Дело № 2-1024/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Мухиной Е.В., |
с участием: прокурора Скорлупина А.Ю., заявителя Афанасьева А.В., представителей заявителя – Афанасьева А.В. – Андреевой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год, представителей заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира – Фурса Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три месяца, и Кивленок Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три месяца, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афанасьева А.В. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, об отказе в регистрации Афанасьеву А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18
и обязании Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, зарегистрировать Афанасьева А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 18,
У С Т А Н О В И Л:
Афанасьев А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира (далее также - ТИК Октябрьского района г. Владимира) об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира (далее также - СНД г. Владимира) двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 и обязать ТИК Октябрьского района г. Владимира зарегистрировать его кандидатом в депутаты СНД г. Владимира по одномандатному избирательному округу № 18.
В обоснование указал, что постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ № ### на 13.03.2011 г. назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 по подготовке и проведению выборов депутатов СНД г. Владимира двадцать шестого созыва возложены на постоянно действующую ТИК Октябрьского района г. Владимира.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьевым А.В. были сданы в ТИК Октябрьского района г. Владимира документы для регистрации его кандидатом в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьеву А.В. был выдан итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов избирателей. Из итогового протокола следовало, что рабочей группой ТИК Октябрьского района г. Владимира проверено 110 подписей, из которых 14 признаны недействительными.
По итогам рассмотрения возражений на итоговый протокол ТИК Октябрьского района г. Владимира признала недействительными еще 2 подписи, ранее не включенные в итоговый протокол.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира ### кандидату в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу ### Афанасьеву А.В. отказано в регистрации на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подп. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
Афанасьев А.С. считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что достоверных подписей было достаточно для регистрации его кандидатом в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу ###.
Так, шесть подписей признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», согласно которому признаются недействительными подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Вместе с тем, в справке отдела адресно-справочной работы УФМС России по Владимирской области (далее также - ОАСР УФМС России по Владимирской области) ошибочно указано, что избиратель, подпись которого содержится в подписном листе ### в строке 1, имеет имя Наталья, поскольку имя избирателя согласно паспорту – Наталия.
При признании недействительными двух подписей избирателей – содержащихся в подписном листе ### в строке 3 и в подписном листе ### в строке 2 – избирательной комиссией не были учтены специфические особенности почерка, вследствие чего ТИК запрашивала в ОАСР УФМС России по Владимирской области сведения на ФИО35 вместо ФИО34 и на ФИО32 вместо ФИО33.
При этом заявитель не оспаривает три из шести подписей, признанных недействительными по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», а именно: содержащиеся в подписном листе ### в строке 2, в подписном листе ### в строке 3, в подписном листе ### в строке 2.
Также две подписи признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «3» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», согласно которому признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления.
По мнению заявителя, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, исправления не делались, а написание цифры «2», которую избирательная комиссия ошибочно посчитала за исправленную цифру «1», связано с техническими навыками особенностей почерка сборщика подписей и неудобным расположением при письме.
Восемь подписей признаны недостоверными по основанию, предусмотренному п. 13 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», согласно которому признаются недостоверными подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, а еще две подписи избирателей - также на основании п. 13 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» и по подп. «г» п. 12 указанной статьи. При этом ТИК Октябрьского района г. Владимира взяла за основу справку специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Указанная справка об исследовании не является надлежащим доказательством по делу, поскольку выводы специалиста носят вероятный, а не категоричный характер. По трем из восьми подписей основанием для сомнения в достоверности подписи послужило то, что особенности письменно-двигательного навыка не характерны для возрастной группы (1923 г.р., 1933 г.р., 1440 г.р.), и еще по трем – «неустойчивость общих параметров движений». Однако указанные обстоятельства не дают оснований однозначно полагать, что данные подписи сделали не сами избиратели. Достоверность подписей в подписных листах подтверждается соответствующими заявлениями избирателей, в которых четко указано, что подписи или подписи и даты сделаны собственноручно избирателями.
По мнению заявителя достоверных подписей было достаточно для регистрации его кандидатом в депутаты СНД г. Владимира по одномандатному избирательному округу ###.
В судебном заседании заявитель и его представитель заявление поддержали по изложенным основаниям.
