2-1036/2011(об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира)



Дело № 2 – 1036/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

с участием прокурора Гунина А.А.,

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Киреевой С.Н. к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира и Управлению Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отмене постановления ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 и понуждении зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17,

У С Т А Н О В И Л:

Киреева С.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира и принять решение о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира.

В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением ### Территориальная избирательная комиссия <...> (далее ТИК), на которую возложены полномочия избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутата Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, отказала в регистрации ей как кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17, выдвинутому избирательным объединением «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Основанием отказа явилось отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких – либо сведений, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области.

Избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ получила ответ из Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в связи с проводимой проверкой биографических и иных сведений, из которых следовало, что она ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: <...> по решению <...> от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку она не извещалась об этом, в судебных заседаниях не участвовала, то, представляя избирательной комиссии сведения о регистрации по месту жительства, не обладала информацией о своем снятии с регистрационного учета по указанному адресу, т.е. добросовестно заблуждалась.

В соответствии с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее Избирательный кодекс) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Однако Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г.Владимира не известила ее в установленный законом срок о выявленных недостатках и неполноте свдений, тем самым нарушив избирательные права как кандидата в депутаты.

Киреева С.Н. в судебном заседании уточнила заявленные требования и просила об отмене постановления ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира и понуждении зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира.

Представитель заявителя также просил удовлетворить заявленные требования, указав, что, если ТИК располагает сведениями о недостатках в период менее трех дней, но более одного дня до заседания комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата и не сообщает кандидату об этих недостатках, она нарушает его права, предусмотренные п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса, п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон не обязывает кандидата вообще представлять документ, подтверждающий место жительства, но обязывает представить паспорт, что Киреева С.Н. и сделала.

В случае, если комиссия выявила неполноту представленных сведений, то она обязана была сообщить об этом кандидату, а тот, в свою очередь, имел право и возможность за день до заседания комиссии внести уточнения в части своего места жительства в заявление о согласии баллотироваться. Однако в этом его права были нарушены ТИК.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Киреева С.Н. уведомила избирательную комиссию о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 от избирательного объединения Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В своем заявлении о согласии баллотироваться она указала адрес места жительства: <...>, а также представила копию паспорта, на пятой странице которого был проставлен штамп о регистрации по названному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ ТИК направлен запрос в Управление федеральной миграционной службы России по Владимирской области ###.

В этот же день Киреева С.Н. представила в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата (подтверждение о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ ###).

На основании п. 5 ст. 28 Избирательного кодекса избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона, п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса, а также разделом 3 Разъяснений порядка применения пункта 1.1. подпунктов «В.1», «В.2» пункта 24, подпунктов «Б.1», «Б.2» пункта 25, подпунктов «З», «И» пункта 26 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года №203/1272-4 (далее Разъяснения ЦИК), не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, избирательная комиссия уведомляет кандидата о выявленных фактах неполноты сведений о кандидате (в этом случае в извещении должно быть указано, какие конкретно сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата) и о несоблюдении требований закона к оформлению документов (в этом случае в извещении должно быть указано, какие конкретно из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение).

ДД.ММ.ГГГГ (за 4 дня до заседания избирательной комиссии) ТИК уведомило Кирееву С.Н. о выявленных фактах неполноты сведений об адресе места жительства в заявлении о согласии баллотироваться, что подтверждается отметкой заявителя о получении извещения.

ДД.ММ.ГГГГ в ТИК поступило заявление Киреевой С.Н. об уточнении сведений о кандидате, в котором вновь умышленно указан адрес места жительства: <...>.

ДД.ММ.ГГГГ (вечером) в ТИК поступило письмо УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### с результатами проверки сведений, из содержания которого следовало, что Киреева С.Н. снята с регистрационного учета по указанному ею адресу ДД.ММ.ГГГГ по решению суда.

Заявитель был уведомлен ТИК в установленном законом порядке о выявленных фактах неполноты сведений о кандидате, в части указания адреса места жительства; указанные недостатки в установленные законом сроки (не позднее чем за один день до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, то есть по правилам исчисления избирательных сроков не позднее ДД.ММ.ГГГГ (включительно) не устранены. Повторное извещение кандидата по одним и тем же обстоятельствам законодательством не предусмотрено.

Согласно разделу 5 Разъяснений если кандидат, извещенный избирательной комиссией о неполноте (отсутствии) каких - либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документах не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата на основании п/п "В.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 (с изменениями) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, сняться с регистрационного учета по старому адресу и зарегистрироваться по новому адресу.

Из копии решения <...> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, представленной заявителем следует, что Киреева С.Н. в жилом помещении по адресу: <...> никогда не проживала, вещи ее по указанному адресу отсутствуют, в родственных отношениях с собственниками жилого помещения не состоит, совместного хозяйства с последними никогда не вела. А, следовательно, в силу положений Жилищного кодекса РФ Киреева С.Н. не приобретала права пользования указанным жилым помещением.

Таким образом, доводы заявителя о том, что он добросовестно заблуждался о своем снятии с регистрационного учета по указанному им в заявлении адресу, являются необоснованными.

