Дело № 2-1025/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» февраля 2011г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.,
при секретаре Сусловой А.С.,
с участием прокурора Скорлупина А.Ю.,
заявителя Дударева Ю.А.,
представителей заявителя Денисова В.В., Рака К.А.,
представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира Орловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 15 Дударева Ю.А. о признании постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты незаконным и его отмене, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л :
Кандидат в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 15 Дударев Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира (далее ТИК), на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 15 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва незаконным и отмене его полностью; об обязании Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 15 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Дударева Ю.А.
В обоснование заявления Дударев Ю.А. указал, что постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### были назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира.
Избирательной комиссией муниципального образования город Владимир принято постановление ### «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на Территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира». В соответствии с этим постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 15 возложены на Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира.
Им в ТИК представлены документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, а ДД.ММ.ГГГГ в ТИК были сданы документы на регистрацию кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному округу № 15, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 40 (сорока) штук, содержащие 100 (сто) подписей избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которому Рабочей группой территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 проверено 100 подписей избирателей, из которых 12 подписей признаны недействительными. Рассмотрев его возражения на итоговый протокол ТИК, учитывая приложенное к возражению письмо ОУФМС по Владимирской области в Октябрьском районе города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, признала две подписи действительными.
ДД.ММ.ГГГГ ТИК приняла постановление ### об отказе в регистрации Дудареву Ю.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу ###.
Данное постановление является незаконным и подлежит отмене в виду нижеследующего. Основанием для отказа в регистрации согласно постановлению является пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», а именно недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Для регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу № 15 требовалось представить 92 подписи избирателей, им представлены 100 подписей, из которых 10 признаны недействительными и недостоверными. Семь подписей признаны недействительными по пп. «а» п. 12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности, что подтверждается справкой ОАСР
УФМС России по Владимирской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Одну из них считает признанной недействительной незаконно в виду следующего.
Согласно справкам отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы РФ в подписном листе № ### в строке 2 указана неверно фамилия, а именно по данным ОАСР УФМС ФИО16. При признании недействительной написания фамилии ТИК не исследовала должным образом соответствие представленных данных действительности, а именно не учла специфические особенности почерка. Возможные разночтения в написании букв «н», «и» указанной фамилии связаны со специфическими особенностями почерка лица, осуществляющего сбор подписей. Данный факт подтверждается заявлением лица, осуществляющего сбор подписей - ФИО10
Две подписи в подписном листе ###, строки 2 и 3, исключены по п.13 ст.33
Избирательного кодекса Владимирской области, а именно подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом, являются недостоверными. При этом ТИК взяла за основу справку специалиста по результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений избирателей и подписей избирателей в подписных листах от ДД.ММ.ГГГГ ###. Считает признание указанных подписей недействительными незаконным в связи со следующим.
Справка специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ### содержит выводы, которые носят предположительный (вероятностный) характер, а не утверждающий (категоричный). Утверждение специалиста в вероятностной форме отличается от утверждения в форме категоричной тем, что категоричный вывод не допускает иных толкований, иного понимания. При этом вероятностное суждение связано с ограниченной сопоставимостью сравниваемых объектов по причине их краткости и ограниченностью содержащейся графической информации. То есть вероятностное суждение предполагает различное толкование сделанных выводов и не дает возможности сделать однозначного вывода по вопросу достоверности подписей избирателей в подписном листе.
Достоверность подписей в подписных листах подтверждается нотариально заверенными заявлениями следующих избирателей: ФИО2, проживающий <...>; ФИО3, проживающий <...>.
В перечисленных выше заявлениях, заверенных нотариально, четко указано, что подписи в подписных листах сделаны собственноручно избирателями.
Необходимое для принятия решения о регистрации кандидата количество подписей составляет 92 подписи. Представлено 100 с учетом резерва, исключено 10, в ходе заседания рабочей комиссии две подписи из исключенных признаны действительными. Необходимое для принятия решения по регистрации количество подписей составляет две подписи.
Следовательно, достоверных подписей было достаточно для принятия решения о регистрации Дударева Ю.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу № 15.
Таким образом, решение ТИК об отказе в регистрации является необоснованным и прямо противоречит действующему законодательству.
Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантирует каждому участие в подлинных, свободных выборах на основе равного избирательного права, без дискриминации и необоснованных ограничений.