Представители ТИК Октябрьского района г. Владимира просили суд отказать в удовлетворении заявления Афанасьева А.А., полагая его необоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов СНД г. Владимира двадцать шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа ### по подготовке и проведению выборов депутатов СНД г. Владимира двадцать шестого созыва возложены на постоянно действующую ТИК Октябрьского района г. Владимира.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Афанасьевым А.В. в ТИК Октябрьского района г. Владимира представлены документы о выдвижении кандидатом в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва, а ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Октябрьского района г. Владимира Афанасьевым А.В. были сданы документы для регистрации его кандидатом в депутаты СНД г. Владимира по одномандатному избирательному округу ###.
Согласно п. 7 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи.
Пунктом 2 ст. 31 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также для назначения голосования по отзыву составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно приложению ### к постановлению Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении схемы 28 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов двадцать шестого созыва» число избирателей в одномандатном избирательном округе ### составляет 10096 человек.
1 % от 10096 составляет 100.96, следовательно, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному округу ### составляет 101.
Поскольку необходимое для регистрации заявителя количество подписей не превышает 300, ТИК Октябрьского района г. Владимира были обоснованно проверены все подписи, собранные в поддержку кандидата Афанасьева А.В.
При этом согласно п. 6 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### созданы рабочие группы по проверке подписных листов.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьеву А.В. рабочей группой ТИК Октябрьского района г. Владимира был выдан итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва Афанасьева А.В., согласно которому в результате проверки 110 подписей рабочей группой признано недействительными 14 подписей, из них:
6 подписей – по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности),
2 подписи – по основанию, предусмотренному подп. «з» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»,
6 подписей по основанию, предусмотренному п. 13 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом).
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьевым А.В. в ТИК Октябрьского района представлены возражения на итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва Афанасьева А.В.
Рассмотрев возражения Афанасьева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ на итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов, ТИК Октябрьского района признала ранее не включенные в итоговый протокол проверки подписных листов 2 подписи, содержащиеся в подписном листе ### в строке ### и в подписном листе ### в строке ###, недостоверными по основанию, предусмотренному п. 13 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», п.п. «г» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ### ТИК Октябрьского района г. Владимира кандидату в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу ### Афанасьеву А.В. отказано в регистрации на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подп. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
В суд Афанасьев А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 260 ГПК РФ.
Оценивая законность признания ТИК Октябрьского района г. Владимира подписей недействительными и (или) недостоверными, суд приходит к следующему.
Шесть подписей признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», согласно которому признаются недействительными подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 6 указанной статьи:
1) в подписном листе ### в строке 2 указанный адрес места жительства ФИО (<...>) не соответствует действительности (<...>), что подтверждается справкой ОАСР УФМС России по Владимирской области. Заявителем не оспаривается правомерность признания недействительной данной подписи;
2) в подписном листе ### в строке 3 указанный номер паспорта ФИО1 (###) не соответствует действительности (###), что подтверждается справкой ОАСР УФМС России по Владимирской области. Заявителем не оспаривается правомерность признания недействительной данной подписи;
3) в подписном листе ### в строке 2 указанное имя избирателя (ФИО7) не соответствует действительности (ФИО2), что подтверждается справкой ОАСР УФМС России по Владимирской области. Заявителем не оспаривается правомерность признания недействительной данной подписи;
4) в подписном листе ### в строке 1 указанное имя избирателя (ФИО30) не соответствует сведениям, представленным ОАСР УФМС России по Владимирской области (ФИО31 Проверка достоверности сведений об избирателе Ершовой Н.Я. осуществлялась ТИК дважды (запрос от ДД.ММ.ГГГГ ### и запрос ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ###). Оба раза компетентным органом было установлено, что имя избирателя «<...>», а не «<...>». Представленные на заседание избирательной комиссии заявление сборщика подписей и копия паспорта Ершовой Н.Я. не могли лечь в основу решения комиссии о признании данной подписи действительной, поскольку, во-первых, подлинник паспорта предъявлен не был (подлинник паспорта не представлен и суду) и, во-вторых, ТИК в силу прямого указания п. 6 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» обязана руководствоваться ответом компетентного органа, привлеченного для проверки;