Представляя в ТИК сведения о месте жительства, Киреева С.Н. осознавала, что в указанном домовладении она не проживает и никогда не проживала, а также не имела права состоять на регистрационном учете по данному адресу в силу прямого указания закона и фактических обстоятельств.

Следовательно, заявитель располагал информацией о том, что представленный им в заявлении о согласии баллотироваться адрес не является его адресом места жительства.

Ответственность за представление документов в избирательную комиссию, за полноту и достоверность содержащихся в них сведений возложена на кандидата.

Избирательное законодательство не предъявляет каких-либо требований к ТИК по установлению обстоятельств, послуживших причиной допущенных нарушений со стороны кандидата.

Таким образом, у ТИК были основания для отказа в регистрации кандидату Киреевой С.Н. еще и на основании п/п «В» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п/п «В» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в заявленных требованиях, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу п/п «В» и «В.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные основания отражены и в ст. 23.1. Избирательного кодекса Владимирской области.

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### назначены на ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Совета народных депутатов г. Владимира двадцать шестого созыва.

В постановлении Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 17 по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов г. Владимира двадцать шестого созыва возложены на постоянно действующую Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г.Владимира.

На основании ч.ч. 2 и 3 ст. 28 Избирательного кодекса комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы- род занятий).

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

На основании ч. 5 ст. 28 Избирательного кодекса документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

Как следует из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГ Киреева С.Н. уведомила ТИК о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17, выдвинутому избирательным объединением «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о чем представила заявление от ДД.ММ.ГГГГ (Подтверждение от ДД.ММ.ГГГГ ###).

В своем заявлении о согласии баллотироваться она указала, в том числе адрес места жительства: <...>, а также представила копию паспорта серии ###, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <...>, где на пятой странице также стоит штамп с указанным адресом регистрации.

Согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 6 ст. 28 Избирательного кодекса избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ ТИК был направлен запрос в Управление федеральной миграционной службы России по Владимирской области ### о проверке достоверности сведений.

В этот же день Киреева С.Н. представила в ТИК документы для регистрации кандидата (Подтверждение о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ ###).

На основании п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса, а также разделом 3 Разъяснений ЦИК избирательная комиссия, не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, уведомляет кандидата: о выявленных фактах неполноты сведений о кандидате (в этом случае в извещении должно быть указано, какие конкретно сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата); о несоблюдении требований закона к оформлению документов (в этом случае в извещении должно быть указано, какие конкретно из представленных документов
оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение).

Согласно п. 1 ст. 38 этого Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.

Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

ДД.ММ.ГГГГ (за 4 дня до заседания избирательной комиссии), руководствуясь вышеназванными нормами, ТИК уведомила Кирееву С.Н. о выявленных фактах неполноты сведений об адресе места жительства и об образовании и несоблюдении требований закона к оформлению документа, подтверждающего основное место работы кандидата в заявлении о согласии баллотироваться, что подтверждается отметкой заявителя о получении извещения ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в ТИК поступило заявление Киреевой С.Н. об уточнении сведений о кандидате, в котором вновь указано место жительства: <...>

Однако, решением <...> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Киреева С.Н. по данному адресу никогда не проживала, вещи ее по этом домовладении отсутствуют, в родственных отношениях с собственниками жилого помещения не состоит, совместного хозяйства с последними никогда не вела. А, следовательно, в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации не приобретала права пользования указанным жилым помещением. Это решение послужило основанием для снятия Киреевой С.Н. с регистрационного учета по данному месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил суду заявитель, по указанному адресу он никогда не проживал, его фактическое место жительства на день подачи заявления о согласии баллотироваться: <...>. Регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации он не имеет.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а получено под роспись заявителем в <...> ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» гражданин вправе выбирать место жительства и место пребывания по своему усмотрению.

Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно.

Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 5 ст. 3 Избирательного кодекса адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В п. 21 этой же статьи указан исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом Российской Федерации.

Таким образом, Киреева С.Н., будучи свободна в выборе места жительства, обязана была сообщить достоверные сведения о месте регистрации по выбранному ею месту жительства или пребывания.

В соответствии с п.п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 17.07.1995 г. № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, сняться с регистрационного учета по старому адресу и зарегистрироваться по новому адресу.

Как установлено в судебном заседании, заявитель, достоверно зная с ДД.ММ.ГГГГ о решении суда, в котором указано, что он не приобрел права пользования квартирой ### в <...> и подлежит снятию с регистрационного учета по этому адресу, представил в ТИК: как ДД.ММ.ГГГГ, так и ДД.ММ.ГГГГ сведения о своей регистрации по прежнему указанному месту жительства.

Информация из Управления федеральной миграционной службы России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ### (Журнал регистрации документов, поступающих в территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Владимира (рег. номер ###)) в отношении заявителя, в совокупности со сведениями его паспорта свидетельствует о недостоверности сведений, представленных Киреевой С.Н., которая достоверно знала с ДД.ММ.ГГГГ о содержании решения <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии регистрации по адресу: <...>.

В связи с этим доводы заявителя о добросовестном заблуждении относительно места жительства суд признает несостоятельными.