На основании вышеизложенного Дударев Ю.А. просит удовлетворить заявленные требования.
Заявитель Дударев Ю.А., его представители Денисов В.В., Рак К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира Орлова Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что в строке 2 подписного листа 27 недостоверно указаны сведения о фамилии избирателя (однозначно указано Крашенниникова вместо Крашенинникова), что подтверждается справкой ОАСР УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылка заявителя на особенность почерка не может быть принята во внимание. Согласно пп.«а» п.12 ст.33 данная подпись была признана недействительной в связи с указанием недостоверных сведений об избирателе на основании официальной справки органа внутренних дел. Таким образом, комиссия действовала строго в соответствии с действующим избирательным законодательством. Ссылка заявителя на то, что сборщик подписей ФИО10 готова лично в суде подтвердить доводы, что это особенность почерка сборщика подписей не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данное доказательство нельзя признать допустимым (письменные доказательства не допускается подтверждать свидетельскими показаниями).
Строки 2 и 3 подписного лист 34 признаны недостоверными на основании справки эксперта. ДД.ММ.ГГГГ была получена справка специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области ### о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах.
Согласно указанной справке специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области за подписью специалиста ФИО13, заверенной начальником ЭКЦ УВД по Владимирской области П.А. Хитевым, специалистом выражено сомнение в достоверности 2 подписей избирателей (лист 34 подписи 2 и 3).
На основании данной справки 2 подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Считает указанные действия Рабочей группы по проверке подписных листов и территориальной избирательной комиссии законными и обоснованными, поскольку проверка была проведена с соблюдением порядка проведения проверки подписных листов, установленного п.6 и 13 ст.33 Избирательного кодекса.
Иного порядка признания подписей недостоверными, кроме как на основании заключения эксперта, действующее избирательное законодательство не содержит, в том числе не предусматривает обязанность избирательной комиссии устанавливать достоверность подписей посредством опроса избирателей.
Довод заявителя о том, что достоверность своих подписей избиратели ФИО2 и ФИО3 готовы подтвердить не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям. Во-первых, в силу недопустимости подтверждения письменных доказательств показаниями свидетелей. Во-вторых, экспертом по подписям ФИО2 и ФИО3 было указано, что подписи и даты вероятно выполнены разными лицами. Таким образом, в данном случае подписи признаются недостоверными на основании п. 13 ст.33 Избирательного кодекса и недействительными на основании пп «г» п.12 ст.33 Избирательного кодекса. Даже, если указанные лица вносили свои подписи в подписной лист, даты от их имени ставили другие лица (согласно вероятностному заключению эксперта).
Учитывая изложенное, даже, если предположить, что указанные лица вносили свои подписи в подписной лист Дударева Ю.А., а даты за них вносили другие лица, то данные подписи не могут быть признаны достоверными, поскольку согласно п.9 ст.33 Избирательного кодекса достоверной подписью является подпись, которая не является недостоверной и (или) недействительной.
На момент принятия решения об отказе в регистрации Дудареву Ю.А.. комиссия могла руководствоваться только справкой эксперта, так как иными полномочиями комиссия не обладает, в том числе по сбору почерковедческого материала избирателей и направления его на экспертизу экспертам.
При выявлении нескольких подписей, выполненных одним лицом, недостоверными должны признаваться обе подписи, поскольку иное толкование закона позволяло бы учитывать собранные в поддержку кандидата подписи, выполненные не избирателями, а другими лицами, что не согласуется с буквой и духом закона.
Кроме того, избирательная комиссия обязана учитывать подпись конкретного избирателя, что при выполнении подписей от имени одного лица другим лицом при проверке подписных листов сделать по существу невозможно, так как невозможно определить, какая из двух одинаковых подписей выполнена избирателем, а какая от его имени. Нельзя также исключать, что одинаковые подписи выполнены от имени избирателей другими лицами.