5) в подписном листе ### в строке 3 указанная фамилия избирателя (ФИО9) не соответствует сведениям, представленным ОАСР УФМС России по Владимирской области (ФИО3). Довод заявителя о том, что избирательной комиссией не были учтены специфические особенности почерка сборщика подписей, суд не может принять во внимание, поскольку вторая и третья буквы в фамилии избирателя написаны идентично, в то же время буква «ф» данным сборщиком подписей отчетливо написана в подписном листе ### строка 1 (в отчестве «<...>»). Небрежность при оформлении подписных листов не является основанием для признания подписи избирателя, фамилия которого однозначно читается как «<...>», действительной. Фамилия с любой ошибкой даже в одной букве указывает уже на совершенно другое лицо;
6) в подписном листе ### в строке 2 указанное отчество избирателя (ФИО11) не соответствует сведениям, представленным ОАСР УФМС России по Владимирской области (ФИО4). Довод заявителя о том, что избирательной комиссией не были учтены специфические особенности почерка сборщика подписей, суд не может принять во внимание, поскольку вторая буква в отчестве избирателя однозначно написана как «р», в то же время буква «ф» данным сборщиком подписей отчетливо написана в подписном листе ### строка 1 (в отчестве «<...>»). Небрежность при оформлении подписных листов не является основанием для признания подписи избирателя, отчество которого однозначно читается как «Еримовна», действительной. Отчество с любой ошибкой даже в одной букве указывает уже на совершенно другое лицо.
Таким образом, по мнению суда, указанные 6 подписей были обоснованно признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Две подписи признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «з» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»:
1) подписной лист ### строка 2;
2) подписной лист ### строка 3.
В подписном листе ### в сведениях о паспорте лица, осуществлявшего сбор подписей, - ФИО9 имеется исправление: в написании года «###» в дате выдачи паспорта «###» цифра «1» (вертикальная палочка, черта) исправлена на цифру «2».
Довод заявителя и его представителя о том, что в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (ФИО9), исправления не делались, а написание цифры «2», которую избирательная комиссия ошибочно посчитала за исправленную цифру «1», связано с техническими навыками особенностей почерка сборщика подписей и неудобным расположением при письме, суд признает несостоятельным.
Действительно, в материалы дела представлено заявление ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указывает, что при заверении ею подписного листа ### в дате выдачи паспорта указан 2005 год, исправления не делались, написание цифры «2» в данном случае связано с техническими навыками особенностей ее почерка (а именно неудобное расположение при письме).
Вместе с тем, во всех подписных листах, заверенных ФИО9, цифра «2» выполнена единым образом, отличным от места оспариваемого исправления.
Как следует из объяснений представителя ТИК Октябрьского района г. Владимира, при принятии рабочей группой ТИК и ТИК решения о наличии исправления в подписном листе ### в дате выдачи паспорта сборщика подписей были учтены, в том числе, особенности почерка сборщика подписей, проанализированы все подписные листы, заверенные ФИО9 ###. При этом было установлено, что во всех записях на указанных листах цифра «2» выполнена единым образом, отличным от места оспариваемого исправления. Рабочая группа ТИК и ТИК пришли к выводу о том, что имеет место исправление цифры «1» (вертикальной палочки, черты) на цифру «2». Кроме того, в представленном на заседание ТИК заявлении ФИО9 цифра «2» также выполнена единым, отличным от оспариваемого исправления образом.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что особенность написания цифры «2» связана с неудобным расположением при письме. Избирательное законодательство не связывает сборщика подписей требованием о внесении данных о себе в заверительной надписи непосредственно при осуществлении сбора подписей (то есть в неудобном положении). Для ее внесения сборщик подписей может принять любое положение в удобных для него условиях.
Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих территориальные избирательные комиссии выяснять, препятствуют или нет описки и исправления восприятию сведений. Согласно п. 14 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных, т.е. в данной норме рассматриваются только случаи сокращений, но не исправлений.
Также законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более и менее значимые, в зависимости от чего определять последствия этих нарушений.
Согласно подп. «з» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» недействительными подписями признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления.