Кроме того, Киреева С.Н. осознавала, что по указанному месту жительства не проживает и никогда не проживала, а также не имела права состоять на регистрационном учете по данному адресу в силу прямого указания закона.. Следовательно, представленные в ТИК сведения в этой части являются недостоверными.

Ответственность за представление документов в избирательную комиссию, за полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата (п. 1 Разъяснений ЦИК).

Избирательное законодательство не предъявляет каких-либо требований к ТИК по установлению обстоятельств, послуживших причиной допущенных нарушений со стороны кандидата.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Избирательного кодекса избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации кандидата. Правила исчисления избирательных сроков установлены ст. 11.1. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Соответственно, решение о регистрации (отказе в регистрации) кандидата Киреевой С.Н. должно было быть принято ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ТИК вынесено постановление ### об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу ### Киреевой С.Н. по п/п «В.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и п/п «В.2» п. 23.1. ст. 33 Избирательного кодекса, а именно: отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 245 ГПК РФ относятся дела, возникающие по заявлениям о защите избирательных прав), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 28 Избирательного кодекса вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанный документ требуется, в том числе, в целях подтверждения адреса места жительства.

Данный вывод ТИК подтверждается постановлением Избирательной комиссии муниципального образования города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне и формах документов, представляемых при проведении выборов депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва».

В пункте 2.2 раздела 2 Постановления в числе прочих документов, представляемых кандидатами при уведомлении о выдвижении указана заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения копия паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность гражданина и содержащего сведения о гражданстве и месте жительства).

В приложении ### к Постановлению, определяющем форму заявления о согласии баллотироваться, в части сведений о паспорте гражданина указано: «вид, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование или код органа, выдавшего данный документ».

Кроме того, данный вывод ТИК подтверждается п. 18 Правил регистрации согласно которому, документом, подтверждающим регистрацию гражданина по месту жительства, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.

В то же время, паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации, содержащей достоверные сведения о месте жительства, кандидат фактически так и не представил.

Согласно разделу 1 Разъяснений ЦИК отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является согласно п/п «В» п. 24 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата. Требования об извещении кандидата, предусмотренное п. 1.1. ст.38 Федерального закона, п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса, к данной ситуации не применяется.

Таким образом, у ТИК были основания для отказа в регистрации кандидату Киреевой С.Н. и на основании п/п «В» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п/п «В» п. 23.1 ст.33 Избирательного кодекса: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации.

Доводы заявителя о том, что ТИК нарушен срок для предоставления возможности кандидату в депутаты предоставить уточнения своих персональных данных, не могут быть приняты судом во внимание.

Избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ (за 4 дня до заседания ТИК) уведомила Кирееву С.Н. о выявленных фактах неполноты сведений об адресе места жительства в заявлении о согласии баллотироваться.

Однако вплоть до ДД.ММ.ГГГГ каких – либо достоверных сведений заявителем в избирательную комиссию не представлено.

В силу вышеназванных норм Федерального закона № 67-ФЗ, а также Разъяснения ЦИК кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению.

Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная этим Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов.

Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона (Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2008 N 49-Г08-3).

В данном случае, Киреевой С.Н. представлена надлежащим образом оформленная копия паспорта, в которой отсутствовала отметка о регистрации по избранному ею месту жительства, но имелся штамп о регистрации по спорному адресу.

Таким образом, вносить дополнительные документы о новом месте регистрации, утвержденные соответствующими регистрирующими органами, не допускается.

Поскольку копия паспорта и решения <...> от ДД.ММ.ГГГГ существуют на момент рассмотрения дела и являются надлежащими доказательствами по делу, то суд с учетом положений ч. 3 ст. 246 ГПК РФ оценивает выводы, содержащиеся в них, как дополнительное доказательство правомерности отказа ТИК Октябрьского района г. Владимира Киреевой С.Н. в регистрации.

Согласно п/п "В" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 23.1. Избирательного кодекса отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата.

Суд отклоняет как несоответствующий закону довод заявителя о том, что отсутствие документа, подтверждающего сведения о месте жительства, относится к неполноте сведений, поскольку в п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 23.1. Избирательного кодекса в качестве самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата делается ссылка на отсутствие этих документов и отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата каких - либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Таким образом, отсутствие документов, необходимых для представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - отсутствием в документах необходимых сведений.

Учитывая, что Киреевой С.Н. не были представлены документы, подтверждающие сведения о месте жительства, которые он указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, суд приходит к выводу о наличии основания для отказа ей в регистрации, поскольку неподтверждение адреса регистрации по месту жительства соответствующими документами является существенным нарушением закона, влияющим на волю избирателей, так как избиратель вправе получить достоверные сведения о месте жительства кандидата.

Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В связи с изложенным, заявление Киреевой С.Н. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Киреевой С.Н. в удовлетворении заявления к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира и Управлению Федеральной миграционной службы по Владимирской области об отмене постановления ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 и понуждении зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение пяти дней со дня принятия решения судом первой инстанции.

Судья И.В. Гвоздилина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200