Также обратила внимание суда на то, что 15 подписей в подписных листах имеют вычеркивание горизонтальной сплошной чертой, не оговоренное кандидатом ни в протоколе (до представления подписей в комиссию), ни в самих подписных листах (имеют место только подписи сборщиков подписей, что не соответствует требованиям п.9 ст.33 Избирательного кодекса). Таким образом, указанные подписи также должны подлежать проверке и учету, а именно лист 1 строка 3 - подпись недействительная на основании пп. «е» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись без указания сведений об адресе места жительства избирателя); лист 2 строка 2 - подпись недействительная на основании пп. «е» п. 12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись без указания сведений об адресе места жительства избирателя), п.11 ст.33 Избирательного кодекса (вторая подпись одного и того же лица); лист 3 строка 2- подпись недействительная на основании пп. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателях: номер дома); лист 5 строка 2 - подпись недействительная на основании пп. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателях: год рождения); лист 7 строка 2 - подпись недействительная на основании пп. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателях: год рождения); лист 24 строка 1 - подпись недействительная на основании пп. «г» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи избирателем); лист 30 строка 2 - подпись недействительная п.11 ст.33 Избирательного кодекса (вторая подпись одного и того же лица); лист 37 строка 3 - подпись недействительная на основании пп. «б» п.12 ст.33 Избирательного кодекса (подпись внесена до уведомления комиссии о выдвижении кандидата - 2001 год).
Протокол об итогах сбора подписей, в котором данные подписи исключены, представленный кандидатом Дударевым Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ в ТИК, с целью устранить выявленный недостаток, не может быть рассмотрен в качестве допустимого документа. В силу прямого указания п.9 ст.33 Избирательного кодекса исключение подписей должно быть оговорено до представления подписных листов в избирательную комиссию (то есть до ДД.ММ.ГГГГ); в соответствии с п. 4 ст.33 Избирательного кодекса заменить можно только документ, оформленный с нарушением требований закона (протокол об итогах сбора подписей, представленный в ТИК ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям Избирательного кодекса).
Таким образом, еще восемь подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Дударева Ю.А., являются недействительными.
Учитывая вышеизложенное, в связи с отсутствием оснований для отмены постановления ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ### просила суд отказать в удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 15 Дударева Ю.А.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
На основании ст.2 п.35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом считается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно ст.37 п.1 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии со ст.38 п.24 п.п. «д» Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от 23.12.2010 № 8 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира.
Избирательной комиссией муниципального образования город Владимир принято постановление ### «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на Территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира», в соответствии с которым полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 15 возложены на Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира.
ДД.ММ.ГГГГ Дударев Ю.А. представил в ТИК документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
ДД.ММ.ГГГГ Дударевым Ю.А. также представлены документы на регистрацию кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 40 штук, содержащие 115 подписей избирателей, из которых 15 подписей в подписных листах имеют вычеркивание горизонтальной сплошной чертой.
ДД.ММ.ГГГГ Рабочая группа ТИК провела проверку, представленных Дударевым Ю.А. подписных листов в количестве 100 подписей и признала недостоверными и недействительными 12 подписей избирателей по следующим основаниям:
одна подпись избирателя исключена по основанию, предусмотренному п.11 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», в соответствии с которым при обнаружении нескольких подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные считаются недействительными;
семь подписей избирателей признаны недействительными по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», в соответствии с которым признаются недействительными подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Выявленные несоответствия подтверждаются справкой ОАСР УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ###, от ДД.ММ.ГГГГ № ###;
одна подпись избирателя признана недействительной по основанию, предусмотренному п.п. «г» п. 12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», в соответствии с которым признаются недействительными подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем;
одна подпись избирателя признана недействительной по основанию, предусмотренному п.п. «ж» п. 12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», в соответствии с которым признаются недействительными подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
две подписи избирателей исключены по основанию, предусмотренному п.13 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», в соответствии с которым признаются недостоверными подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, п.п. «г» п. 12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» подписи избирателей с датой проставления другим лицом, что подтверждается справкой УВД ЭКЦ от ДД.ММ.ГГГГ ###.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки подписных листов Рабочей группой ТИК был составлен итоговый протокол.
Рассмотрев возражение Дударева Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ на итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, ТИК учитывая приложенное к возражению письмо ОУФМС России по Владимирской области в Октябрьском районе города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, признала подписи ФИО4, ### года рождения, и ФИО5, ### года рождения, проживающих по адресу: <...>, действительными.
В судебном заседании установлено, что для регистрации кандидату Дудареву Ю.А. необходимо было представить 92 достоверных и действительных подписей избирателей.
Проверкой Рабочей группы ТИК установлено, что из представленных кандидатом Дударевым Ю.А. подписей недостоверными и недействительными являются 10 подписей избирателей, достоверными - 90 подписей избирателей.