Следовательно, указанные 2 подписи в подписном листе ### были обоснованно признаны недействительными по основанию, предусмотренному подп. «з» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Восемь подписей признаны недостоверными по основанию, предусмотренному п. 13 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом):
подписной лист ### строка 2 и подписной лист ### строка 3 (всего две подписи) – согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области указанные подписи выполнены, вероятно, одним лицом;
подписной лист ### строка 1 - согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области «особенности письменно-двигательного навыка не характерны для возрастной группы (### г.р.)»;
подписной лист ### строка 1 - согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области «особенности письменно-двигательного навыка не характерны для возрастной группы (### г.р.), неустойчивость общих признаков параметров движений»;
подписной лист ### строка 3 - согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области «особенности письменно-двигательного навыка не характерны для возрастной группы (### г.р.)»;
подписной лист ### строки 1 – 3 (всего три подписи) - согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области «неустойчивость общих признаков параметров движений».
При этом в общем выводе специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по Владимирской области применительно ко всем указанным восьми подписям установлено: «В результате проведенного исследования возникли сомнения в достоверности следующих подписей от имени избирателей и соответствующих им дат внесения в нижеперечисленных подписных листах, оформленных в поддержку выдвижения в депутаты кандидата Афанасьева А.В., что достаточно для вероятного отрицательного суждения о выполнении указанных реквизитов не лицами, от имени которых они значатся».
Суд признает несостоятельным довод заявителя и его представителя о том, что указанная справка об исследовании не является надлежащим доказательством по делу, поскольку вывод специалиста носит вероятный, а не категоричный характер, по следующим основаниям.
Избирательные правоотношения не относятся к предмету регулирования Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В то же время п. 6 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» допускает привлечение к проверке подписных листов специалистов органов внутренних дел.
Справка специалиста и при отсутствии категоричного заключения является достаточным основанием для признания подписей недостоверными и (или) недействительными, поскольку иных требований к заключению экспертов, привлекаемых к проверке подписных листов, избирательное законодательство не содержит.
Как следует из объяснений представителей ТИК Октябрьского района г. Владимира, избирательная комиссия обратила внимание и на то обстоятельство, что 6 подписей избирателей, на недостоверность которых указал эксперт, расположены в подписных листах одного сборщика подписей – Кузнецовой Н.Ю.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Избирательное законодательство не предусматривает возможности опровержения выводов, сделанных экспертами из числа специалистов органов внутренних дел, привлеченными избирательными комиссиями к проверке подписей в порядке, установленном пунктом 6 статьи 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», письменными заявлениями избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей, а также их устными показаниями.
Поэтому письменные заявления ФИО20, Кузнецовой Н.Ю., ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть приняты во внимание судом.
Поскольку справка специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ### является надлежащим доказательством по делу, то суд оценивает выводы, содержащиеся в данной справке, как доказательство правомерности признания недостоверными и (или) недействительными указанных восьми подписей.
То обстоятельство, что в итоговом протоколе не были указаны подписи, содержащиеся в подписном листе ### в строке 1 и в подписном листе ### в строке 3, и они были признаны недостоверными после рассмотрения возражений кандидата Афанасьева А.В., не влияет на оценку правомерности действий избирательной комиссии, тем более, что согласно ст. 245 ГПК РФ относятся дела, возникающие из публичных правоотношений), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниям отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено подпунктом «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
По смыслу подпунктов 44 и 45 статьи 2, подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктов 49 и 50 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» достоверные подписи - это те подписи, которые не признаны недостоверными и (или) недействительными.
Для регистрации кандидатом в депутаты СНД г. Владимира по одномандатному избирательному округу № 18 необходимо представить 101 подпись, Афанасьевым А.В. (с учетом 13 вычеркнутых строк) представлено 110 подписей.
Количество недействительных подписей составляет 16 подписей. Количество действительных подписей – 94.
Следовательно, на момент принятия ТИК Октябрьского района г. Владимира оспариваемого решения количество достоверных подписей, представленных для регистрации Афанасьева А.В., составляло 94, что менее 101 и поэтому недостаточно для регистрации кандидата.
Поэтому оспариваемым постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира Афанасьеву А.В. правомерно отказано в регистрации на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подп. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В связи с изложенным заявление Афанасьева А.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 260.1, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Афанасьева А.В. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ### по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, об отказе в регистрации Афанасьеву А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу ### и обязании Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ### по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, зарегистрировать Афанасьева А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу ### отказать.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2011 г.
Председательствующий судья П.А. Якушев