2-172/2011(об обязании поставить в первуюочередь на получение жилищной субсидии)



Дело № 2-172/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» января 2011 г. г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Якушева П.А.,

Мухиной Е.В.,

с участием:

представителей заявителя – Махровой Л.А. – Карцева А.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,

представителя заинтересованного лица – департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области – Чернышева Б.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махровой Л.А. об обязании департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить заявителя и членов ее семьи в первую очередь на получение жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Махрова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением (заявлением), в котором просила:

- обязать департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить её с составом семьи четыре человека: Махрова Л.А., Махров А.Г., Русакова Н.А., Махрова А.А., на учет согласно Федеральному закону от 25.10.2002 № 15-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как граждан, выехавших из ликвидированного на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### поселка <...>;

- обязать департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области выдать жилищный сертификат Махровой Л.А., проживающей по адресу: <...> квартал, <...>.

Определением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ был принят отказ Махровой Л.А. от требования об обязании департамента строительства и архитектуры администрации <...> выдать жилищный сертификат Махровой Л.А., проживающей по адресу: <...> квартал, <...>. Производство по делу в части данного требования было прекращено.

В обоснование Махрова Л.А. указала, что является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010 год (в составе семьи из четырех человек), изъявивших желание получить сертификаты в 2010 г. по Владимирской области, за ### по категории «работающие граждане» (пятая очередь).

Махрова Л.А. не согласна с установленной ей очередностью, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в Чукотском автономном округе и социальной защите населения поселка <...>» был ликвидирован <...>, в котором Махрова Л.А. проработала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно абзацу второму ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии в первую очередь предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Однако в сообщении департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ### заявителю было разъяснено, что правом первоочередного обеспечения жилищными субсидиями обладают граждане, зарегистрированные и проживающие в городах, поселках и полярных станциях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерацией. В связи с тем, что заявитель и члены ее семьи уже выехали из поселка Иультин и проживают в настоящее время в г. Киржаче, правом на первоочередное получение субсидии семья заявителя не обладает.

Махрова Л.А. полагает данный ответ незаконным, просит обязать департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить её с составом семьи четыре человека в первую очередь на получение жилищной субсидии.

В судебное заседание Махрова Л.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Представитель заявителя поддержал заявление по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица – департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области – просил суд отказать в удовлетворении требований Махровой Л.А.

В обоснование возражений указал, что в соответствии с абзацем вторым ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии в первую очередь предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Махрова Л.А. и члены ее семьи являются не выезжающими, а выехавшими из районов Крайнего Севера гражданами, в связи с чем правом на первоочередное получение жилищных субсидий не обладают.

Заинтересованное лицо – Министерство регионального развития Российской Федерации, - извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило. В письменных возражениях полагало требования Махровой Л.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку заявитель является гражданином выехавшим, а не выезжающим из районов Крайнего Севера, в связи с чем права на первоочередное получение субсидии не имеет.

Заинтересованное лицо – Правительство Чукотского автономного округа – в письменном отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, оставило разрешение вопроса на усмотрение суда, указав, что, по мнению Правительства Чукотского автономного округа, Махрова Л.А. имеет право претендовать на первоочередное предоставление жилья.

Заинтересованные лица – администрация Киржачского района Владимирской области и администрация городского поселения г. Киржач, – извещенные о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Заинтересованные лица – Махров А.Г., действующий от своего имени и от имени Махровой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Русакова Н.А., - извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

С учетом мнения представителя Махровой Л.А. и представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заявителя и заинтересованных лиц.

Поскольку на стадии постановки граждан в очередь на получение жилищной субсидии отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан в очередь, носят публичный характер, соответствующие решения органов власти могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Несмотря на форму обращения в суд – исковое заявление – по своему характеру обращение Махровой Л.А. в суд представляет собой заявление о признании незаконным решения департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области и обязании устранить нарушение прав и свобод.

В связи с чем заявление Махровой Л.А. рассматривалось судом по правилам главы 25 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, определяются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», согласно которым право на участие в подпрограмме имеют, в частности, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (подпункт «з» пункта 5 указанных Правил).

Срок действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» истек. Между тем, в соответствии с приложениями 26 и 27 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Владимирской области предусмотрено выделение денежных средств на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 2.1 пункта 2 постановления Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области поручено на основании списков, представляемых органами местного самоуправления, ежегодно, не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, формировать, вносить на утверждение заместителю Губернатора области и направлять государственному заказчику подпрограммы сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению главы администрации Чукотского автономного округа от 13.09.1995 № 311 «Об упразднении и объединении населенных пунктов в Чукотском автономном округе» принято решение упразднить ряд горняцких и геологических поселков, в том числе – <...>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1995 № 1188 «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в <...> и социальной защите населения поселка «Иультин» последний был ликвидирован. Указанным постановлением была оказана помощь жителям поселка «Иультин» в переселении в другие районы Российской Федерации (п. 1). Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике и администрации Чукотского автономного округа поручено оказывать всестороннюю помощь жителям поселка «Иультин» в поисках новых мест проживания и работы (п. 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###-р с ДД.ММ.ГГГГ произошла консервация обогатительной фабрики, рудников «Иультин» и «Светлый» Иультинского горно-обогатительного комбината. Администрации Чукотского автономного округа рекомендовано осуществлять финансирование расходов, связанных с выездом работников Иультинского горно-обогатительного комбината.

Как следует из трудовой книжки Махровой Л.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проработала в <...>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Чукотского автономного округа Махрова (Русакова) Л.А., Махров А.Г., Русакова Н.А. действительно проживали в поселке <...>.

При выезде на постоянное место жительства во Владимирскую область жилое помещение в поселке Иультин сдано в администрацию Иультинского муниципального района.

Жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета согласно Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при выезде на постоянное место жительства в центральные районы страны не получали.

Участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### в <...> муниципальном районе Чукотского автономного округа не являются.

Согласно справке ТСЖ «Иультинка» от ДД.ММ.ГГГГ Махрова Л.А. с составом семьи 4 человека (она, супруг Махров А.Г., дочь Махрова А.А., дочь Русакова Н.А.) зарегистрированы и проживают по адресу: <...> квартал, <...>.

Как следует из уведомления администрации городского поселения г. Киржач Киржачского района от ДД.ММ.ГГГГ Махрова Л.А. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, по категории: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с ДД.ММ.ГГГГ и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010 г. (состав семьи 4 человека) под № 6.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения г. Киржач Киржачского района Махровой Л.А. сообщается, что администрация городского поселения г. Киржач направляет список граждан, изъявивших желание получить сертификаты в планируемом году, в департамент строительства и архитектуры администрации области. Из данного списка департаментом строительства и архитектуры формируется сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В сообщении департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ### заявителю было разъяснено, что правом первоочередного обеспечения жилищными субсидиями обладают граждане, зарегистрированные и проживающие в городах, поселках и полярных станциях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерацией. В связи с тем, что заявитель и члены ее семьи выехали из поселка Иультин и проживает в настоящее время в г. Киржаче, правом на первоочередное получение субсидии семья заявителя не обладает.

Как следует из Сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по Владимирской области (л.д. 32), Махрова Л.А. с составом семьи 4 человека состоит в указанном Сводном списке под № 30 как пенсионер (третья очередь).

При формировании указанного Сводного списка департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области действовал в пределах предоставленных ему постановлением Губернатора Владимирской области от 19.06.2006 № 435 «О мерах по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» полномочий и с соблюдением установленного порядка.

Вместе с тем, суд полагает необоснованным решение департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области о том, что Махрова Л.А. и члены ее семьи не имеют права на первоочередное получение жилищных субсидий, поскольку являются не выезжающими гражданами из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выехавшими из указанных районов.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 данного Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 данного Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 данного Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом абзацем третьим ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

По мнению суда, анализ законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, позволяет сделать вывод о том, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются как выезжающим, так и выехавшим не ранее 1 января 1992 года гражданам из населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Так, согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим их указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.

Следовательно, равное право на получение жилищной субсидии имеют граждане, как выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.

Далее, статья 2 устанавливает очередность предоставления жилищных субсидий для граждан, как выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в зависимости от объективных факторов:

в первой очереди таким фактором является решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации о закрытии населенного пункта (что влечет объективную невозможность проживания в нем и вынуждает граждан независимо от их воли покинуть населенный пункт);

во второй очереди таким фактором является инвалидность (с учетом стажа работы);

в третьей – выход на пенсию (с учетом стажа работы);

в четвертой – признание гражданина безработным и нахождение не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с учетом стажа работы);

в пятой – факт трудоустройства.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для постановки граждан в первую очередь являются:

- факт проживания гражданина в городах, поселках и на полярных станциях, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- гражданин должен являться выезжающим из городов, поселков и с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо выехать из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.;

- указанные города, поселки и полярные станции должны закрываться в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Поскольку Махрова Л.А. выехала из поселка Иультин после 01.01.1992 г. и данный поселок закрывался в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, то она может быть включена в первую очередь из установленных статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Ссылку представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области (а также содержащуюся в письменных возражениях Министерства регионального развития Российской Федерации) в обоснование своих доводов на Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, суд признает не относящейся к предмету настоящего дела, поскольку в указанном Определении Верховного Суда Российской Федерации анализируются полномочия Губернатора Магаданской области и дословно процитировано содержание абзаца второго ст. 2 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» применительно к обстоятельствам конкретного дела и безотносительно к вопросу о том, имеют ли граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., право на получение субсидии в первой очереди.

Утверждение представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области о том, что права Махровой Л.А. не нарушены, поскольку она стоит в очереди за ### как пенсионер, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ошибочно. Очередность не должна противоречить Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данный вывод суд основывает на положении Конституции Российской Федерации о нахождении в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты (пп. «б», «ж» ст. 72, ст.7 6). Гарантия предоставления жилищных субсидий в первую очередь гражданам, выезжающим и выехавшим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации является справедливым вознаграждением за их труд в экстремальных природно-климатических условиях и направлена на защиту прав и интересов в первую очередь граждан, которые вынуждены покинуть Крайний Север и приравненные к ним местности в связи с закрытием городов, поселков, полярных станций, где они проживали и трудились.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

О нарушении прав Махровой Л.А. стало известно из письма департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ###. В суд Махрова Л.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, учитывая, что нарушение права Махровой Л.А. носит длящийся характер, а сводный список периодически обновляется, принимая во внимание социальную ценность и значимость нарушенного права, суд полагает возможным признать причины пропуска срока уважительными и восстановить процессуальный срок. Суд также учитывает избранную Махровой Л.А. форму защиты – исковое заявление и дискуссионный характер вида гражданского судопроизводства по данной категории дел.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области подлежит взысканию в пользу заявителя уплаченная Махровой Л.А. при подаче заявления государственная пошлина в размере, установленном подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, - 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Махровой Л.А. об обязании департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить заявителя и членов ее семьи в первую очередь на получение жилищной субсидии удовлетворить.

Обязать департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить Махрову Л.А. с составом семьи четыре человека (Махрова Л.А., Махров А.Г. - супруг, Русакова Н.А. - дочь, Махрова А.А. - дочь) на учет согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как граждан, выехавших из ликвидированного на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### поселка <...>.

Взыскать с департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в пользу Махровой Л.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья П.А. Якушев

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2011 г.

Председательствующий судья П.А. Якушев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200