Постановлением ТИК ### от ДД.ММ.ГГГГ Дудареву Ю.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
Исследовав доказательства, представленные сторонами, суд считает принятое ТИК постановление ### от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Статьей 2 пунктами 44,45 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
Согласно ст.37 п.1 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Дударев Ю.А. полагает, что подписи в подписном листе ### в строке 2, в подписном листе ### в строках 2 и 3 являются действительными и достоверными, в связи с чем, постановление ТИК об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты незаконно и подлежит отмене.
Установлено, что в подписном листе ### в строке 2 указано лицо, поддержавшее выдвижение Дударева Ю.А. - «ФИО16, ### г.рождения, адрес места жительства : <...>, паспорт серии ###».
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО10 пояснила, что она записала в подписном листе ### в строке 2 фамилию избирателя правильно - «ФИО16», объяснив разночтение особенностью своего почерка, условиями, в которых заполнялся подписной лист.
Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 в ТИК написано заявление о том, что возможные разночтения в букве «н» указанной фамилии избирателя связаны со специфическими особенностями ее почерка.
Согласно справке ОАСР УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, правильная фамилия избирателя с указанными в подписном листе данными – Крашенинникова.
В силу п.п. «а» п.12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательного кодекса Владимирской области» от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ недействительными подписями признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Следовательно, признавая подпись избирателя в подписном листе 27 в строке 2 недействительной, ТИК действовала строго в соответствии с действующим избирательным законодательством. Свидетельские показания ФИО10, ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что написание фамилии избирателя Крашенинниковой - это особенность ее почерка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные доказательства являются недопустимыми.
Суд считает, что неправильное написание фамилии избирателя в подписном листе является существенным обстоятельством, которое препятствует однозначному восприятию сведений о лице, изъявившем желание принять участие в выдвижении кандидата в депутаты.
Подписной лист является документом строгой отчетности и не допускает в своем содержании ошибок, исправлений, неточностей и т.п. В связи с чем, фамилия лица, поддержавшего выдвижение кандидата, указываемая в подписном листе, должна быть строго идентична фамилии данного лица, указанной в общегражданском паспорте.
Также в подписном листе 34 в строках 2 и 3 указаны лица, поддержавшие выдвижение Дударева Ю.А. – «ФИО2, ### г.рождения, адрес места жительства : <...>, паспорт серии ### и ФИО3, ### г.рождения, адрес места жительства : <...>, паспорт серии ###».
Согласно п.13 ст.33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются избирательной комиссией недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. «г» п.13 ст.33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ недействительными подписями признаются подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы, либо дата проставлена другим лицом.
Согласно справке специалиста Экспертно-криминалистического центра Управления внутренних дел по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 в результате проведенного исследования возникли сомнения в достоверности подписей на листе ### и соответствующих им дат внесения в перечисленном подписном листе, оформленного в поддержку выдвижения в депутаты кандидата Дударева Ю.А., что достаточно для вероятного отрицательного суждения о выполнении указанных реквизитов не лицами, от имени которых они значатся. Основания сомнения в достоверности подписи и даты : вероятно выполнены одним лицом.
Справка специалиста, в том числе и при отсутствии категоричного заключения эксперта является надлежащим и достаточным доказательством признания подписей недостоверными. Нотариально удостоверенное заявление ФИО2 о том, что им собственноручно ставилась подпись в подписном листе 34 в строке 2, не может быть признано в качестве допустимого доказательства, поскольку порядок признания подписей избирателей недостоверными строго регламентирован п.13 ст.33 Избирательного кодекса - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Следовательно, признавая подписи избирателей в подписном листе 34 в строках 2 и 3 недостоверными и недействительными, ТИК действовала в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Таким образом, из представленных Дударевым Ю.А. и проверенных ТИК 100 подписей избирателей, недостоверными и недействительными являются 10 подписей избирателей, что не позволяет ему быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты.
В соответствии со ст.76 п.6 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку со стороны ТИК нарушений требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» не выявлено, то оснований для удовлетворения требований Дударева Ю.А. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Дударева Ю.А. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 15 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва незаконным и его отмене, обязании Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 15 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Дударева Ю.А., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 5 дней.
Председательствующий судья А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2011г.
Председательствующий судья А.В.Горячева